Рабочая программа по музыке. 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Калиничева Екатерина Владимировна

Рабочая программа по музыке разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_klass.docx90.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                             ЗАЛЕСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

              Согласовано:                                                                                                            Утверждаю:

             Заместитель директора по УВР                                                                              Директор МБОУ Залесовская СОШ

            Третьякова Е. М. ___________                                                                                 Акимов В. М. ___________________

            От __________________ 2012 г.                                                                               От ______________________ 2012 г.

7 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Характеристика учебного предмета

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: «Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как  эти темы имеют  объемный материал для изучения и слушания музыкального материала,  за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. методэмоциональнойдраматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. методхудожественногоконтекста;
  5. методсоздания «композиций»;
  6. методперспективы и ретроспективы.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 7  классе в объеме 34 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии  у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки в 7 классе являются:

  1. формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
  2. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  3. совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
  4. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  5.  наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
  6. приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
  7. сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметными  результатами изучения музыки в 7 классе являются:

  1. анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  2. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  3.         оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
  4. размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  5. использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  6. определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  7. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  8. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  9. участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки в 7 классе являются:

  1. общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  2. осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  3. устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  4.         понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
  5.         осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  6. рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  7.         применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  8.         постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  9.         расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  10.         освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Основные виды учебной деятельности школьников

  1.      На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся — слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений — добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образовательное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге —  полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.
  2.      Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
  3.      Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).
  4.      Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров.
  5.  Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.
  6.      Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
  7.      Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.
  8.      Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально - образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

Организация образовательного процесса

Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной      музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление  исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого  начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Формы : урок.

Типыуроков:

  1. - урокизучениеновогоматериала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. - комбинированныйурок;
  5. - урок контроля умений и навыков.

Видыуроков:

  1. урок – беседа;
  2. лабораторно-практическоезанятие;
  3. урок – экскурсия;
  4. урок – игра;
  5. выполнениеучебногопроекта.

Методыобучения:

  1. Словесные, наглядные, практические;
  2. Индуктивные, дедуктивные;
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые;
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению;
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении;
  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
  1. Устногоконтроля и самоконтроля.

Письменного контроля и самоконтроля.

Система оценки достижений учащихся.

На основе существующей системы пятибалльных  оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:

Отметку "5" – Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" –Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" – Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Контрольуровняобученности.

№ урока

Темаурока

Видконтроля

Формаконтроля

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Текущий - письменный

Тест

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

Текущий - письменный

Тест

27.

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связьвремен.

Текущий - письменный

Тест

34.

Образыкиномузыки. Проверочнаяработа.

Итоговый - письменный

Тест

Учебно-тематический     план    предмета  «Музыка»   (7  класс)

п/п

Разделы и темы

Кол-вочасов

В томчисле:

Контрольныеработы.

Особенностидраматургиисценическоймузыки.

17

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьбачеловеческая – судьбанародная. Родинамоя! Русскаяземля.

2

3

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. ПлачЯрославны.

2

5

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. ПлачЯрославны. Молитва.

2

7

8

Героическая тема в русской музыке.Галерея героических образов.

1

9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитиетрадицийоперногоспектакля .

2

10

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

2

12

13

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки.Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. МузыкальноезодчествоРоссии. Образы «Вечерни» и «Утрени».

1

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечныетемы. Главныеобразы.

2

16

17

Музыка  к драматическому  спектаклю.«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизскаясказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечныемаги».

2

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

18

Музыкальная  драматургия - развитие   музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовнаямузыка. Светскаямузыка.

2

19

20

Камерная инструментальная музыка.Этюд. Транскрипция

2

21

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

2

23

24

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.

2

25

26

Симфоническаямузыка.Симфония №103(с тремололитавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картиннаягалерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

нрк.

5

27

28

29

30

31

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

33

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1

34

 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.

«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

2

1

35

35

2

Содержание  программы предмета Музыка»  7 класс.

