Урок "Поэма в музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Штыркова Светлана Георгиевна

Разработка урока по разделу "Музыка и литература" в 5 классе, на основе музыкального материала увертюры к опере "Руслан и Людмила" и одноимённой  поэмы Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_v_muzyke.docx19.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема раздела: Музыка и литература
Тема урока: Поэма в музыке
Цель: Осознание учащимися неразрывной связи музыки и литературы на примере жанра поэмы.
Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности
               2. Расширение кругозора при знакомстве с такими жанрами искусства как увертюра, кантата, поэма, с творчеством М.И.Глинки.
               3. Развитие вокально-хоровых навыков.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный центр
- аудиозаписи: Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
- фортепиано
- мультимедиа проектор
- презентация по теме урока

                                                 Ход урока.

  1. Тема урока на экране. Читать строки из поэмы.
          Гром грянул, свет блеснул в тумане,
    Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа ...

Всё смолкло. В грозной тишине

Раздался дважды голос странный,

И кто-то в дымной глубине

Взвился чернее мглы туманной...

И снова терем пуст и тих;

Встаёт испуганный жених,

С лица катится пот остылый;

Трепеща, хладною рукой

Он вопрошает мрак немой...

О горе: нет подруги милой!

Похищена безвестной силой

 - Узнать литературное произведение, назвать автора и жанр. (Пушкин, поэма)
                              (
Все называемые определения записывать на доске)
- Появление какого персонажа описывает здесь автор?
-    Если бы вам пришлось написать музыку по этому произведению, какой бы жанр музыки вы бы выбрали? Почему?  (
опера)
-
М.И. Глинка, русский композитор 19 века, современник Пушкина, тоже решил написать оперу, начало которой сейчас прозвучит.

                                 Звучит Увертюра к опере (экспозиция)

 - Каких героев представляет нам здесь композитор?
- По каким особенностям музыки это можно утверждать? Выяснить характеры героев.
- Какого персонажа не хватает в этом фрагменте? (Черномора). Какой должна быть музыка о нём?

                                  Слушать далее (до репризы)

 - Что можно добавить о музыке Черномора?
- Зачем нужно такое вступление к опере? Как оно называется? (
Увертюра)
- Как подготавливает композитор написание музыки оперы? Что происходит с поэтическим текстом? Как называется такой текст?
(Либретто)

2. Работа в 3 группах с текстом-образом Руслана, Людмилы и Черномора. Сложить из разрезанных отрывков строки из поэмы. Очень давно, когда в театрах не было трёх звонков к началу спектакля, звучала увертюра, и зрители под её звуки занимали свои места. Со вступлением увертюры закончить работу. (5 мин)

 Меж тем Руслан далеко мчится;

В глуши лесов, в глуши полей

Привычной думою стремится

К Людмиле, радости своей.

И говорит: «Найду ли друга?

Где ты, души моей супруга?

 Но вот Людмила вновь одна.

Не зная, что начать, она

К окну решетчату подходит,

И взор ее печально бродит

В пространстве пасмурной дали.

Всё мертво. Снежные равнины

Коврами яркими легли;

Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.

Вокруг брады его седой

Рабы толпились молчаливы,

И нежно гребень костяной

Расчесывал ее извивы;

Прочитать свои варианты; исправить неправильные.

3.  Слушать увертюру целиком. Под музыку поднять руки группе Руслана, Людмилы, Черномора, в момент звучания их образа.

4.  - Чем закончилась увертюра? Добро побеждает злые чары.
    Операция «Чистая доска». Ученику стереть с доски слово – ответ на придуманный другим учеником вопрос.
- Если бы не было литературы, поэмы «Руслан и Людмила», появилась бы опера Глинки?  
- А какие ещё жанры литературы помогли появиться музыке и какой? (былина о Садко, былина «Богатырская симфония», сказка «Картинки с выставки» и т.д.)

5. Давайте споём песню сказку «Про Емелю» по ролям: Емеля, Несмеяна и Царь горох. Текст на экране.
- Какой характер в звучании каждого образа?
- Исполнить с солистами

6. Итог: Сказочная поэма Пушкина вдохновила Глинку на создание оперы, и это ещё одно доказательство того, что музыка многое потеряла бы, не будь в мире литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....