Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: "Поющие поэты"
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Окользина Вера Ивановна

Данная методическая разработка  является одним из трёх уроков  по теме «Поющие поэты» и является вводным уроком, знакомящим школьников с истоками авторской песни и основоположниками бардовского движения в нашей стране и в Санкт-Петербурге.

Методическая разработка по музыке для средней общеобразовательной школы может быть использована для проведения урока (7 класс) или факультативного занятия (7-8 классы), в общеобразовательной школе или учреждении дополнительного образования.

Форма учебной работы предлагается классно-урочная.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Поющие поэты" 83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №349 с углублённым изучением английского языка

г.Санкт-Петербурга

Учитель музыки Окользина В.И.

Разработка урока в 7-м классе

Тема: «Поющие поэты».

.

        Цели и задачи:

1.Формирование интереса учащихся к музыкальной культуре своего города на примере творчества Б. Окуджавы, Ю.Визбора, В. Высоцкого, А.Городницкого.

2. Познакомить учащихся с различными направлениями авторской песни, ее особенностями.

3. Обогащение интонационного запаса учащихся.

4. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков выразительного исполнения.

План урока:

1.Вход: фрагмент песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

Что значит песня в жизни человека?

Богатство содержания песни.

2.Беседа об авторской песне.

Первые создатели авторской песни.

Особенности и предназначение авторской песни, ее распространение.

3.Близость авторской песни русскому романсу

Ю. Визбор «Ты у меня одна»

4.Тема  войны в авторской песне.

Беседа «Героика и трагизм войны».

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Звезды», «Братские могилы».

Б. Окуджава «До свидания, мальчики». Выразительное исполнение песни.

5.А. Городницкий – представитель Петербургской школы авторской песни.

Беседа «Атланты в Петербурге»

А. Городницкий, песня «Атланты». Выразительное исполнение.

6.А. Городницкий – основоположник геологического направления в авторской песне. Песня «Перекаты».

Определяем содержание песни, ее характер.

           Учебно-наглядный комплекс:

                - мультимедийный комплекс, диски с песнями Б.Окуджавы, А.Городницкого, .Высоцкого,        О.Митяева, Ю.Визбора;

- фотографии, портреты композиторов;

- снимки архитектурных ансамблей города, репродукции;

              - тексты песен.

             1. Вход

Звучит инструментальный фрагмент песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

- Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения?

- Какой главный образ этой песни? - надежды маленький оркестрик под управлением любви.

- Давайте исполним эту песню. Как будем петь? – энергично, с движением, маршево.

Учащиеся исполняют песню «Надежды маленький оркестрик».

- Какая особенность мелодии в этой песне? – она все время раскручивается вверх, ведь истинная любовь – это всегда восхождение к себе. Мелодия нигде не прекращается, все длится и длится, как полет.

Странно и неприглядно выглядит этот оркестрик: «Кларнет разбит, труба помята, фагот, как старый посох, стерт, на барабане швы разлезлись….».

Подумайте, почему такой образ? – потому, что он прошел войну, он старый. Бывают периоды, когда людям говорят: сила – вот  что нужно, а любовь не нужна… Но «кларнетист красив, как черт, флейтист, как юный князь изящен, и в вечном сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Вот так – слышат этот оркестрик все, а играет он не каждому. Тот, кому он играет, имеет силы переносить несчастья.

Работа над выразительным исполнением.

              Сегодня мы будем говорить о песнях.

- Что значат песни в нашей жизни? Какую играют роль? – поддерживают, сплачивают, радуют, заставляют глубже и ярче чувствовать.

- Каких можете назвать известных вам авторов песен? –  А.Пахмутова, Е.Крылатов, Соловьев-Седой, Хромушин, Чичков, Гладков, Новиков …

С самого нашего рождения, незаметно, одна за другой, входят песни в нашу жизнь. Сначала простые, потом посложнее. Песни веселые, грустные, бодрые, задумчивые, серьезные, смешные. Песни о Родине, о любви, о дружбе, обо всем, что видим вокруг себя, о чем думаем и мечтаем.

Песня очень богата своим содержанием, с ее помощью можно войти в любую область музыки: оперу, концерт, кантату, симфонию.

Какие можете привести примеры? – П.И.Чайковский, Симфония № 4 («Во поле береза стояла»), Концерт № 1 («Веснянка»); С.С. Прокофьев, опера «Повесть о настоящем человеке» («Зеленая рощица»; Л.Бетховен, Симфония № 9 (Ода «К радости» Шиллер) и. т.д.

2. Поговорим об особой песне – авторской.

- Кто-нибудь знает, что значит авторская песня? Кто такой бард?

Барды и менестрели – это старинное название странствующих певцов – поэтов в Европе.

Бардами называют тех, кто сочиняет песни и их исполняет, аккомпанируя себе на гитаре.

В России авторская песня появилась в 60-х годах ХХ века. Ее создателями были «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, а также и их исполнители. В одних случаях это были профессиональные поэты, которые сочетали песенное творчество с созданием непесенных стихотворений: Б. Окуджава, А. Городницкий. В других случаях – это авторы песен, которые именно в этом жанре реализовали свой поэтический талант: Ю. Визбор, В. Высоцкий, Ю. Кукин и другие.

Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, походах, геологических экспедициях. Они предназначались для узкого круга и предполагали прямой контакт исполнителя и слушателя. При этом создавалась очень теплая доверительная атмосфера.

- О чем могли быть такие песни? – о том, что волновало, было близким. Это было очень искренно.

Со временем некоторые авторы песен начали выступать с публичными концертами. Еще более расширился круг слушателей, когда появились магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать и петь тысячи людей по всей стране. Их песни пришлись по душе людям разных возрастов и профессий.

     3. Авторскую песню считают сестрой русского романса, она выросла из рамок                  

              романса.

- Что вы  знаете о романсе?

Романс – это камерный вокальный жанр, пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Обычно в романсах раскрываются чувства человека, его эмоциональное состояние, отношение к жизни, природе.

Бардовская песня также романтична, ищет потерянного идеала, которого может быть и нет в нашей жизни.

 

Послушаем песню Ю. Визбора «Ты у меня одна»

- Понравилась песня? Раньше слышали ее?

- Как прозвучала? – задушевно, просто, тепло, искренно, сердечно.

Поэзия Ю. Визбора неповторима. Его называют певцом вечной юности. Человек универсального склада, страстный жизнелюб, киносценарист, киноактер. Визбор не боялся предельной простоты. Образные средства и сравнения этой песни настолько просты и ясны, что создается впечатление, будто они принадлежат не литературе а самой природе. Автор использует такие сравнения:

«Ты у меня одна, словно в ночи – луна», «словно  в степи – сосна», «словно в году – весна».

-К кому могут быть обращены эти слова? – любимому, дорогому человеку, женщине. Поэтому и звучат так тепло и задушевно.

     - Чем песня близка романсу? – поэт затрагивает очень личные темы, делится самыми сокровенными своими мыслями, простой текст рассчитан на понимание.

         4.  В авторской песне может быть много ролей, образов, автор может говорить от лица

             того или иного персонажа. Это и спортсмены, и  воины, и  геологи… Вымышленные

             персонажи, конечно, отличаются от реального автора. Известно,   что Высоцкого на

             основании текстов его песен, считали и ветераном войны, и рабочим парнем, и

             альпинистом, и шофером.

Очень часто в авторской песне звучит тема войны. О войне писали В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Городницкий, Анчаров. Много песен о войне у Владимира Высоцкого. Они ни сколько не устарели, сохранили свою динамику и достоверность. Песни Высоцкого отличает глубокое проникновение в героику и трагизм войны. Ведь любая война несет неисчислимые  страдания, смерть, разруху, горе.

В.Высоцкий говорил, что фронтовики часто принимали его за своего, за солдата.  Хотя  Владимир Высоцкий во время войны был ребенком, он запомнил и воздушные тревоги, и то, что вся мужская половина семьи ушла на фронт, и детские игры были про войну, и многочисленные рассказы фронтовиков о войне. Герой его военных песен не конкретный человек, а обобщенный образ русского советского солдата. Это герой в котором есть Мужество и Верность, Совесть и Долг.

Сейчас послушаем песню «Он не вернулся из боя».

- Как прозвучала песня? – очень печально, сурово, речитативно, проникновенно. Здесь лишь однажды, на короткое время, всего на две строки слова становятся Реквиемом:

 «Наши мертвые нас ни оставят в беде,

   Наши павшие – как живые…»

Для Высоцкого погибшие на войне – это те, кто лучше нас, это они – герои, а «мы», живые – те, кому повезло.

-Что является высшей ценностью для автора?  - жизнь человека. И только смерть и гибель человека заставляет окружающих осознать его неповторимую ценность. Эта песня адресована не только прошлому, но и будущему, ведь и сейчас идут войны. По многочисленным свидетельствам молодых солдат самым большим потрясением неизменно оказывалась гибель ближайших товарищей. С жестокостью и бессмысленностью войны спорил Высоцкий, исследуя трагическую судьбу одного отдельно взятого человека.

 В его военных песнях («Братские могилы», «Штрафные батальоны», «Звезды»…) чувствуется огромная энергетика, словно это сила, которую победить невозможно.

На наших занятиях мы не раз разучивали и пели песни о войне.

- Какие песни  можем вспомнить? – «Дороги», Баллада о солдате», «На безымянной высоте», «До свидания, мальчики».

- Кто создатель последней песни? – Булат Окуджава.

- Что мы уже знаем об этом авторе? – родился в Москве и в 1942 году из   9-го класса московской школы ушел на фронт. Был минометчиком, пулеметчиком, получил ранение, затем стал радистом и вновь вернулся на фронт, окончил Тбилисский факультет филологический факультет.

Б. Окуджава говорил, что его стихи и песня не столько о войне, сколько против нее. Отсчетом мира он делал мирную жизнь.

Уже с первой строчки песни «До свидания, мальчики» война удостаивается весьма нелестного эпитета – «подлая».

