Активные методы обучения
статья по музыке на тему

Унгурова Инна Витальевна

Активные методы обучения на предметах эстетического цикла.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения школьников в процессе музыкального образования

И.В. Унгурова, учитель музыки,

МОУ «Средняя школа №28», г. Прокопьевска

Глобальная информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций цивилизации 21 века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.

Именно поэтому перед системой образования встаёт сегодня новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и мировоззрения. [1, 75] Система педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств, играющих важную роль в развитии общества. Безусловно, современный педагогический процесс включает использование как новой учебной литературы, интегрирующей учебную информацию и дидактические инновации, так и новых информационных технологий для организации систем компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности. Результат такого сочетания – качественно новая педагогическая деятельность, в которой реализуется схема: «учебная информация + дидактические инновации + компьютерная поддержка». Последнее включает совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред для помощи в разработке инновационных учебных материалов и их интерактивных версий. В итоге эта поддержка приводит к диверсификации инновационной педагогической деятельности в направлении решения проблем информатизации образования.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. [3, 23] Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Использование информационных технологий позволит повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности. Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Наша школа является федеральной экспериментальной площадкой, работает по теме «Разработка и экспериментальная апробация содержания форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова». С 2000 г. педагогический коллектив школы занимается созданием эффективной модели образовательного учреждения, в которой учебно-воспитательные задачи решаются с использованием новых технологий.  

Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе:

  1. Обучающие компьютерные программы и основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:
  1. индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  2.  формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  3. визуализация учебной информации;
  4. моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;
  5.  усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  6. осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
  7.  осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
  8. развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
  9.  формирование культуры познавательной деятельности и др.

Обучающие программы, предназначенные для детей, как младшего, так и среднего школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин.

Энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.

Интернет ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

Привлекательность интерактивных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. [2, 6] Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио и видео - фонд. Интернет – это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации.

Мультимедийные презентации – мультимедиа выступление, в ходе которого на экране демонстрируется:

  1. наименование разделов выступления и основные тезисы;
  2. неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).

Такие презентации позволяют провести заочные экскурсии в разные эпохи, по памятным местам великих творцов,  рассказать о традициях разных народов. Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука тоже могут быть использованы в выступлении. Такого сорта выступления становятся всё более и более распространёнными во всём мире, повышая эффективность личной (докладчик – аудитория) коммуникации. Та же задача решается и в образовании.

Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:

  1. восприятие учащегося активизируется за счёт использования визуальных и аудиальных каналов и выделения главных положений выступления на экран;
  2. большой объём материала, полученного из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведенного в формате, видимом всеми учащимися;
  3. экономия времени при объяснении, постоянный контакт с аудиторией.

Время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко по времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. На замену стандартных диафильмов, так называемые средства ТСО, предлагаемых Министерством образования, с появлением компьютера, стало возможным создание собственных слайд-шоу, но уже на более высоком уровне, с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов - звука, видео, анимации.

Музыковедческие библиотеки - он-лайн библиотеки с большим количеством литературы по разным темам. Даже сейчас, когда, кажется, что на книжных полках можно купить любую книгу, часто бывает проблемой найти то, что необходимо для уроков музыки. И в этом случае приходит на помощь Интернет с электронными библиотеками.

Медиатека - современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.

Базы данных - широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени. Для систематизации имеющихся материалов мною созданы базы данных по русской,  зарубежной классической  и народной музыке, биографические данные композиторов и музыкантов, где указаны фамилии, название, жанр, продолжительность звучания и номер диска, на котором находится произведение.

Караоке - современная информационная технология нашего времени. Принцип караоке довольно прост - воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Караоке развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений, которые необходимы для создания и редактирования звуковой информации, дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование - в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов в различные форматы для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы по использованию информационных технологий:

  1. Использование средств новых информационных технологий способствует усилению мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийными технологиями. Работа на компьютере помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
  2. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

Практика проведения уроков с использованием информационных технологий свидетельствует о повышении познавательного интереса обучающихся.

Литература:

  1. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н.Черненко -Волгоград: Учитель, 2007.-135с.
  2. Кривошеева А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии – 1996 г., № 2
  3. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.
  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...