Организация самостоятельного разбора музыкальных произведений - одно из условий обучения и воспитания интереса к исполнительству
учебно-методический материал по музыке по теме

Воспитание творческой самостоятельности всегда было  в центре внимания русской музыкальной педагогики.

Рассматривая эту тему, сразу же можно указать на ряд трудностей, которые осложняют работу преподавателя в музыкальной школе. Прежде всего научно- технический прогресс. Не очень сильно утруждая себя всегда можно что-то «сочинить» на компьютере или еще проще нажать на клавишу магнитофона и наслаждаться звуками и мелодиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartushova_metodich_rabota.docx22.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская школа искусств № 3

Организация самостоятельного разбора музыкальных произведений - одно из условий обучения и воспитания интереса к исполнительству.

(методическая работа)

Л.А. Картушова

Тамбов 2010 год

Воспитание творческой самостоятельности всегда было  в центре внимания русской музыкальной педагогики.

Рассматривая эту тему, сразу же можно указать на ряд трудностей, которые осложняют работу преподавателя в музыкальной школе. Прежде всего научно- технический прогресс. Не очень сильно утруждая себя всегда можно что-то «сочинить» на компьютере или еще проще нажать на клавишу магнитофона и наслаждаться звуками и мелодиями.

Работа педагога заключается в приобщении и привитию любви и интереса к исполнительству. Для того, чтобы ребенок ощутил удовлетворения от своей работы педагогу приходится применять ряд методов:

  1. Это убеждение и собеседование, и осознанная необходимость (упражнения, гаммы), разноуровневый подход к подбору репертуара;
  2. Авторитарный, создание ситуации успеха;
  3. Личный пример учителя.

Немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течении какого-то времени учитель становится самым большим авторитетом для ученика, олицетворением идеального музыканта  и человека.

Дети младшего и среднего возраста, в основном, подражают преподавателю  и на начальной стадии обучения игре на музыкальном инструменте это несомненно плюс.

Однако, вполне естественно, что по мере взросления учащегося и перехода с низшей на более высокую ступень обучения, целесообразно от подражательной формы работы над музыкальным произведением постепенно отказываться, заменяя ее различными видами более или менее самостоятельного знакомства с музыкальным произведением.

Интересно характеризует роль педагога Г.Г. Нейтгауз: «Считаю, что одна из  главных задач педагога- сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы; самопознания и умения добиваться цели, которые называется зрелостью, порогом за которым начинается мастерство. И тем не менее я не хочу самоустранится,  я хочу перестать быть гувернером, тренером, но хочу остаться жизненным двигателем и одним из сильных впечатлений как личность и педагог».

Ставя перед учащимся проблему приобретения навыка самостоятельного разбора музыкальных произведений преподаватель прежде всего  ставит перед собой определенную воспитательную цель- научить ученика трудиться,  а цель этого труда- это ощутить результат своей работы. Это стремление надо как можно раньше развивать  у ребенка и всячески его поддерживать.

Задача, поставленная перед учителем любой специальности- научить своих воспитанников не только усваивать знания в готовом виде, но и прививать им потребность к самостоятельному добыванию знаний.

От умения работать самостоятельно зависит общее развитие ребенка, творческий рост, продуктивность каждого урока.

На чем основывается хорошая самостоятельность? На его тяге к знаниям, на желании идти вперед, получать новые, все более интересные задания, на стремлении достигнуть цели, несмотря на трудности.

Задание, которое учащийся получает для самостоятельной работы, должно быть легко и понятно. Открывая сборник с заданным материалом, учащийся должен чувствовать себе спокойно  и уверенно. Он не должен наталкивать на неизвестное и непонятное, что сразу снизит подъем в работе и вызовет неуверенность  в своих силах.

Задавая новый материал, педагог должен дать пояснения к трудному месту и дать указание,  как с этим новым материалом справиться.

Если это учащийся младших классов:

  1. Это расположение звуков 1-ой и 2-ой октавы на инструменте и нотном стане;
  2. Определение размера, тональности длительности нот;
  3. Ориентация в левой руке (басы).

Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесы на уроке, объяснять средства музыкальной выразительности, проверять аппликатуру, посадку и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом,  требовать, чтобы к уроку учащийся все что может выполнил сам, без помощи педагога.

Постоянно усложняя задания, педагог должен добиться, чтобы учащийся в новом произведение самостоятельно умел не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, лад, ритм, движение мелодии (вверх, вниз), темп, средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи), начало и конец музыкальной фразы, предложения, периода; т.е. весь комплекс теоретических знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте учащийся должен использовать в самостоятельной работе над музыкальным произведением.

