Урок музыки в 4 классе Музыкальные страницы Липецкого края
план-конспект урока по музыке по теме

Часова Галина Вячеславовна

Знакомство учащихся с выдающимся композитором Т.Н. Хренниковым

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_stranitsy_lipetskogo_kraya.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 г. Липецка

        

Урок музыки в 4 классе

Учитель   Часова Галина Вячеславовна

Липецк

2011 г.

Тема урока «Музыкальные страницы Липецкого края»

Цель: знакомство с творчеством  нашего великого земляка Т.Н. Хренникова; формирование потребности узнавать о  выдающихся деятелях земли Липецкой.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке,  понятие о средствах музыкальной выразительности.
  •  Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.
  • Воспитательные:  формирование интереса,   любви к музыке композитора – земляка,  потребности общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы и вокальных навыков  обучающихся. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкуса, нравственных качеств личности; формирование вокальных навыков через интонирование песен «Моя Россия», «Музыка всегда с тобой»  Г. Струве, «Колыбельная» Т. Хренникова.

Оборудование: пианино, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, «Липецкая газета», газета «Золотой ключик»

Оформление доски: тема урока, портрет  Т.Хренникова, сообщения на стенде о Т. Хренникове, Н. Обуховой, А. Неждановой, С. Рахманинове.

                    Как повезло нам, современникам,

                    Великой музыки Любви,

                    Что композитор Тихон Хренников

                     Раскрыл сокровища души.

                                                                   Л. Авдеева

Ход урока

  1. Приветствие – распевка.

2.Ребята, сегодня мы перелистаем несколько музыкальных страниц  родного края, познакомимся  с нашим великим земляком Т.Н. Хренниковым и его музыкой и другими талантливыми музыкантами земли Липецкой.

Начнём наше занятие с песни «Музыка всегда с тобой» Г. Струве  

( интонирование по нотам и исполнение).

     3.Наша малая родина, липецкий край богаты одарёнными и музыкально, и литературно людьми. Давайте вспомним, чьё имя  носит Липецкой областное училище искусств. ( ответ детей - К.Н. Игумнова)                                                  Что это за музыкант?  (величайший пианист, бывший ректором Московской консерватории. Он из красивого городка, утопающего  весной в яблоневом цвету – из Лебедяни.  В Лебедяни есть гранитная доска на доме, где жил пианист. )                                                                                                                  А ещё Липецк известен тем, что уже 15 лет у нас в городе проходят конкурсы юных пианистов им. К.Н. Игумнова, и учащиеся нашей школы также принимали в них участие и даже занимали призовые места. Посмотрите на вырезку из «Липецкой газеты», сейчас в городе идёт подготовка к очередному конкурсу, посвящённого 135 годовщине со дня рождения великого мастера, и в жюри будут только ученики великого Игумнова.

  4.  Что за музыка прозвучит сейчас? (Звучит Вокализ С. Рахманинова.)  Верно, С.Рахманинова. Что такое Вокализ? (произведение для голоса, но без слов). Кому посвящено это произведение? (А. Неждановой)

1873 год был богат на  рождение музыкальных талантов. В этом же году родилась великая Антонина Нежданова.  Что мы знаем о ней?                    (Она родилась в Одессе,  артистка оперы, камерная певица, педагог, народная артистка СССР .Выступала с концертами в Ельце.)

Ребята, в нашей школе учатся трое детей из деревни Ивановка Тамбовской области. Почему нам интересно это истинно русское местечко? (Потому что там отдыхал и работал великий композитор и пианист С.В. Рахманинов. В городе Тамбове музыкальное училище носит его имя).

6. А в селе Хворостянка с двух лет жила, слушала народные песни другая великая певица, ученица Антонины Неждановой, кто это? (Оперная певица Надежда Обухова, она училась в Хворостянской земской школе, жила с дедушкой, потому что мама в 26 лет умерла. Музыка и пение увлекли её с раннего детства.)              А в газете «Золотой ключик»   напечатали статью о ней, которую мы с вами прочитаем.

7. Итак, Лебедянь, Елец, Липецк… Какие названия родные, русские . Исполним песню «Моя Россия» Г. Струве

8. В Ельце в 1913 году родился десятым ребёнком в семье Тихон Хренников. Все дети учились в Москве, получали высшее образование, потом возвращались на родину. Брат окончил МГУ и работал учителем математики, одна сестра, Софья, -   учитель математики, другая – библиотекарь, третья – инженер – химик, четвёртая -  учитель физики, брат Борис  - начальник ж/д станции, был расстрелян в 30-е годы, когда семья подверглась репрессиям.

В 14 лет Тихон попал в Москву, и Михаил Гнесин убедил его, что из него получится настоящий музыкант. Окончил Московскую консерваторию с отличием, его имя занесено на мраморную доску почёта.

