Главные вкладки

    "Колыбельные"_урок музыки в 3 классе
    план-конспект урока по музыке на тему

    Урок музыки в 3 классе о колыбельных пепснях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kabanova_urok_muzyki_3_klass_kolybklnye.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Кабанова Татьяна Сергеевна, учитель музыки МРУ СОШ №9 городского округа город Буй Костромской области

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 3КЛАССЕ НА ТЕМУ

    «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ»

    ЦЕЛЬ УРОКА:  

    Продолжить знакомство с семейно-бытовыми обрядовыми русскими народными песнями, с колыбельными.

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. ОБУЧАЮЩАЯ: Учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;
    2. ВОСПИТАТЕЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ: воспитание патриотизма, любви к Родине, к родной культуре,  через познание народной музыки, приобщение к опыту предков к народной мудрости и опыту;
    3. ВОСПИТАТЕЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ: учить детей формировать и высказывать свое мнение о музыке, учить отличать народную музыку от композиторской, учиться исполнять народную музыку.
    4. РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать у детей музыкальный вкус, развитие творческих способностей, развитие исторической памяти.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

    1. Портреты композиторов Н.А.Римского-Корсакова, К. Лядова;
    2. Колыбельная Волховы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (аудиозапись);
    3. «Кикимора» симфоническая картина К. Лядова.

    ХОД УРОКА:

    УЧИТЕЛЬ: Ребята, как называются песни, с которыми мы знакомимся в этом году?

    УЧЕНИКИ: В этом году мы знакомимся с русскими народными песнями.

    УЧИТЕЛЬ: С какими жанрами русских народных песен мы уже познакомились?

    УЧЕНИКИ: Мы познакомились со следующими жанрами: частушка, былина, трудовые, лирические, исторические, обрядовые песни.

    УЧИТЕЛЬ: На какие две группы делятся обрядовые песни?

    УЧЕНИКИ: Обрядовые песни делятся на календарные и семейно-бытовые песни.

    УЧИТЕЛЬ: С календарными песнями мы уже закончили знакомство, а с семейно-бытовыми песнями продолжим знакомство сегодня. Какие песни мы называем семейно-бытовыми? И с какими из них мы уже познакомились?

    УЧЕНИКИ: Семейно-бытовыми называют песни сопровождающие обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни русской семьи. Мы познакомились с плачами или причитаниями начали знакомство с детскими русскими народными песнями.

    УЧИТЕЛЬ: Правильно. Какие жанры детских песен вы запомнили с прошлого урока?

    УЧЕНИКИ: Мы познакомились с пестушками, потешками, прибаутками, небылицами, дразнилками.

    УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Мы с вами не будем рассуждать об особенностях этих песен, а лучше проведем такую игру: «Угадай жанр».

    ОТГАДАЙ ЖАНР.

    УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим знакомство с детскими народными песнями для детей и поговорим о колыбельных. Наверное, никому не надо объяснять. Что такое колыбельная? Что это за песни?

    УЧЕНИКИ: дают свои ответы.

    УЧИТЕЛЬ: Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

    Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было другое название колыбельных песен – «байки». Оно произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка поскорее уснуть.

    Люди заметили, что в пути, под ритмичное движение, покачивание, ребенок быстрее засыпает. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они могли раскачиваться. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось иногда призвуками – поскрипываниями шеста, очепа, которые вплетались в колыбельный напев.

    В народе ценилось колыбельное мастерство. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда нанимались нянями в другие семьи. Поэтому искусством напева колыбельных в старину овладевали с детства.

    Народные колыбельные существуют с древности. Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный темп, негромкое звучание, размеренный ритм покачивания, некоторая монотонность, специальных слов.

    Считается, что древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью придавали в старину значение заклинания. О связи колыбельных с заговорами свидетельствуют различные пожелания:

    Спи по ночам,

    Расти по часам!

    Подобно заговору звучат слова колыбельной:

    Ты спи, усни,

    Угомон тебя возьми!

    Древние колыбельные возникли в эпоху язычества. Когда люди не могли объяснить не только явления природы, связанные с окружающим миром, но и с самим человеком. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам – носителям сна Сну, Дреме, Угомону:

    Сон да Дрема,

    Усыпи мое дитя!

    Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами, которых можно приглашать в дом. Сон в колыбельных представлялся усталым путником, ищущим покой и место для отдыха, но не во всякой избе, а в той, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их и хранит их жизнь во время сна.

    Постепенно в колыбельных утрачивалось заговорно-заклинательное значение образов, они превращались в чисто художественные.

    В некоторых старых колыбельных нашли отражение тяжелые условия крестьянской жизни. О чем нам рассказывает следующая колыбельная?

    Баю-баюшки-баю, живет мужик на краю.

    Он не беден, ни богат, у него много ребят.

    У него много ребят, все по лавочкам сидят.

    Все по лавочкам сидят, все на матерю глядят,

    Все на матерю глядят, все соломку едят.