Подводя итог (в заключении) хочу сказать, что подготавливая учащихся к самостоятельной деятельности преподаватель определяет ряд этапов:

  1. Интенсивное обучение игре на инструменте. Основная цель этого этапа- научить ребенка самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст, читать с листа, составлять в общих чертах исполнительский план.

Самостоятельная продуктивная работа учащегося создает большую экономию времени и энергии. Если ученик показывает на уроке грамотно, осмысленно, толково приготовленный материал, он избавляет педагога от тягостной работы- исправления ошибок.

  1. Формирование  у учащегося навыков самостоятельной работы;

Без умения самостоятельно работать невозможно успешное продвижение в области грамотного исполнительства. На этом этапе так же проводятся беседы об исполнительском мастерстве,  о творчестве различных композиторов. Педагог оказывает помощь  в решении вопросов в процессе самообучении ученика.

Умение самостоятельно мыслить воспитывается вместе с музыкальной зрелостью, но воспитывать необходимо с самого начала обучения. Воспитание самостоятельности учащегося- это значит последовательно развивать его мышление, самоконтроль, приучать самостоятельно справляться с встречающимися трудностями при разборе произведения, находить пути и способы их преодоления. Например: игра в медленном темпе со счетом вслух и правильной аппликатурой.

  1. Развитие творческих, исполнительских  и импровизационных способностей.

Если ученик показывает грамотный самостоятельный подготовленный материал, педагог может приступить к углубленному изучению материала, улучшению исполнительского мастерства.

На этом этапе преподаватель консультирует ученика, помогает в осуществлении его замыслов. Однако, преподаватели утверждают, что если преподаватель с самого начала работы над новым произведением демонстрирует достаточно продвинутому учащемуся  собственное исполнение или аудиозапись, навязывая тем самым некий исполнительский образ, прочтение или художественную трактовку музыкального произведения, что тем самым, он совершает серьезный педагогический просчет -дает и закрепляет в сознании ученика готовый образец, которому тот должен следовать  и подражать. В скобках заметим, что в силу ограниченных профессионально- технических возможностей иного преподавателя, музыкальная иллюстрация разучиваемого  учеником произведения, зачастую бывает далеко не адекватной «первоисточнику» и может вызвать негативное восприятие учеником нового произведения.

Рассматривая совместные формы работы ученика и учителя, обратим внимание на такую форму сотрудничества, когда педагог, давая учащемуся для работы новое произведение, составляет определенный план трактовки данного произведения, предлагая ученику свой вариант исполнения, пусть даже и рассчитанный на индивидуальные возможности данного ученика. Тем самым последний также лишается права на собственную инициативу. Понятно, что такая форма работы также чревата негативными последствиями; т. к. учащийся полагается на опыт и авторитет своего наставника, становится пассивным; он слепо следует за указаниями преподавателя, не развивает свою творческую фантазию  и после окончания учебного заведения вряд ли сможет плодотворно работать,

Особенно на педагогическом поприще  и концертной эстраде, т.е. там, где художественно- творческий облик музыканта, его индивидуальность представляет особую ценность.

Наиболее целесообразна, как вытекает из сказанного, та форма работы, когда ученик, знакомясь с новым для него музыкальным материалом, самостоятельно или с помощью наводящих указаний учителя, создает свой собственный исполнительский замысел, свою трактовку произведения. Пусть она будет не во всем совершенной и даже спорной. Но это будет собственная трактовка учащегося, его собственное видение, которое с каждым разом будет становиться все более совершенным и адекватным содержанию авторского текста.

Список использованной литературы:

  1. Брянская Ф.Д. : Формирование и развитие игры с листа в первые годы обучения пианиста. Москва, 2007;
  2. Бычков В.В.: История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки. Москва, 2003;
  3. Гофман Й. Ф.: Игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Москва, 2007;
  4. Шохов Г.И.: Игра по слуху, чтение с листа в классе. Москва 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формирования нравственной личности.

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формированиянравственной личности....

ПЛАН разбора музыкального произведения chgkopoo.ucoz.ru›images…razbora_proizvedenija.docx

Вариант разбора музыкального произведения (лад, регистр и т. д.)...

В музыку с любовью. Разбор музыкального произведения.

Пгружение в мир музыки посредством радостного восприятия звучащих на занятиях фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с основами музыкальной грамоты и простыми музыкальными формами. Разб...

Методическая разработка "План-вопросник разбора музыкальных произведений для сравнительного анализа романсов разных композиторов на одинаковые тексты"

Данная методическая разработка выполнена учителями (преподавателями) ГБОУ школы "Тутти" Островской Я.Е., Орел Ю.А., Фокиной О.О. для проекта в 10-м классе, посвящённого сравнительному анализ...