Активные методы обучения
статья по музыке на тему
Активные методы обучения на предметах эстетического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения школьников в процессе музыкального образования
И.В. Унгурова, учитель музыки,
МОУ «Средняя школа №28», г. Прокопьевска
Глобальная информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций цивилизации 21 века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.
Именно поэтому перед системой образования встаёт сегодня новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и мировоззрения. [1, 75] Система педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств, играющих важную роль в развитии общества. Безусловно, современный педагогический процесс включает использование как новой учебной литературы, интегрирующей учебную информацию и дидактические инновации, так и новых информационных технологий для организации систем компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности. Результат такого сочетания – качественно новая педагогическая деятельность, в которой реализуется схема: «учебная информация + дидактические инновации + компьютерная поддержка». Последнее включает совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред для помощи в разработке инновационных учебных материалов и их интерактивных версий. В итоге эта поддержка приводит к диверсификации инновационной педагогической деятельности в направлении решения проблем информатизации образования.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. [3, 23] Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование информационных технологий позволит повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности. Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Наша школа является федеральной экспериментальной площадкой, работает по теме «Разработка и экспериментальная апробация содержания форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова». С 2000 г. педагогический коллектив школы занимается созданием эффективной модели образовательного учреждения, в которой учебно-воспитательные задачи решаются с использованием новых технологий.
Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе:
- Обучающие компьютерные программы и основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- визуализация учебной информации;
- моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;
- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
- формирование культуры познавательной деятельности и др.
Обучающие программы, предназначенные для детей, как младшего, так и среднего школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин.
Энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.
Интернет ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.
Привлекательность интерактивных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. [2, 6] Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио и видео - фонд. Интернет – это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации.
Мультимедийные презентации – мультимедиа выступление, в ходе которого на экране демонстрируется:
- наименование разделов выступления и основные тезисы;
- неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).
Такие презентации позволяют провести заочные экскурсии в разные эпохи, по памятным местам великих творцов, рассказать о традициях разных народов. Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука тоже могут быть использованы в выступлении. Такого сорта выступления становятся всё более и более распространёнными во всём мире, повышая эффективность личной (докладчик – аудитория) коммуникации. Та же задача решается и в образовании.
Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:
- восприятие учащегося активизируется за счёт использования визуальных и аудиальных каналов и выделения главных положений выступления на экран;
- большой объём материала, полученного из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведенного в формате, видимом всеми учащимися;
- экономия времени при объяснении, постоянный контакт с аудиторией.
Время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко по времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. На замену стандартных диафильмов, так называемые средства ТСО, предлагаемых Министерством образования, с появлением компьютера, стало возможным создание собственных слайд-шоу, но уже на более высоком уровне, с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов - звука, видео, анимации.
Музыковедческие библиотеки - он-лайн библиотеки с большим количеством литературы по разным темам. Даже сейчас, когда, кажется, что на книжных полках можно купить любую книгу, часто бывает проблемой найти то, что необходимо для уроков музыки. И в этом случае приходит на помощь Интернет с электронными библиотеками.
Медиатека - современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.
Базы данных - широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени. Для систематизации имеющихся материалов мною созданы базы данных по русской, зарубежной классической и народной музыке, биографические данные композиторов и музыкантов, где указаны фамилии, название, жанр, продолжительность звучания и номер диска, на котором находится произведение.
Караоке - современная информационная технология нашего времени. Принцип караоке довольно прост - воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Караоке развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.
Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений, которые необходимы для создания и редактирования звуковой информации, дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование - в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов в различные форматы для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы по использованию информационных технологий:
- Использование средств новых информационных технологий способствует усилению мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийными технологиями. Работа на компьютере помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
- Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
- Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.
Практика проведения уроков с использованием информационных технологий свидетельствует о повышении познавательного интереса обучающихся.
Литература:
- Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н.Черненко -Волгоград: Учитель, 2007.-135с.
- Кривошеева А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии – 1996 г., № 2
- Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-244851-1366283776.jpg)
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-151570-1512028323.jpg)
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-781727-1462527560.jpg)
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/08/picture-1415950-1659979273.jpg)
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-130692-1676543736.jpg)
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...