Рабочая программа по музыке 1-4 классы
рабочая программа по музыке по теме

Ирина Владимировна Кошель

Программа по предмету «Музыка» для III—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования».

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka1-4.docx57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для III—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования».
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
 
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
 Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:       — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
      — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
        Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

      Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
  Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
      Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
  Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Требования к учащимся начальной школы

III класс 
• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

IV класс 

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне  школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для I - II  классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с  Федеральным государственным  образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами  и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
 
 Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
 Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:       — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
      — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
      Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

      Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года
      Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
          Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Требования к учащимся начальной школы

I класс

• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся   воспринимать  музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

II класс

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

                       Учебно - тематическое планирование в I классе (33ч)

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Музыка вокруг нас

16

1

1

«И муза вечная со мной»

1

2

2

Хоровод муз

1

3

3

Повсюду музыка слышна

1

4

4

Душа музыки — мелодия

1

5

5-6

Музыка осени

2

6

7

Сочини мелодию

1

7

8

«Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа

1

8

9

Обобщающий урок.

1

9

10

«Садко» (из русского былинного сказа)

1

10

11

Музыкальные инструменты

1

11

12

Звучащие картины

1

12

13

Разыграй песню

1

13

14

Пришло Рождество, начинается торжество

1

14

15

Родной обычай  старины. Добрый праздник среди зимы.

1

15

16

Обобщающий урок.

1

Музыка и ты

17

16

17

Край, в котором ты живешь

1

17

18

Поэт, художник, композитор

1

18

19

Музыка утра. Музыка вечера

1

19

20

Музыкальные портреты

1

20

21

Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка)

1

21

22

«Музы не молчали»

1

22

23

У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты

1

23

24

Мамин праздник

1

24

25

Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины

1

25

26

Обобщающий урок.

1

26

27

Музыка в цирке

1

27

28-29

Дом, который звучит. Опера-сказка

2

28

30

«Ничего на свете лучше нету».Афиша.Программа.

1

29

31

Твой музыкальный словарик.

1

30

32

Обобщающий урок.

1

31

33

Заключительный урок-концерт

1

   Всего:

33ч

Учебно - тематическое планирование во II классе (34ч)

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Россия — Родина моя

   3

1

1

Мелодия

1

2

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия

1

3

3

Гимн России

1

День, полный событий

6

4

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

5

Природа и музыка. Прогулка

1

6

6

Танцы, танцы, танцы...

1

7

7

Эти разные марши. Звучащие картины

1

8

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама

1

9

9

Обобщающий урок.

1

«О России петь — что стремиться в храм»

5

10

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1

11

11

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский

1

12

12

Молитва

1

13

13

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике

1

14

14

Обобщающий урок.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

15

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню

1

16

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1

17

17

Проводы зимы

1

18

18

Встреча весны

1

В музыкальном театре

5

19

19-20

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет

2

20

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

21

22-23

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал

2

В концертном зале

5

22

24

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

1

23

25

Обобщающий урок.

1

24

26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

25

27-28

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра

2

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

6

26

29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах

1

27

30

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга

1

28

31

Два лада. Легенда. Природа и музыка

1

29

32

Печаль моя светла. Первый

1

30

33

Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?

1

31

34

Обобщающий урок.
Заключительный урок-концерт.

1

Всего:

34ч.

               Учебно - тематическое планирование в  III классе (34ч)

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Россия — Родина моя

5

1

1

Мелодия — душа музыки

1

2

2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины

1

3

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

1

4

4

Кантата «Александр Невский»

1

5

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...

1

День, полный событий

4

6

6

Утро

1

7

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

1

8

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

1

9

9

Обобщающий урок.

1

«О России петь — что стремиться в храм»

4

10

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

11

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

1

12

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

13

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

14

14

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе

1

15

15

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

1

16

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1

17

17

Обобщающий урок.

1

В музыкальном театре

6

18

18

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра

1

19

19

Опера «Орфей и Эвридика»

1

20

20-21

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу

2

21

22

«Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

1

22

23

В современных ритмах (мюзиклы)

1

В концертном зале

6

23

24

Музыкальное состязание (концерт)

1

24

25

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины

1

25

26

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная

1

26

27

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена

2

27

28

Обобщающий урок.

1

«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье...»

5

29

30

Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки

1

30

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева

1

31

32

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)

1

32

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет

1

33

34

Обобщающий урок.
Заключительный урок-концерт.

1

Всего:

34ч

Учебно - тематическое планирование в  IV классе (34ч)

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Россия — Родина моя

3

1

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

1

2

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

3

3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!

1

«О России петь — что стремиться в храм»

4

4

4

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

5

5

Кирилл и Мефодий

1

6

6

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше

1

7

7

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

День, полный событий

6

8

8

  Приют спокойствия, трудов и вдохновения

1

9

9

 Обобщающий урок.

1

10

10

  Зимнее утро. Зимний вечер

1

11

11

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

1

12

12

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

1

13

13

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

14

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

15

15

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка

1

16

16

Народные праздники. «Троица».
Обобщающий урок.

1

В концертном зале

5

17

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо

1

18

18

Старый замок. Счастье в сирени живет...

1

19

19

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

1

20

20

Патетическая соната. Годы странствий.

1

21

21

Царит гармония оркестра

1

В музыкальном театре

6

22

22

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...

1

23

23

Сцена в лесу

1

24

24

Исходила младешенька

1

25

25

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы

1

26

26

Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

1

27

27

 Обобщающий урок.

1

«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье...»

7

28

28-29

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд

2

29

30

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

1

30

31

В интонации спрятан человек

1

31

32

Музыкальный сказочник

1

32

33

Рассвет на Москве-реке

1

33

34

Обобщающий урок.
Заключительный урок-концерт.

1

  Всего:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по тат.языку 4класс

№Бүлекләр, темаларБелем һәм күнекмәләрБарлыгы  1Яңа уку елы котлы булсын!Беренче сентябрь көне ничек узуы турында сөйли белү.Дәрес әзерли торган эш урыны турында сөйли белү.Көндәлек режимны ...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по немецкому языку.4класс

Данная рабочая программа разработанна в соответствии с положениями ФГОС,основана на программе по предметной линии учебников Л.И,Бим 2-4 классы,2011г,М.,Просвещение.Рабочая программа составлена на осно...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...