- О чем призывает задуматься Булат Окуджава? – о том, насколько молоды были многие участники войны, и как рано оборвалась жизнь тысяч юных людей.

- Как будем исполнять песню? – собранно, сурово, проникновенно.

Вокально-хоровая работа по куплетам.

Действительно, такая песня не может оставить человека спокойным и равнодушным, она вызывает чувство глубокой скорби и печали.

 5. В нашем городе сложилась целая школа авторской песни. И это не случайно.  Культурная аура города, его эстетика, ощущение причастности к истории, традиции – все это проявилось в песенной поэзии таких авторов, как Городницкий, Куклин, Дольский.

Мы обратимся к творчеству одного из классиков авторской песни –        А. Городницкого. Он родился в Ленинграде, окончил Горный институт. Геолог, океанолог, доктор минералогических наук, автор двухсот научных работ, трех поэтических сборников, двухсот песен. Не многим поэтам выпало на долю столько странствий: Александр Городницкий бывал на Памире, ходил на паруснике «Крузенштерн», был на дрейфующей станции «Северный Полюс», погружался на океаническое дно. Значительную часть жизни он провел в экспедициях.

Очень часто Городницкий обращался в своем творчестве к русской истории (песни «Петр III», «Дворец Трезини»), и конечно же он воспевал свой родной город Ленинград – Петербург. Многие песни стали поистине народные. Так, например, песня «Атланты» является своеобразным гимном любителей авторской песни.

В Петербурге насчитывается около 300 зданий, украшенных фигурами атлантов и кариатид. Они украшают фасады и интерьеры старых петербургских домов и дворцов. В эту уникальную коллекцию входят и всемирно известные атланты Нового Эрмитажа. Центр здания оформлен Портиком, его поддерживают атланты – 10 каменных гигантов.  За эту работу скульптор А. Теребенев получил звание академика. Атланты сделаны из гранита, вырубленного на побережье Ладожского озера, а работали над ними 150 мастеров. Атланты давно стали эмблемой, визитной карточкой не только Эрмитажа, но и нашего города.

Во время Великой Отечественной войны скульптуры города были защищены от повреждений и разрушений: построены защитные укрытия, некоторые закопаны в землю. Но этого нельзя было сделать с атлантами Нового Эрмитажа. Сам Портик был частично разрушен снарядом, но атланты почти не пострадали, выстояли на своем месте все суровые дни блокады под бомбежками и артобстрелами. Поэтому для жителей города атланты стали символом стойкости и мужества.

 

Слушаем песню «Атланты».

Строчки: «Когда на сердце тяжесть

                   И холодно в груди,

                   К ступеням Эрмитажа

                   Ты в сумерки приди»…

мог написать только коренной ленинградец.

А сколько раз это мужественная и жизнеутверждающая песня звучала под сводами Дворцов спорта, на песенных фестивалях собирала многотысячные  аудитории!

6.Многие песни А.Городницкого особенно популярны у геологов, изыскателей, туристов. Александра Городницкого называют основоположником геологического направления авторской песни.

      Сейчас послушаем его песню «Перекаты».

-О чем будет песня? Какой ее характер, настроение?  

Эта песня о Крайнем Севере, о рискованном продвижении без карты по реке, когда за очередным поворотом может встретиться такой водопад, после которого все может прекратиться. Перекаты – это твердые кристаллические породы, встречающиеся в русле реки. Сталкиваясь с ними, поток воды преодолевает эту преграду, вода перекатывается с одного уступа на другой. Поэтому перекаты опасны и даже могут мешать судоходству.

«И подавать я не должен виду,

  Что умирать не хочется»

Речь идет о достаточно серьезных вещах – жизни и смерти.

-Как же прозвучала песня? – с юмором, оптимизмом, иронией, усмешкой.

-Почему?-  ведь перекаты представляют большую опасность!

Наверное, у песни такой характер потому, что бодрость духа, смелость, отвага, юмор, помогают  преодолевать трудные жизненные ситуации.

              Итог урока:

Сегодня мы говорили о первых создателях авторской песни.

- Каких запомнили авторов?

- Что отличает авторскую песню? – авторская песня может затрагивать совершенно различные стороны жизни, но главное, чтобы автору – исполнителю удалось выразится, чтобы его поняли и поверили, чтобы это было искренно и доверительно.

Авторская песня прежде всего оценивается от качества стихотворного текста, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения.

Слушатели могут простить неточности  в рифмовке, мелодии, но не простят неискренности.

В бардовском движении появляются новые имена, восходят новые звезды: Ольга Качанова, Георгий Васильев и Алексей Иващенко, Олег Митяев, Михаил Щербаков и другие. Они пытаются обобщить духовный опыт предыдущих поколений. Их песни выражают готовность нового поколения поющих поэтов мужественно пройти через новые исторические испытания.

Всех творцов авторской песни объединяет уважение к человеческой индивидуальности, отстаивание высоких и чистых нравственных ценностей.

В заключение мы послушаем песню Олега Митяева «Изгиб гитары желтой», которая стала гимном бардовского движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...