Рабочая программа по музыке для 2-го класса "Музыкальная гостиная".
план-конспект урока по музыке по теме

         Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

         В условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр обучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка.

         Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

         В условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр обучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

               Тип программы – модифицированная. Основным отличием от типовой программы является нацеленность на собственную музыкальную практику ребёнка, на формирование основ детского музыкального творчества в единстве с другими видами художественного творчества. Проект программы нацелен на разностороннее развитие личности, на усиление эмоционально нравственного и воспитательного воздействия музыки; позволяет использовать новые технологии обучения, способные обеспечивать индивидуализацию обучения, осуществить разноуровневый подход к обучению.

     Цель программы -  воспитание  у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.

                      Задачи музыкального образования и воспитания:

             Воспитательная задача состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развития у них умения чувствовать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в общении с музыкой.

              Образовательной задачей является формирование необходимости овладения знаниями о музыке, формирование осознанного восприятия музыкальных произведений, умение применять музыкальные знания, не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов.

               К развивающим задачам относится развитие у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), музыкального мышления, развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. Развитие музыкального мышления, воображения, памяти.

     К концу обучения во 20м классе учащиеся должны:

1. Проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

2. проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

3. знать о способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

    Решать практические и учебные задачи:

 Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире.

     Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров:

1.Различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особенности;

2. применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

В качестве контроля Универсальных Учебных Действий можно использовать следующие формы:

Виды Универсальных Учебных Действий могут иметь 4 уровня:

  1. Общее восприятие материала.
  2. Узнавание музыкального материала.
  3. Частичное воспроизведение материала.
  4. Полное воспроизведение материала.

       

Календарно-тематическое планирование уроков музыки во 2 классе.

Раздел 1. «Всеобщее в жизни и в музыке» 8 ч

Содержание:

                     Музыкальные образы родного края. Песенность - как отличительная черта    музыки.Песня. Танцевальность. Маршевость. Мелодия и аккомпанемент.

 Задачи:

  1. знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,
  2. обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  3. формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  4. эстетическое развитие
  5. воспитание патриотизма.

дата

Тема урока

Используемый

музыкальный материал.

Песни.

Работа с понятиями

Оборудование

Планир

Фактич

1

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства.  В инструментальной музыке. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке    Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.

Родина, мелодия, композитор Композитор,  исполнитель,   слушатель, песня.

 Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Мусоргского.

Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

2

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке.

М.Глинка. Патриотическая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

Мелодия, аккомпанемент; запев, припев..

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

3

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства.

В инструментальной музыке.

«Добрая сказка» А. Пахмутова.  

Танцевальность. Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

4.

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства.

В вокальной музыке.

«Клены» З. Левина

Танцевальность. Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

5

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства.

Маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

6

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства.

Маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

7.

Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

8.

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет М. Глинки. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

Раздел 2. «Музыка - искусство интонируемого смысла» 10 ч

Содержание:

                     Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы

                     С.Прокофьева и П.Чайковского. Музыкальный инструмент: фортепиано.

 Задачи:

  1. Знакомство детей с творчеством русских композиторов П. Чайковского и  С. Прокофьева.
  2. обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  3. формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  4. эстетическое развитие

9.

 Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано. Детские пьесы для фортепиано:  танцевальность.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

С.Прокофьев.  «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.

Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.

Фортепиано, форте, пиано, рояль, пианино, пианист,

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет П. Чайковского, С. Прокофьева. Электронная мультимедия энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

10.

Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

Интонация Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Портрет С. Прокофьева, М. Мусоргского

Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

11.

Интонация – «Звукокомплекс»

 К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня.

Интонация

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

12.

Колыбельные.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Мама. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

 Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.

Интонация колыбельной. Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность.

Магнитофон, фортепиано, фонотека Портрет П. Чайковского Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

13.

Интонация. Единство содержания и формы.

С. Порокофьев «Болтунья»

Интонация основа музыки

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

14.

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

«Кто дежурный?» Д.Кабавлевский

Знаки препинания и интонация.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

15.

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

Три подружки Л.Бетховен

Характер музыки

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

16.

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

«Котенок и щенок» Попатенко

Выразительность

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

17.

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

Полет шмеля Н.Римский-Корсаков

Динамика

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

18.

Исполнительская интонация. Зерно-интонация.

Пластическое и вокальное зерно-интонации.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

Раздел 3. «Жизнь художественного образа. Тема и развитие» 10ч

Содержание: тема-единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.         

 Задачи:

  1. знакомство детей с духовными традициями России,  
  2. формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  3. эстетическое развитие,
  4. воспитание бережного отношения к духовному наследию Родины.

19

Исполнительское развитие музыки.

Музыка – искусство в движении.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

20

Развитие музыки в симфонической  сказке. Петя и волк. С. Прокофьев.Выразительные интонации. Петя, дедушка, охотники.

Музыка – искусство в движении.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

21

Развитие музыки в симфонической  сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Изобразительные интонации. Птичка, кошка, волк, утка.

Музыка – искусство в движении.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

22

Развитие музыки в симфонической  сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Сопоставление и столкновение различных тембров.

Тема.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет С. Прокофьева. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

23

Виды музыкального развития. Тембровое, повторение. Книппер. «Почему медведь зимой спит».

Тембровое развитие

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

24

Ладовое и динамическое развитие музыки. С.Богуславский «песня о пограничнике»

Мажор минор.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

25

Мелодическое, ритмическое развитие музыки. Фрагмент «Царь Горох» Р.Щедрин.

Виды развития

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

26

Развитие музыки в русском фольклоре. «Во поле береза стояла»

Повторное развитие

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

27

Имитация- прием развития музыки. «Со вьюном я хожу»

Канон.

Магнитофон, фортепиано, фонотека. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

28

Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига. «Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф Шуберт. «Утро», «Пер Гюнт», «Шествие гномов» Э.Григ.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портреты Ф. Шуберта и Э. Грига. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

Раздел 4. «Развитие как становление художественной формы» 6 ч

Содержание:

                   Формы музыки – двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Построение музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

 Задачи:

  1. знакомить детей с формами музыки,  
  2. формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  3. эстетическое развитие,
  4. воспитание бережного отношения к истории Родины.

29

Построение (Формы) музыки.

Куплетная форма.

Марш П.Чайковский

«Пастушья песня»

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет Чайковского. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

30

Двухчастная форма музыки.

Неаполитанская песенка П.Чайковский

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет Чайковского. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

31

Трехчастная форма музыки

Ария Сусанина М.Глинка

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет М.Глинки.Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

32

Построение музыки. Форма Рондо. Рондо в турецком стиле В.Моцарт

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет Моцарта. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

33

Построение музыки. Форма Вариации. Камаринская.

Магнитофон, фортепиано, фонотека, портрет Бетховена. Электронная мультимедиа энциклопедия Соната, проектор, компьютер.

34

Обобщение тем года.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.

  1. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
  2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс», М., Просвещение, 2001г.
  3. фонохрестоматия для 2 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
  4. учебник-тетрадь «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...