Рабочая программа по музыке 5-7 классы
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме

Ирина Владимировна Кошель

Данная рабочая программа  по музыке  5-7 классы, предназначена для учителя, который работает по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_5-7.docx54.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке в 7 классе  разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011г.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержательный стержень программы — «Классика и с
овременность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод перспективы и ретроспективы;
  6. метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

      Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

   Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- тест

- защита исследовательских проектов

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся:

- освоение основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства;

- расширение личностного культурологического пространства.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  основной  школы

  7 класс

•  совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

•  знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

•  понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

•  эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

•  творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

•  осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;                

•  выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

•  использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования.

Календарно – тематическое планирование в 7 классе.

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тема   I полугодия:

«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

17

1

1

Классика и современность

1

2

2

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

1

3

3

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

1

4

4

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

1

5

5

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

1

6

6

В музыкальном театре. Балет.

1

7

7

В музыкальном театре. Балет.

1

8

8

Героическая тема в русской музыке.

1

9

9

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».  Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

1                                                

10

10

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».  Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

1

11

11

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

1

12

12

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

13

13

Образ Хозе.Образ Кармен. Образы «масок» и Тореодора.

1

14

14

Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов

1

15

15

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

1

16

16

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

1

17

17

Музыка к драматическому спектаклю. «Музыканты – извечные маги». Обобщающий урок.

1

Тема   II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

18

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

1

19

19

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

1

20

20

Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

21

21

 Транскрипция. Ф. Лист.

1

22

22

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

1

23

23

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

1

24

24

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

Соната № 2 С. Прокофьева.

1

25

25

Соната № 11 В. Моцарта.

1

26

26

Симфоническая  музыка.Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

1

27

27

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

1

28

28

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова

1

29

29

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

1

30

30

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

1

31

31

Инструментальный концерт.  Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

1

32

32

Музыка народов мира.

1

33

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1

34

34

«Пусть музыка звучит!».

1

35

35

Итоговый урок.  

1

Всего:

35ч.

Пояснительная записка

       Данная  рабочая  программа  по музыке в 5 классе разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

 В соответствии с Новым Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

       Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Межпредметные   связи

  В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

       Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

     

       Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

- работа по карточке

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  1. специфику музыки как вида искусства;
  2. значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  3. основные жанры народной и профессиональной музыки;
  4. основные формы музыки;
  5. характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  6. виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  7. имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  1. эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  2. узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  3. выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  4. выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  5. распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  6. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  2. размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  3. музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  основной  школы

  5 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  1. понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  2. находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  3. размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  1. творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  2. участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  3. передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  4. развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,.;
  5. проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Календарно – тематическое планирование в 5классе.

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

тема   I полугодия: 
“Музыка  и  литература”

17

1

1

Что  роднит  музыку   с  литературой.

1

2

2

Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в березках, песня русская в хлебах… 

1

3

Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в березках, песня русская в хлебах…

1

4

Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

3

5

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…

1

6

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…

1

4

7

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.  Мелодия  одной  звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…

1

5

8

Вторая  жизнь  песни. Живительный родник творчества. Обобщение материала I четверти.

1

6

9

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

1

10

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

1

7

11

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам  того не знаешь…Был он весь окутан тайной – черный гость…

1

12

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам  того не знаешь…Был он весь окутан тайной – черный гость…

1

8

13

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости заморские!

1

9

14

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

1

10

15

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1

11

16

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1

12

17

Мир композитора. Обобщение материала II четверти.

1

тема   II полугодия:
       
“Музыка  и  изобразительное  искусство”

18

13

18

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1

14

19

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье. В минуты музыки печальной…

1

15

20

Звать через  прошлое  к  настоящему. Александр Невский. За отчий дом за русский край… Ледовое побоище. После побоища.

1

21

Звать через  прошлое  к  настоящему. Александр Невский. За отчий дом за русский край… Ледовое побоище. После побоища.

1

16

22

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…И это все – весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

1

23

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…И это все – весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

1

17

24

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.
Весть святого торжества.Древний храм златой вершиной блещет ярко…

1

18

25

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали…Неукротимым духом своим он побеждал зло.

1

19

26

Волшебная  палочка  дирижера. Дирижеры мира.

1

20

27

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.О, душа моя, Бетховен с тобой! Оркестр Бетховена играет.
Обобщение материала III четверти.

1

21

28

Застывшая  музыка. Содружество муз в храме.

1

22

29

Полифония  в  музыке  и  живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса…

1

23

30

Музыка   на  мольберте. Композитор-художник. Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией…

1

24

31

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи. Музыка ближе всего к природе. Звуки и запахи реют в  вечернем воздухе.

1

25

32

О  подвигах,  о  доблести  и  славе... О тех, кто уже не придет никогда – помните! Звучащие картины.

1

26

33

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…Музыкальная живопись Мусоргского.

1

27

34

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

1

28

35

 Заключительный  урок – обобщение.

1

 Всего:

35ч.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  1. Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
  2. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
  3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  5 класс», М., Просвещение 2011.
  4. фонохрестоматия для 5, 6,7  класса
  5. учебник «Музыка. 5-7 класс», М.,  Просвещение.

Пояснительная записка.

Данная  рабочая  программа  по музыке 6 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

        Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы.         

В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки:
« Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности». 

       

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

       Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

   

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  1. специфику музыки как вида искусства;
  2. значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  3. основные жанры народной и профессиональной музыки;
  4. основные формы музыки;
  5. характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  6. виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  7. имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  1. эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  2. узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  3. выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  4. выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  5. распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  6. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  2. размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  3. музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  основной  школы

6 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  1. понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  2. иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  3. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  4. уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  5. владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  6. анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  7. раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  8. развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  9. совершенствовать умения и навыки самообразования.

Календарно – тематическое планирование в 6 классе

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

3

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

1

4

4

Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

5

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

6

6

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде.

1

7

7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

8

8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

9

9

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

10

10

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1

11

11

«Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фрезок.

1

12

12

«Перезвоны». Молитва.

1

13

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1

14

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1

15

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

16

16

Авторская песня: прошлое и настоящее. Авторская песня сегодня.

1

17

17

Джаз – искусство 20 века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая и серьезная?

1

тема   II полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

18

18

Вечные темы искусства и жизни.

1

19

19

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины

1

20

20

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

21

21

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». 

1

22

22

Инструментальный концерт. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1

23

23

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

24

24

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

25

25

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

26

26

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

27

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

28

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

29

29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

30

30

Мир музыкального театра. Балет«Ромео и Джульетта».

1

31

31

Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история»

1

32

32

Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика» Рок-опера«Орфей и Эвридика».

1

33

33

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века.

1

34

34

Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.

1

35

35

Обобщающий урок.

1

Всего:

35ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...