Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе по программе Критской
календарно-тематическое планирование по музыке (8 класс) по теме
Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе по программе Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 120.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Класс: 8а, 8б, 8в
Часов в неделю: 1
Всего часов:35
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Музыкальный материал для слушания | Требование к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание |
Жанровое многообразие музыки (17 часов) | ||||||
1 | Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Бах Токката и фуга ре минор в классическом звучании и современной обработке | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры | биография Баха привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке | |
2 | Современные обработки классических произведений | Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя. | Музыка Баха, Бетховена, Моцарта и др композиторов-классиков в современной обработке | Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений | подобрать примеры классики в совр обр | |
3 | Жанровое многообразие музыки | Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки | Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш) Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» | Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь: - приводить примеры различных музыкальных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки | ||
4 | Песня – самый демократичный жанр музыки | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма | Песни А.Пахмутовой, И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова | Знать: - понятия: куплетная форма, строение песни; - виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла); - исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль) | наизусть тексты песен | |
5 | Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня | |||||
6,7 | Проникновение фольклора в современную музыку | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др. | Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | найти материал о фольклорных коллективах города МВ и Минераловодского района | |
8 | Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. | Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи. | Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» Ф.Шуберт Серенада Херувимская песнь (знаменный распев) П.Чесноков Всенощное бдение Бах Высокая месса | Знать: - особенности духовной и светской песни; - понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса | подготовить сообщение | |
9, 10 | Тема любви – вечная тема в искусстве | Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена | Бетховен Соната №14 | Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Бетховен, биография | |
Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль | Прокофьев «Ромео и Джульетта» | Знать драматургия развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов | история создания балета | |||
11 | Иоганн Штраус – король вальса | Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. | Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь) | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; | Штраус, биография | |
12 | Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» | Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | М.Глинка Вальс-фантазия Е.Дога Вальс | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов | Глинка, биография | |
13,14 | Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. | А.Хачатурян Вальс (Маскарад) Г.Свиридов Вальс (Метель) С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир» | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов | Хачатурян, биография | |
Свиридов, биография | ||||||
15,16 | Интонации и ритмы марша | Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки. | Г.Свиридов Военный марш Агапов Прощание славянки Ф.Мендельсон Свадебный марш М.Глинка Марш Черномора Моцарт Турецкий марш | Уметь: - приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки | история создания марша «Прощание славянки» | |
история создания «Свадебного марша» | ||||||
17 | Выдающиеся исполнительские коллективы | Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов | видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж.Ласта, П.Мориа | Знать: - отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - сравнивать стиль исполнения | подготовить сообщение | |
Музыкальный стиль (18 часов) | ||||||
Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз | Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза | Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс» | Знать понятия: джаз, симфоджаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты; - характерные признаки и историю развития джазовой музыки; - понятия: - состав джазового оркестра Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки | джаз, отличительные черты | ||
Рок-опера | Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. | Более глубокое изучение рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось». Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова | Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - выявлять средства музыкальной выразительности | история создания | ||
21,22 | Авторская песня | Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни | В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Егоров, Т.и С.Никитины, | Знать: - историю развития авторской песни; - особенности и жанры авторской песни. | история развития авторской песни в СССР | |
тексты песен наизусть | ||||||
23,24 | Духовная музыка | Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского | Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» | Знать: - понятие: духовная музыка; - что лежит в основе музыки православной и католической церквей. - основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт Уметь приводить музыкальные примеры | этапы развития духовной музыки | |
Струмский «Великое славословие», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный» | Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть | |||||
25 | Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений | Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством | привести примеры | |||
26 | Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке | Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | Вивальди «Времена года» | Знать: - понятие: инструментальный концерт; - особенности стиля барокко. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | познакомиться с сонетами Вивальди | |
Характерные признаки музыкального классицизма | Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством | Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3 Симфонические произведения М.Глинки | Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра . Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов. | Выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством | ||
27 | «…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке | Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители. | Паганини Каприс №24 С.Баневич «Дорога» | Знать: - выразительные возможности скрипки, её создателей и современных исполнителей. | Паганини, биография; привести примеры транскрипций | |
28 | Творческий стиль С.Рахманинова | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации | Рахманинов Рапсодия на тему Паганини | Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений | Рахманинов, биография | |
29,30 | Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев | фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор Расходилась, разгулялась…) | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Мусоргский, биография | |
история постановки оперы | ||||||
31 | Всегда современный Чайковский | Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром | Знать: - основные моменты творчества П.Чайковского, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений Уметь: - определять тембры музыкальных инструментов; - определять приёмы музыкального развития и жанры | Чайковский, биография | |
32 | Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига | Роль музыки в годы ВОвойны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры | песни времен ВОВ и о ВОВ | Знать: - основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни | история создания песен времен ВОВ | |
33 | Музыка кинематографа | Роль музыки в кино и на телевидении | А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников | Уметь: - называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам; - проводить интонационно-образный анализ; - определять форму музыкального произведения | история развития звукового кино и роль в нем музыки | |
34 | Традиции и новаторство в тв-ве С.Прокофьева. Стилизация и полистилистика. | Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки. | Прокофьев Классическая симфония | Знать: - основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - определять приёмы музыкального развития и жанры | особенности творческого стиля Прокофьева | |
35 | Обобщающий урок. | Музыка для слушания по желанию уч-ся | Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять приёмы музыкального развития и жанры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5-7 классах по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской
Календарно-тематическое планирование соответствует программе "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы" Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой. Может быть использовано учителями музыки общеобр...
календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс
календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс по Кабалевскому ФГОС...
Календарно-тематическое планирование уроков в 9 классе по программе О.С. Габриелян
Содержание: планирование, распределение расчётных задач в темах уроков, лабораторные работы и параграфы домашних заданий....
календарно- тематическое планирование по искусству 8 класс по программе Критской Е. Д
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские ...
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством...
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Календарно-тематическое планирование по музыке для 3 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством...
Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Календарно-тематическое планирован по музыке для 4 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образо...