Открытый урок Старинные танцы
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

КОСТЫРИНА НИНА ВЛАДИМИРОВНА

В музыкальной форме урок показывает эволюцию бального танца как отражение музыкальной культуры народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_starinnye_tancy.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ

Тема четверти:    «В чём сила музыки?»

Тема урока:  «Бал во все времена: старинные танцы»

Краснодар, МБОУ Гимназия №44

Учитель музыки Костырина Нина Владимировна

         Тема четвёртая: «В чём сила музыки?»

         Тема урока: «Бал во все времена:  старинные  танцы»

         Тип урока: комбинированный    

         Вид урока: типовой  

                      Задачи урока.

 Воспитательная: привить интерес к старинной танцевальной музыке, воспитание добрых нравственных качеств, любовь к музыке.

  Развивающая: развитие памяти, мышления, речи, музыкальных способностей: чистота интонации, чувство ритма.

  Обучающая: знание о танце музыки и разновидностей (полонез, менуэт, вальс), знакомство с творчеством Хачатуряна на примере «Вальса» из спектакля «Маскарад».

Музыкальный

репертуар

время

Методы

Приёмы

Частичные задачи

1

Вход под музыку Огинского «Полонез»

Слуховая

Наглядность

Беседа

Уточнение практических методов

(использование) проблемных ситуаций

  1. определить на слух разновидность танцевального жанра.
  2. воспитание и осознание характерных особенностей полонеза
  3. закрепление знаний об истории развитий танца

          Ход  урока:

(Входят под полонез парами и садятся полукругом)

-Сейчас прозвучал отрывок из музыкального произведения. Что это за произведение? (Полонез Огинского)

- Что такое полонез? (танец)

-Какой танец? (Необычный танец-шествие)

-Родиной этого танца-шествия по праву считается? (средневековая Польша 10 в.)

- Какой танец является предшественником? (простой, крестьянский танец, который предназначался  для встречи крестьян вечером с полевых работ)

-Одно из исторических событий круто изменило судьбу сельского танца. До 1574 г., до коронации Генриха Валуа при этой церемонии его придворные шляпники прошли мимо короля в торжественном танце. Впоследствии этот танец стал считаться бальным танцем знакомства, т.к. открывал бал и представлял исполнителей.        

- Вам наверное известны полонезы других композиторов? (Шопена, М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» 2 действие - яркая характеристика поляков.)

-Правильно, вы достаточно полно и точно ответили на мои вопросы.

Музыкальный

репертуар

Методы

            приёмы

Частичные задачи

2

«Менуэт»

доучивание

Беседа, рассказ, слуховая наглядность, указание, показ, пояснение, проблемная ситуация, итог- оценка

  1. Определить на слух разновидность танца.
  2.  Выявление характерных особенностей менуэта
  3.  Осознание характера
  4. Вокал- хоровая работа
  1. Одновременное вступление и снятие.
  2. Закрепление ритмичного рисунка и движения мелодии.
  3.  Художественно-образная работа.

И… За это время вы догадались, что наша встреча будет посвящена жанру? (Танца) причём старинного танца, который имеет удивительно глубокие потоки. Мы ещё раз обратимся к книге «История развития танцев» и узнаем много интересного, нового, а также вспомним ранее прочитанные странички. Иначе говоря, мы отправляемся на бал во все времена и встретимся с его главными участниками и героями. Одного из них вы уже назвали - это полонез.

 А кто будет следующим участником бала? В этом всем поможет музыка - (вступление песни менуэт исполняется) менуэт.

-Что помогло определить, что это менуэт, а не какой другой танец? (музыка звучала неторопливо, грациозно, изящно, галантно, мерно, в ней слышались мелкие шаги)

И это не случайно, ведь менуэт образован от французских слов «мелкий шаг».

Менуэт в 18 в. Считался самым удивительным, самым модным. Ты лучший из лучших, ты первый из первых!

 Поклонники в пудренных париках, в нарядах, похожих на кремовые торты, аплодируют героям бала.

 Менуэт- танец приветствия и поэтому представляет собой церемонию галантных, затейливых приветствий : кавалера рассматривают, кланяются дамы, приседая в глубоких реверансах. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом.

- Какое музыкальное произведение рассказывает об удивительном превращении и преображении танца? ( песня «Менуэт» ) Постарайтесь в своём исполнении передать характер и настроение танца, представить нам его исполнителей

  ( исполнение)

Но часы истории неумолимо отсчитывают десятилетия и века. Устал к концу 18 в. Менуэт, немало сил он отдал в борьбе за первенство. В начале 19 века его обходит?

 (исполняется вступление к песне «Подмосковный вальс»)

 « Я помню вальса звук прелестный

    Весенней ночью, в поздний час

    И песня чудная лилась

    Да, то был вальс, прелестный, томный

    Да, то был дивный вальс».

Неоднократно в своей повседневной жизни: слушая радио, телепередачи, мы встречаемся со звучанием танцев и чаще всего с проникновенным, задушевным, искренним вальсом.

