Методическая разработка "План-вопросник разбора музыкальных произведений для сравнительного анализа романсов разных композиторов на одинаковые тексты"
методическая разработка по музыке (10 класс)

Орел Юлия Антоновна

Данная методическая разработка выполнена учителями (преподавателями) ГБОУ школы "Тутти" Островской Я.Е., Орел Ю.А., Фокиной О.О. для проекта в 10-м классе, посвящённого сравнительному анализу романсов русских композиторов на одинаковые тексты. Цель вопросника: оказать практичекскую помощь ученикам в аналитическом разборе материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-voprosnik.docx22.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-вопросник разбора музыкальных произведений

для сравнительного анализа романсов разных композиторов

на одинаковые тексты

Методическая разработка

Учителя, преподаватели

музыкально-теоретических дисциплин

ГБОУ школы «Тутти»

Островская Я.Е., Орел Ю.А., Фокина О.О.

По композитору

  1. Век, страна, даты рождния и смерти.
  2. Принадлежность к художественному (музыкальному) направлению.
  3. Какие жанры музыки представлены в его творчестве (симфонии, оперы, балеты и т.п.), или в каких жанрах писал, или какие жанры музыки являются главными в его творчестве?
  4. Как представлены вокально-инструментальные, вокально-хоровые и вокальные произведения в данном творчестве?
  5. Обращение к жанру романса – закономерность или случайность (единичные случаи)?
  6. Что в целом характерно для вокального творчества (для романсов) этого композитора? Какие романсы он писал? Типично ли это для его эпохи?

По поэту

  1. Век, страна, даты рождния и смерти.
  2. Принадлежность к художественному (поэтическому) направлению.
  3. Какие жанры литературы и поэзии представлены в его творчестве? Какие стихи он писал? Типично ли это для его эпохи?

По тексту романса

  1. О чем эти стихи? (содержание).
  2. Общий характер звучания стихотворения; его эмоциональный тонус, если прочесть вслух (спокойно, ровно, мелодично, взволнованно, драматично и т.п.).
  3. Как построено стихотворение: длинное или короткое, сколько строф, есть ли повторы слов или строк, если есть, то для чего они нужны, какой размер стихосложения, определяющий акценты в словах, какие ключевые слова важны для понимания содержания?
  4. Где находится смысловая кульминация?
  5. Характерно ли это стихотворение по теме, содержанию и стилю для творчества данного поэта?
  6. Почему оно могло заинтересовать композитора в качестве текста для своего романса?

По разбору романса

а) жанр и форма

  1. Общий характер музыки данного произведения.
  2. Размеры (большой или маленький, развернутый или миниатюра).
  3. Жанр романса (элегия, драматическая песня, баллада, монолог, лирическое высказывание, песня и т.п.).
  4. Форма романса (определение) и ее особенности: традиционная для романсов данного типа в этом историческом периоде или нет?
  5. Как соотносится форма романса с формой стихотворения? Они совпадают, или композитор что-то меняет для того, чтобы подчеркнуть свой замысел?

б) ритм и мелодия

  1. Как построена мелодия? Каков ее мелодический рисунок  – кантиленный, песенный, ариозный, речитативно-декламационный, смешанный?
  2. Какой тип движения мелодии (восходящий, нисходящий, волнообразный, скачкообразный, поступенный, основанный на опеваниях и т.п.)?
  3. Какие интонации преобладают (повествовательные, вопросительные, повелительные, жалобные, восклицательные и т.п.)?
  4. Соотношение опорных ступеней, устойчивых и неустойчивых ступеней; есть ли важные интервальные ходы, подчеркивающие нужные смысловые моменты?
  5. Совпадает ли структура членения (мотивы, фразы, предложения) со структурами членения стихотворения, если нет, то что меняется и зачем: продиктовано музыкальной логикой развития или содержанием?
  6. Какой здесь ритмический рисунок – монотонный (однообразный), разнообразный или свой для разных частей мелодии?

в) гармония и фактура

  1.  Отразилось ли содержание стихотворения в выборе композитором определенных  гармонических средств, или оно обосновано логикой чисто музыкального развития:
  1.  тональность;
  2.  вид лада;
  3.  гармонические обороты (наличие или отсутствие ярких диссонирующих  аккордов);
  4.  органный пункт (если есть, то зачем);
  5.  тональный план произведения (последовательноть отклонений и модуляций).
  1. Отразилось ли содержание стихотворения в выборе композитором определенных видов фактуры, или он обусловлен общими стандартами жанра романса:
  1. соотношение вокальной партии и сопровождения (солирующая мелодия и аккомпанемент или иначе);
  2. тип фактуры (аккордовый, гомофонно-гармонический, пассажный арпеджированный, и т.п.);
  3. наличие (или отсутствие) подголосков в фактуре сопровождения;
  4. жанровые ассоциации в типе фактуры (мазурка, серенада, вальс и т.п.);
  5. роль партии фортепиано – только аккомпанемпент или участник равноправного дуэта?
  6. роль фортепианного вступления и заключения (если имеются).

Выводы

Сравнение:

  1. Сходства (если есть) и различия жанра и формы, ритма и мелодии, гармонии и фактуры.
  2. Что (у кого) лучше подходит для воплощения содержания или отражения стиля и замысла каждого?
  3. Как это связано с тенденциями эпохи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельного разбора музыкальных произведений - одно из условий обучения и воспитания интереса к исполнительству

Воспитание творческой самостоятельности всегда было  в центре внимания русской музыкальной педагогики.Рассматривая эту тему, сразу же можно указать на ряд трудностей, которые осложняют работу пре...

Методическая работа "Работа над музыкальным произведением с начинающими"

В разработке даны методы и приёмы ра боты над музыкальным произведением с начинающими учащимися....

ПЛАН разбора музыкального произведения chgkopoo.ucoz.ru›images…razbora_proizvedenija.docx

Вариант разбора музыкального произведения (лад, регистр и т. д.)...

Методическая презентация "Единство сторон музыкального произведения"

Единство сторон музыкального произведения- Ритм, полифония,темп, тембр,гармония и мелодия....

В музыку с любовью. Разбор музыкального произведения.

Пгружение в мир музыки посредством радостного восприятия звучащих на занятиях фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с основами музыкальной грамоты и простыми музыкальными формами. Разб...

методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»

Николай Андреевич Римский-Корсаков   - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог.  Знакомству с его творчеств...