тема   I полугодия:

Особенности драматургии сценической музыки. - 16 часов.

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой  чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и  др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

 Первое  полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве»  в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Тема  II  полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки -  18 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов

\

№ урока

Датаплан

Датафакт

Темаурока

Типурока

Элементсодержания

Умения и видыдеятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения

специальные

общеучебные

вид

форма

  Первое полугодие: Особенности  драматургии сценической музыки.

11

Классика и современность.                              

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Урок-беседа.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведенияискусствавсегдапередаютотношениеавтора к жизни.

  1. музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
  2. О.Митяев – «Какздорово»

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что  по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная.

Уметьприводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

-

формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Входнойтекущий

Устныйопрос

Презентация  к уроку

Видео «Битлз»

22

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Комбинированныйурок.

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Народно- эпическая образность в творчестве  русских композиторов, народные истоки в  русской профессиональной музыке, обращение композиторов  к народному фольклору. Углубление знаний  об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор

  1. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
  2. О.Митяев – «Какздорово»

Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена  композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная.

Текущий

Устныйопрос

Фр.в/фоперы «Иван Сусанин»

Презентация к уроку

3

44

Опера «Князь Игорь».  Русская эпическая опера.

Ария князя Игоря. Портрет половцев.

Плач Ярославны.

Урок комплексного применения ЗУН.

Традиционный.

Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений  о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства  с музыкальными характеристиками ее героев (сольных  - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).

  1. Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера.  Понимать принципы драматургического развития на основе  знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..

Текущий

устныйопрос

5      5 5

6    6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. ПлачЯрославны. Молитва.

Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Актуализация  знаний  о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

  1. Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.  

Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов. (опера А.Бородина  « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин,  Б.Тищенко,

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

7    7

Текущий

Групп-повая

Презентация к уроку

8     8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Урок комплексного применения ЗУН.

Традиционный.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.

  1. «Былина о ДобрынеНикитиче»;
  2.  «АлександрНевский» С. Прокофьева
  3. Опера «Князь Игорь» А. Бородина

Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах  различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин,  Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

Фр. Видео «А. Невский», «Князь Игорь»

9     9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

Знакомство с музыкой  американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных  интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая  музыка (оперная и симфоническая).

  1. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение  к  художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

Фр. ф-оперы «Порги и Бесс»

1     10 0  

11 11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.Образ Кармен. Образы   Хозе и Эскамильо.

Урок расширения знаний.

Урок-беседа.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.  Знакомство с творчеством французского композитора  Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цельдрамы – выражениесложныхэмоциональныхсостояний, событий.

  1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
  2. ОбразыХозе и Эскамильо.

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов.  Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.

Текущий

Устныйопросгрупповая

Презентация к уроку

Фр. ф\оперы «Кармен»

12  12

13  13

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Урок расширения знаний.

Традиционный.

Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение  литературного сюжета  в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета  драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.

  1. Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты)

Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

14 14

Сюжеты и образы духовной музыки.Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-лекция.

Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха.Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.

Духовная музыка русских  и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство  с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).

  1. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
  2. «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты

Знать,  актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений  духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.   Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

15  15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Урок расширения знаний.

Урок - обзорнаялекция.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития  и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос -  суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным  исполнением. Просмотрэпизодовизфильма.

  1. Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки.  Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.

Текущий

Устныйопрос

Презентация к уроку

Фр. ф/оперы «Иисус Христос»

     16

1     17 17

Музыка  к драматическому  спектаклю.

«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Традиционныйурок.

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.

  1. «Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя

Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.

итоговый

беседа

тема   II полугодия:        Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

1    18

 Музыкальная  драматургия - развитие   музыки.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вводный. Расширение и углубление знаний.

Урок-беседа.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

  1. Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
  2. «Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
  3. Ария из «Высокой мессы» си-минор
  4.  «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова

Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку

( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и  хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение  музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 -  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работасосправочниками, словарями.