Написал музыку к спектаклям «Много шума из ничего», «Дон – Кихот», «Давным – давно», к кинофильмам «Верные друзья», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны»,  «Два товарища», «Поезд идёт на восток», «Гусарская баллада». Во время войны был в распоряжении политуправления 8 Гвардейской армии под командованием генерала Чуйкова. 2 мая 1945 года посетил в Берлине кабинет Гитлера, 7 мая – немецкую радиостанцию, где впервые увидел магнитофон, сделал записи 3 своих песен.    

"...Считаю, что Елец для  меня это  самое святое место на земле.  Где бы я не был,  а был я во многих местах в мире,  но всегда стремился, во-первых,  в Москву, а из Москвы обязательно поехать в Елец. Так это было и в юности, и позже. И сейчас для меня самое большое и огромное, самое приятное – пройтись по улочкам Ельца».  Каждый год Тихон Николаевич давал два концерта :один в областном Дворце культуры, другой – в Ельце, Елецкое училище искусств  носит его имя. В 2000 году был открыт Дом –музей Т.Н. Хренникова, с 2003 года для музыкально одарённых детей учреждена премия Хренникова. Тихон Николаевич находился на посту секретаря (председателя)  правления Союза композиторов с 1948 года, периода "Сталинской эпохи", до 1990 года, конца "эпохи Горбачева".

В 1996 году Тихон Николаевич написал гимн Ельца «Живи, Елец». Эта мелодия стала позывной Елецкой радиостанции.

Т.Н. Хренников – почётный гражданин Ельца, его имя носит музыкальное училище, его бюст установлен у здания Елецкой администрации. В 2000 году открыт Дом – музей Т.Н. Хренникова.

  9. О чём рассказывает фильм «Гусарская баллада»?   (О войне с французами 1812 года) Кто  главная героиня Шурочка Азарова? (Сирота, выросшая в доме своего дяди – военного и в мужском гусарском костюме отправившаяся защищать Родину). Но она молоденькая девушка, ей грустно покидать дом, в котором прошло детство , и она поёт при прощании «Колыбельную» своей кукле Светлане. (фрагмент кинофильма «Гусарская баллада»).

 Посмотрим фрагмент из фильма. Давайте выучим эту замечательную Колыбельную (интонирование). А вот Оля  Шульгина из 7А класса  очень любит эту песню, и сейчас она для нас её исполнит. (исполнение О. Шульгиной)

Ребята, поднимите руки, кому из вас захотелось  послушать музыку Т.Хренникова? посмотреть все фильмы, в которых звучат песни Т.Н. Хренникова? При разговоре со своими сверстниками из других городов и из других стран вы сможете рассказать им, из какого замечательного места вы родом? Я считаю, что это очень здорово. Вы согласны со мной? Сегодня мы пролистали только несколько музыкальных страниц и назвали всего несколько имён великих музыкантов земли Липецкой. Повторите эти имена. В течение 4 лет мы с вами назовём ещё много замечательных  имён, съездим в город Елец, посетим музей Хренникова,   в Москву, возможно, сможем побывать в большом зале Московской консерватории. Поднимите руки, кто после сегодняшнего урока почувствовал гордость за свой край и его великих людей?

Песни, используемые на уроке.

        Музыка всегда с тобой

                Г. Струве


1. Что такое ноты? Это семь птенцов.

Что такое ноты? Это трель скворцов

Это до рассвета соловьи в садах…

Ничего нет в мире музыки чудесней 2 р.

Потому что музыка у нас в сердцах  2 р.


2. Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне ка-пель

Это струны ливня, это первый гром

Ничего нет в мире музыки чудесней  2 р.

Потому что музыка живёт во всём    2 р.


3. Что такое песня? Это верный друг

Песня – это радость, звонкий смех вокруг

Тысячи мелодий, песенный прибой.

Ничего нет в мире музыки чудесней 2 р.

Потому что музыка всегда с тобой    2р.


Моя Россия

Г. Струве

1.У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички

У моей Росси голубые очи –

На меня, Россия, ты похожа очень

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

      Ливни льются над Россией,

      В небе радуга цветная –

      Нет земли краси- ивей


2.Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа

Припев.


3.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями

Припев

        Колыбельная Светланы

              Т. Хренников


1Лунные поляны… Ночь, как день, светла…

Спи, моя Светлана, спи, как я спала…

В уголок подушки носиком уткнись…

Звёзды, как веснушки, тихо светят вниз.



2Догорает свечка, догорит дотла…

Спи, моё сердечко, ночь, как сон светла…

Догорает свечка, догорит дотла…

Спи, моё сердечко, ночь, как сон светла…



3Догорает свечка, догорит дотла..

Спи, моё сердечко, ночь, как сон светла..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"

Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Урок по музыке 6 класс "Музыкальная викторина" урок -игра

Урок по музыке "Музыкальная викторина" Урок - игра...