разработка урока по музыке "Земная и неземная музыка"
план-конспект урока по музыке на тему

Булатова Мария Анатольевна

 

 «Земная и неземная музыка»

 

Ход урока.

1часть.

 

«Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemnaya_i_nezemnaya.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для коллег

«Музыка земная и неземная»

Художественно-педагогическая идея урока: «Музыка есть во всём, земном и неземном.

Оборудование: Видео презентация, аудиозапись колокольных звонов, видео фильм о музыке И.С. Баха.

Приложение 1.

Ход урока.

1часть.

«Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»

Г.Гейне

Приложение 2.

Один мыслитель сказал: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться!!!»

  «Приходит время, когда люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительно панацеей». (Надземное, 608).

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце и сама музыка. В час  восхода оно поёт Земле песню о встрече, а при заходе – мелодию разлуки.

      В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая её единство со всем существующим в природе. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира." -  так утверждали древние мудрецы.

   Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: "музыка - наука о хорошей гармонии. (Кассеодор Сенатор. «О музыке»)

  Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

 

  В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:

    1) на духовную сущность человека;

   2) на интеллект;

   3) на физическое тело.

   "Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни." (Армстронг "Кельтские поэты")

   Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды - кельтские жрецы древней Британии.

   В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец, говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: "... Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов: "Вся музыка, все естественные мелодии – это только слабое непокоренное эхо Имени Творца."

   "Кельтское жречество придавало музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались ее распространением и изучением." Они имели понятие о музыкальных цветах, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий, и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.

   "Песенное Заклинание - ... пение Барда - это духовное действо, источником которого служит сама Земля"

   Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний - это традиция, уходящая корнями в Солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: Заклинания имели огромную силу.

   Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне.

И. С. Бах  в своё время сделал такое открытие – Земля звучит в тон звука «ФА» - звук сердца. Земля звучит в содружестве с другими планетами, получается во вселенной

существует своя гармония. Если одна планета выйдет из строя, то эта высшая гармония нарушится.

Звучит видеофрагмент с концерта «24 часа с музыкой И.С. Баха», проходивший в Германии  - «Аве, Мария»

??? Ваши размышления на эту тему…..

2 часть.

Звучание колокольного звона.

2-й слайд (колокола)

Вы сейчас услышали………………. исцеляющую музыку.

3-й слайд (колокол)

 Колокола Памяти

"...на российской земле существует совершенно гениальное создание, как бы специально предназначенное для вечного поминовения славных сынов и дочерей Родины, которое воздействует на сердца и души людские не только своим внешним видом, высокохудожественным убранством, но и голосом своим - мощным и звучным, торжественным и скорбным.

4-й слайд (звонари России)

Лечебный звон

"Вера в таинственную силу, заключенную в церковном колоколе, пришла к нам с древнейших времен. Считается, что колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо.

Сейчас уже проведён современными  учеными  ряд серьезных исследований о благотворном воздействии колокольного звона православных храмов. Ученые установили, что колокола  работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне,  которые разрушают  болезнетворную среду".

«Слышу вас колокола,

Над землёю,

Против горя, против зла

Вы со мною».

                         

                            «Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила любовь

Над Россией!»

«Голоса колоколов,

Словно пламя,

Как свидетели веков

Всё вы с нами». 

Если бы это был урок у детей, я бы предложила следующие задания:

Исполните эту музыку цветом...

Выразите свои впечатления жестом…

??? Ваши ощущения  во время  звучании колокольного звона…

3 часть.

В заключении, учитель садится за рояль, играет мелодию И.С. Баха «Аве, Мария» и читает стихотворение

Когда садишься за рояль
В момент душевного прилива,
Нажми на левую педаль -
Не надо громко и крикливо.

Восславь звучанье тишины
И мир таинственной природы.
Мы, музыканты, все грешны.
Наш грех - отсутствие свободы.

Свою свободу перелить
В звучанья грешные пытаясь,
Мы мир стремимся отразить
И красоту душевных таинств.

Нажми на левую педаль -
Звучанье будет тише, глуше.
И устремятся ввысь и вдаль
В простор бескрайний наши души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.

Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...

Методическая разработка урока "Взаимопроникновение "серьезной" и "легкой" музыки".

Интегрированный урок в 8 классе по программе Д.Б.Кабалевского. Урок ведут три учителя: музыки, истории и литературы....

Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

       Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г...

Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка урока на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Урок направлен  на формирование у учащихся 5 класса конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Данный урок развивает познавательный интерес детей, творческие способности,...