тематический

устныйопрос

беседа

1    19

текущий

устныйопрос

беседа

2    20

Камерная инструментальная музыка.Этюд. Транскрипция.

Комбинированный урок.

Урок расширения знаний.

Традиционный.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.  Особенности развития музыки в камерных жанрах   - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа  и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки  и Ф.Шуберта.

  1. Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
  1. «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони

Знать понятие «этюд», «транскрипция»  особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах.  Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслитьнекоторыечерты,  свойственныемузыкеэпохиромантизма.

текущий

устныйопрос

беседа

21

текущий

устныйопрос

2        21   2121   1

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Традиционныйурок.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях  формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и  «Сюиты

в старинном стиле»  А.Шнитке.

  1. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

Знать- значение терминов  –транскрипция, сюита.

Уметь  сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение  музыки).  Выказыватьличностноеотношение к произведениям.

текущий

устныйопрос

22

тематический

устныйопрос

рисунок

23

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия  сонатная форма.

  1. Соната №8 дляфортепиано Л. Бетховена
  2. Соната №11 В. Моцарта
  3. Соната №2 С. Прокофьева

Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они  проявляются в построении целого произведения и составляющих  его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Пониматьзначениетерминовсоната, выявлятьсодержание и идеюпроизведения.

текущий

устныйопрос

рисунок

2     24 24

текущий

беседа

2      25  25

Симфоническая музыка.

Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.

Симфония №40

В.Моцарта.

Симфония №1

( «Классическая») С.Прокофьева.

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов  и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.

  1. Симфония №43 И. Гайдна
  2. Симфония №40 В. Моцарта
  3. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
  4. Симфония №5 Л. Бетховена
  1. Симфония №8 Ф. Шуберта
  2. Симфония №1 В. Калинникова
  3. Симфония №5 П. Чайковского
  4. Симфония №7 Д. Шостаковича

Понимать значение терминов  – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих  его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.

      26

      27

2                  28 28

текущий

     29

31 30

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Урок-лекция

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси

«Празднества»   закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы  драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси  с темами праздника в творчестве других композиторов.

  1. «Празднества» К. Дебюсси

Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».

Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

текущий

устныйопрос

32 31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Комбинированный.

Урок - обзорнаялекция.

История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра  на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.

Понимать значение термина  - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития.

тематический

устныйопрос

беседа

33 32

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорнаялекция.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.

Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.

  1. «Рапсодия в стиле блюз»  Дж. Гершвина

Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

Уметь:  проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность.

текущий

устныйопрос

34 33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

Комбинированный.

Итоговый.

Урок-викторина.

Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия  и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях  в современной музыкальной культуре. Знакомство  с известными исполнителями музыки народной традии.

Слушание и исполнение произведений  в жанрах легкой, популярной музыки

(мюзикл) .Использование современного  музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

тематический

Тест

35 34

Итоговый

беседа

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка  5 – 7  классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.,  

  1.  «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс», М., Просвещение, 2001г.
  2. фонохрестоматия для   7 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
  3. Учебник «Музыка»   7 класс», М., Просвещение, 2010г.
  4. Рабочая тетрадь для   7  класса, М., Просвещение, 2010г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1 . Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры»

2  . Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3  Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4  Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

5. .Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6. Обучающе – развивающая программа «Музыка и живопись для детей» «Алиса»

7. «Коллекция классической музыки» (МР 3)

8. «Калинка – малинка» РНмелодии в исполнении на гуслях

                                                              Список научно-методической литературы.

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  2. М.  Давыдова «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
  3. Е. Гульянц «Детям о музыке» М., «Аквариум» 1996 г..
  4. Т. Затямина «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
  5. Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Л., «Музыка» 1989 г.
  6. Л. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 -8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008 г.
  7. Песенные сборники.

Печатныепособия

  1. Портретыкомпозиторов в электронномвиде
  2. Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковыепособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматиипомузыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическоеоборудование
  4. Синтезатор, детскиемузыкальныеинструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...