Реализация ФГОС посредством полихудожественного образования
материал по музыке по теме

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует современного учителя предметной области «Искусство» на развитие личности ребенка, способного к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений как изобразительного, так и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. В настоящее время продуктивно и эффективно решить проблему формирования эстетической компетентности учащихся возможно посредством полихудожественного подхода в системе общего и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_esse.doc24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС   посредством  полихудожественного образования

Егорова Анна Михайловна,

учитель музыки и МХК МАОУ «СОШ №33»

ГО Верхняя Пышма, Свердловской области

В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления «экономики знаний» -  в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

В общей системе достижения качества образования на первый план выдвигается его новый результат, рассматриваемый с позиции компетентностного подхода, — качество человека обучаемого, способного самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе, готового к самостоятельным действиям, к принятию решений.

Ориентация на достижение компетентности предполагает принципиально иную логику организации обучения и оценки его качества, а именно логику решения задач и проблем, создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе.

Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Как никогда возрастает значимость эстетического развития личности, поскольку воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, стимулирует созидающее начало в человеке, влияет на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическая культура, как основная часть духовной культуры, предполагает умение отличать прекрасное, благородное от уродливого, пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности личности.

Согласно определению Коренистовой Н. Г., эстетическая компетентность учащегося — это «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующееся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащемуся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие».

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует современного учителя предметной области «Искусство» на развитие личности ребенка, способного к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений как изобразительного, так и музыкального искусства, выражению в творческих работах соего отношения к окружающему миру.

В настоящее время продуктивно и эффективно решить проблему формирования эстетической компетентности учащихся возможно посредством полихудожественного подхода в системе общего и дополнительного образования.

Сам термин «полихудожественный» был предложен Б. П. Юсовым ещё в1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. Б. П. Юсов  подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга.

Вопросы использования взаимодействия разных видов искусств в учебном процессе являются предметом особого внимания ведущих исследователей в педагогике искусства (Э. Б. Абдуллин, Л. М. Баженова, А. А. Мелик-Пашаев, В. П. Михалев, Г. П. Нестеренко, В. Г. Ражников и др.). В педагогике искусства установлено, что взаимодействие искусств в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию школьников, нежели при получении разрозненных художественных впечатлений. Вместе с тем, активные формы деятельности детей в разных искусствах способствуют разностороннему развитию эмоционального поля, росту творческих способностей и художественных потребностей.

В основе полихудожественного подхода лежит принцип интеграции, который предусматривает углубленное изучение ребенком не одного художественного предмета (изобразительное искусство, музыка, слово и т. п.), а многих. Научная школа Б. П. Юсова выдвинула положение о том, что природа ребенка полихудожественна, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Приобщение детей к искусству позволяет им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида.

Результаты работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Верхней Пышмы показывают, как возможно осуществить формирование эстетической компетентности учащихся посредством полихудожественного подхода. Данный подход реализуется на всех ступенях образовательного процесса, где общее и дополнительное образование расширяют и дополняют друг друга.

В начальной школе эта система представлена в основном дополнительным образованием — это сольное и ансамблевое пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, концертная деятельность.

В средних классах продолжается реализация подхода в рамках дополнительного образования, добавляются театральная культура и сценодвижение, кроме того, факультативами — МХК и РКО.

В старших классах учебный процесс насыщается факультативами.

  1. полихудожественные дисциплины — МХК и Театральная культура;
  2. факультативы — «Поэтический мир В.Высоцкого», элективный курс «Математика и музыка», РКО, МХК;
  3. кружки — театральный, сольное пение, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах (домре, синтезаторе, ударных, гитаре, элементарных детских музыкальных инструментах), движение под музыку с элементами хореографии, клуб авторской песни, активная концертная деятельность. Перечень внеурочных видов занятий сегодня разнообразен, он охватывает все виды приобщения ребенка к искусству и культуре через его собственное художественное творчество.

Художественное образование, осуществляемое в рамках общего, сочетается с дополнительным художественным образованием, что делает всю педагогическую систему школы открытой, отвечающей разнообразным образовательным запросам учащихся и их семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Технологии реализации ФГОС основного общего образования в условиях МКОУ «Талицкая СОШ № 55»

В статье рассмотрены пути внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс школы....

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....

«Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования»

Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...

Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования

Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...