    УЧЕНИКИ: Эта колыбельная нам рассказывает об условиях жизни многодетной семьи крестьянина-бедняка.

    Иногда в колыбельных песнях отражались исторические события. В песне звучала тревога матери за сына, которому предстоят ратные дела. Был обычай пугать детей именем врага. Так, в повести 13века «Об Александре Невском» упоминается о том, что татары унимали своих детей от плача именем новгородского князя Александра Невского. В русских же колыбельных мать пугала ребенка именем Мамая, грозного татарского хана (вторая половина 14века):

    Баю-бай, баю-бай!

    К нам приехал Мамай.

    К нам приехал Мамай,

    Просит – Васеньку отдай,

    А мы Васю не дадим,

    Пригодится нам самим.

    МУЗЫКАЛЬНО=РИТМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: УБАЮКАЙ ИГРУШКУ.

    УЧИТЕЛЬ: Мы с вами разобьем колыбельные песни по содержанию на несколько групп:

    1. Песни с пожеланием сна, богатства, счастья, обещания подарков, гостинцев.
    2. Песни, где главные герои - животные и птицы.  
    3. Песни с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомона.
    4. Песни с мотивом устрашения, запугивания ребенка.
    5. Песни с обращением к Божественным силам.

    УЧИТЕЛЬ: Напевы народных широко использовали в классической музыке русские композиторы П. И. Чайковский в финале оперы «Мазепа», Н. А. Римский-Корсаков в операх «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», К. Лядов в симфонической картине «Кикимора».

    Сегодня мы услышим с вами два примера из классических произведений, в которых попытаемся найти интонации народных колыбельных, а может быть и сами колыбельные.

    Первый фрагмент, который мы сегодня услышим – это симфоническая картина К. Лядова «Кикимора»: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. С утра до вечера тешит Кикимору Кто-Баюн – рассказывает сказки заморские. Ровно через семь лет вырастет Кикимора…»

    УЧИТЕЛЬ: 1. Определите характер музыки, изменяется ли он?

    2.Что напоминают отдельные фрагменты этого отрывка?

    «КИКИМОРА» К.ЛЯДОВ – слушание.

    УЧЕНИКИ: Характер музыки то озорной, немного фантастический, резвый, игривый, а то плавный. Нежный, ласковый, монотонный, спокойный, мягкий.

     УЧИТЕЛЬ: Второй пример из оперы о былинном герое. Фрагменты из этой оперы мы с вами уже слушали в 1четверти. Назовите мне автора оперы и ее название.

    УЧЕНИКИ: В первой четверти мы с вами знакомились с оперой Н.А Римского-Корсакова «Садко».

    УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сегодня мы послушаем Колыбельную Волховы из этой оперы. Вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

    1. Определите характер музыки.
    2. На какие песни похож этот фрагмент? Почему вы так считаете?

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛХОВЫ ИЗ ОПЕРЫ  Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА «САДКО» - слушание.

    УЧЕНИКИ: Характер музыки мягкий, спокойный, ласковый, монотонный, раскачивающийся.

    Этот фрагмент очень похож на русскую народную колыбельную, так как слышны интонации русской песни, и мы видим особенности русских народных песен. 

    УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы попробуем разучить и исполнить первую часть Колыбельной Волховы.

    Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВЛОХОВЫ ИЗ ОПЕРЫ «САДКО» -разучивание основной мелодии и первого куплета.

    УЧИТЕЛЬ: Подведем итог темы сегодняшнего урока. Что вы узнали нового? С чем познакомились?

    УЧЕНИКИ:  Сегодня мы продолжили знакомство с семейно-бытовыми обрядовыми песнями для детей и познакомились с колыбельными русскими народными песнями. Мы узнали:

    1. Это песни, которыми мамы убаюкивали детей;
    2. Они появились очень давно, в языческие времена, и имели значение заговора, заклинания, носили магический смысл;
    3. В колыбельных мы видим те же особенности русских народных песен, что и в песнях других жанров;
    4. Из колыбельных, как и из песен других жанров, мы можем узнать о жизни наших предков, и даже об исторических событиях;
    5. Колыбельные песни можно разделить на несколько групп по содержанию;
    6. Многие русские композиторы использовали народные колыбельные в своем творчестве.

    УЧИТЕЛЬ: Правильно. Мамы заговаривали детей на ночь. Желали им здоровья. Радости и счастья. Встав утром чем, занимаются дети?

    УЧЕНИКИ:  Маленькие дети любят играть.

     УЧИТЕЛЬ: Правильно. У русского народа существует очень много игровых песен. С ними мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня мы поиграем в одну из любимых ваших игр, в которую мы часто играем на уроках и которую можно назвать современной народной игрой. Кто догадался, что это за игра?

    УЧЕНИКИ:  Это игра «Буги-Вуги».

    ИГРА «БУГИ-ВУГИ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

    Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

    урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

    Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

    конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

    Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

    презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

    Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

    разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

    Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....