Урок Музыки Тема: Звуки музыки в природе.
план-конспект урока по музыке на тему

Журавлева  Надежда Александровна

Интеграция образовательных областей: музыка, поэзия,  ИЗО, экология.

Программное содержание:

Обучающее: закреплять знания детей о разнообразии звуков природы, учить находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие звукам природы, учить создавать шумовые композиции, знакомить с музыкой  Антонио Вивальди.

Развивающее:  развивать умения логически мыслить, делать умозаключение, показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластических движений, развивать звуковую фантазию, чувство  ритма, артикуляцию,   певческие навыки формировать правильную осанку.

Воспитательное: воспитывать любовь и бережное отношение к природе через музыкальные образы, эмоциональную отзывчивость к исполнительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_zanyatie_utkinoy_nadezhdy_aleksandrovny.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в старшей группе.

Тема: Звуки музыки в живой природе.

Интеграция образовательных областей: музыка, поэзия,  ИЗО, экология.

Программное содержание:

Обучающее: закреплять знания детей о разнообразии звуков природы, учить находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие звукам природы, учить создавать шумовые композиции, знакомить с музыкой  Антонио Вивальди.

Развивающее:  развивать умения логически мыслить, делать умозаключение, показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластических движений, развивать звуковую фантазию, чувство  ритма, артикуляцию,   певческие навыки формировать правильную осанку.

Воспитательное: воспитывать любовь и бережное отношение к природе через музыкальные образы, эмоциональную отзывчивость к исполнительской деятельности.

Оборудование: Музыкальный центр, диски, проектор, экран, телевизор, DVD, детские музыкальные и шумовые инструменты, шарфы, фортепиано. Иллюстрации, картины зимней природы - метели; портрет Антонио Вивальди.

Предварительная работа: знакомство с элементами музыкально-ритмических движений танца и упражнений,  с валеелогической песней «Доброе утро», с композиторами Антонио Вивальди и И. Друговым.

Ход НОД:

Дети входят в зал. ( Под музыку на усмотрение муз. руков.)

Музыкальный руководитель:  Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством Дети, давайте поздороваемся  друг с другом и с нашими гостями?

1. Доброе утро!                      разводят руки в стороны и слегка                          

Улыбнись скорее!                 кланяются друг другу

И весь день сегодня              "пружинка"

Будет для всех  веселее.     

Доброе утро скажем гостям

И они улыбнутся тоже нам.                   поднимают ручки вверх

Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!
Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки: плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки: щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик: бим-бим-бим!
Музыкальный руководитель – Приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие, в мир звуков. В путь мы начнем с веселой песенки разминки.

Музыкальная - ритмическая  песенка  «Раз, два, руки выше»

Присаживайтесь ребята.
Музыкальный руководитель: скажите ребята, вы  любите природу?

Как вы думаете, а природа живая?

Конечно, да.

Цветут цветы, падает снег – это природа надевает красивый наряд.

Летают птицы, порхают бабочки – это природе хорошо и легко.

Ребята если природа живая как она снами разговаривает?

Дети читают стихи «Всюду музыка живет» Слова В.Семернина, муз. С.Соснина

  1. Ветер чуть слышно поет,

 Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет

 -В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей.

 Падает гром с небосвода

 Это мелодией вечной своей

 Мир наполняет природа!

  1. Тихие слезы свои

Ива роняет у брода,

Трелью приветствуют ночь соловьи.

 Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа!

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Музыкальный руководитель: Так как же природа разговаривает с нами? (Звуками)

Правильно! Все это шумовые  звуки природы! Давайте попробуем угадать их.

 (Звучит коллаж из звуков природы дети угадывают).

Эти звуки от человека не зависят.

А можем ли мы  при помощи разных приспособлений – шумовых инструментов – изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?

 – Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).

 Кто шуршит за окном?

 – Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).

 Кто журчит за окном?

 – Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).

 Что свистит за окном?

 – Соловей у реки (свистулька).

 Кто молчит за окном?

 – Там никто не молчит:

 Там лошадка спешит

 И копытцем стучит (кастаньеты).

 Вот коровка идет на лужок (колокольчик),

 Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),

 Только я и молчу, всех послушать хочу.

 (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете посмотреть шумовые инструменты, сделанные своими руками. Попробуйте сделать их с родителями дома.

А давайте поиграем в игру « Угадай на чем играю» (дети встают лицом к зрителям, а воспитатель за ними выбирает инструмент и после каждого куплета песни играет, дети угадывают)

Проверю, как вы угадываете звуки музыкальных инструментов.