Музыка вальса звучит не только в концертных залах, но и в других видах искусства, таких как? ( как кинематограф «Большой вальс», «Мой ласковый и нежный зверь» , литература - «Война и мир» , балетом-  « Лебединое озеро» и конечно же сказками « Золушка» , «Щелкунчик»

 Вальс, который прозвучал сегодня, связан и с литературным произведением и театром. Окунуться в круговерть замечательного зажигательного вальса  из драматического спектакля «Маскарад» по драме Лермонтова поможет музыка Хачатуряна

Редкий и драматичный спектакль обходится без музыкального сопровождения. Как вы думаете почему? (Она глубже раскрывает идею произведения, обнажает внутреннее состояние и характер действующих лиц, вводит зрителя в атмосферу, эпоху, подчёркивает время)

Я исполню маленькое вступление к вальсу, вы постараетесь проникнуться чувствами и настроениями, понять, о чём будет рассказывать музыка Хачатуряна? (внутреннее напряжение, драматизм, предвещает трагические события)

-За счёт чего возникает такое восприятие? (исполняется на фортепиано мрачное звучание, темп). Все самые трагические события спектакля происходят на фоне этого вальса. Главная героиня, Нина Арбенина, говорила о нём:

 «Как новый вальс хорош!

   В каком-то упоении

   Кружилась я быстрей и чудное стремление

   Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

   И сердце сжалось не то, чтобы печаль,

   Не то, чтоб радость…»

-А что вы услышали в этой музыке? Каким состоянием она навеяна? (волнующая, головокружительная, очень яркая и стремительная, слияние и душевные переживания). Но настроение изменилось после перехода аккордами маршевого характера.

   

Музыкальный репертуар

Методы

             приёмы

Частичные задачи



3



Вступление с песни «Подмосковный вальс»

 Музыка С. Туликова



Указания

Слуховая наглядность

Проблемная ситуация



Восприятие и осознание жанра танцев

4

«Вальс» из драматического спектакля «Маскарад»

Музыка Хачатуряна

Рассказ

Беседа

Слуховая наглядность

Указание

Обобщение

Закрепление

Сравнение

Поисковая групп. методов

  1. Восприятие осознание характера и настроения
  2. Выяснить какими средствами музыкального языка достигается образ
  3. Восприятие и осознание особенностей вальса: танец раскрывает душу человека, танец, отличающийся лёгкостью и кружением

Они заставляют нас на то, что происходит вокруг. Светлая грациозная беззаботность, легкомыслие и картина блистательного бала.

- Какими средствами музыкального языка создаются эти два контрастных образа? (яркое, насыщенное исполнение оркестра;  стремительный, взволнованный темп минор и мажор) Вы видите на примере этого вальса. Что это не просто танец. Он способен раскрыть человека во всём его многообразии чувств. Толстой писал об этом вальсе: « Вальс ярко и убедительно раскрывает душевное смятение лермонтовских героев. В этой музыке удивительно схвачена эпоха Петербурга начала 19 в. Беспомощность, одиночество человека в окружающей, затхлой, равнодушной, маскированной среде».

Вальс настолько популярен и любим многими за свою красоту и глубокое содержание, что фигуристы использовали его в своей программе. Ну а сейчас маленький сюрприз. Думаю, вам интересно увидеть в живом исполнении вальс.

(исполнение школьным коллективом «Сказки Венского леса», Штраус)

 Посмотрите, насколько соответствует пластика движений, выражение лиц и глаз, костюмы исполнителей настроению музыки? (лёгкость, свет, воздушность, воодушевлённость, жизнерадостность)

Сегодня вы убедились, что вальс несёт людям добро, любовь, свет, трепет, ощущение полёта в тёплых тонах. Вальс связан с романтичными образами и чувствами.

- Всегда ли музыка вальса звучит в инструментальном исполнении? Это может быть песня «Прощальная» музыка Грибулиной. Вспомните (наигрываю) какой образ рисует композитор? Почему именно к жанру вальса обращается композитор, взяв эти замечательные строки? (Раскрыть образ грусти, разлуки, любви)

- Какие чувства, настроения тесно связаны с этим образом (ласковые, нежные, мягкие, добрые, лёгкие)

 (исполнение)

Закончить нашу встречу я хочу такими строками, которые, на мой взгляд, созвучны теме нашего урока:

« Как многогранна музыка!

  Как юно она звучит сквозь времена, пласты

  В сердцах людских закрашивает струны

  Любви, печали, памяти, мечты».

Музыкальный репертуар

Методы

             приёмы

Частичные задачи

5






6

«Сказки венского леса»

Музыка Штрауса


«Прощальная»

Музыка Грибулина

Наглядность

Сопоставление

Беседа




Беседа

Слуховая наглядность

Проблемно-поисковый метод

Пракические. (исполнение)

  1. восприятие и осознание характера
  2.  как в пластике, выражении лица воплощается образ


  1. восприятие характера, восприятие образа
  2. вокал- характерная  работа над образным эмоциональным исполнением

(Конец урока под музыку песни « Прощальная» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."

Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока,  кратко...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

статья "Старинные танцы"

Цель данного ресурса расширить знания учащихся о танцах. Задачи: познакомить учащихся с историей танцев и их особенностями, воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству....

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы" 2 класс

разработка урока с применением НРК Республики Тыва...

Открытый урок .«Движение танца» Ю.З. Костиной Тема: «Современный танец»

План учебного занятия  педагога объединения ОДОД ГБОУ школы №362 Московского района С-Пб«Движение танца» Ю.З. КостинойТема:  «Современный танец»...