Игра  «Угадай на чем играю»

Веселые инструменты. Слова Э.Костиной, музыка Г.Левкодимова.

     1.  Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три

А какой сейчас сыграет

Ну-ка быстро говори

  1. Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет,

Ты попробуй отгадать.

  1. Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, семь

А какой сейчас сыграет

Отгадаем дружно все.

Музыкальный руководитель: Давайте присядем на места.

Удивительной красоты наша природа. Много нарисовано картин о ней, написано музыки, песен, стихов.  Давайте  посмотрим  картины природы великих художников. И подумайте, какие чувства испытывали  художники, когда писали эти картины?

Художники поняли язык природы и всем сердцем полюбили ее, поэтому и создали они, столько прекрасных картин.

 А может ли музыка изобразить явления природы?

 - показать зиму, весну, осень, утро - продолжайте вместе со мной - вечер, метель, грозу, дождь?

Конечно да.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведении. Учились у природы и восхищались ей  и велики композиторы. Сегодня нас ждет встреча с музыкой великого итальянского композитора Антонио Вивальди. Он жил очень давно, в средние века и написал много классической музыки. Настоящим шедевром является его концерты из цикла пьес «Времена года».

Подумайте, представьте  какое из времен года, композитор изобразил в музыке?

Какое настроение, какие инструменты солируют в оркестре?

(проводится  прослушивание  «Метель» Антонио Вивальди)

( дети определяют, что музыка взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная, метельная…)

Музыкальный руководитель: Верно. Ребята, вы слышали, в начале равномерные отрывистые аккорды? Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении.

Дети определяют, инструмент – скрипка.

 Да, именно скрипка передает трепетное, волнующее настроение в музыке. Красотой и неповторимостью звучания она затрагивает наши души, заставляя нас сопереживать и восхищаться этим поистине прекрасным произведением. Не зря скрипку называют царицей инструментов.

А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать на нашем вернисаже картины, наиболее точно передающие характер прослушанной музыки (дети  выбирают репродукции картин с изображением метели).

Активное слушание.

А давайте поучаствуем в исполнении музыки и выберем инструменты, которые передают ее настроение  (из детских шумовых инструментов)

Мальчики будут играть на инструментах. (Колокольчиках, металлофонах, шумовых звенящих, шумящих) (берут инструменты).

Девочки,  «перескажите музыку» в движениях, придумайте танец метели         (берут  шарфы).

А теперь все вместе выполним  в характере произведения.

Музыкальный руководитель:  Ах, какие музыканты, настоящие таланты! Получилась настоящая  метель, которую вы придумали сами.

Музыкальный руководитель:  Присаживайтесь.

Ребята мы с вами  наблюдали красоту и величие природы.

А как вы думаете, а беречь и охранять природу надо?
– Кто знает стихотворение о защите природы?

Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вывод. Если заботливо относиться к природе сегодня (осенью, зимой) – завтра (весной, летом) она даст нам свои плоды, подарит нам свою красоту.

– Давайте в заключение занятия споем песню, где поется об охране природы и леса.
– Как эта песня называется?
– “Берегите лес”.
– Какой композитор ее написал?
–  Игорь Васильевич Другов, лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1948 году родился Кузбасс, а точнее шахтерский город Ленинск- Кузнецкий. 1 сентября 1993 года в Ленинске- Кузнецком. открылась одна из первых в Кузбассе частная музыкальная школа, учредителем – директором которой является И.В. Дрегов).

Исполнение песни “Берегите лес” И.В. Дрегов. Эмоционально, четко, ясно.

X. Итог урока

– Чему нас учит песня “Берегите лес”?
– И.В. Другов в своей песне призывает всех маленьких детей и взрослых пап и мам задуматься о красоте природы  и просит всех людей на земле оберегать природу своего края.

Вот и подошло к концу наше занятие давайте закончим его веселым танцем.

«Зимушка, зимушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Открытый урок музыки для коррекционной школы 8 вида по теме "Звуки музыки"

Познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей....

"Звуки музыки и фея Природы".

Презентация проекта «Природа в музыке, музыка, в природе»...

Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru

Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства....

Занятие по теме "Звук в природе"

Содержание учебного материала отобранного для урока оптимально и направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.Структура занятия выстроена таким образом, что ...

Неделя естественных наук по теме "Калейдоскоп звуков и красок природы" (биология, география, химия)

Представлены материалы Недели.Видеоподборка химических реакций со звуковым эффектом https://youtu.be/F-3OGSX8z9Q...