Урок в 5 классе "Образы живописи в музыке".
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Лобан Юлия Борисовна

Урок разработан в рамках программы  Алеева В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, -2006.

 

Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, III четверть.

 

Тема  раздела: Музыка и изобразительное искусство.  

Тема урока: Образы живописи в музыке   

 

Цель урока:  сформировать осознанное представление обучающихся о способности музыки средствами музыкальной выразительности изображать картины жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razrabotan_v_ramkakh_programmy_aleeva_v.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок разработан в рамках программы  Алеева В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, -2006.

Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, III четверть.

Тема  раздела: Музыка и изобразительное искусство.  

Тема урока: Образы живописи в музыке   

Цель урока:  сформировать осознанное представление обучающихся о способности музыки средствами музыкальной выразительности изображать картины жизни.

 

Развивающая  -  развивать  умение устанавливать ассоциативно – образные связи   между  музыкой  и живописью    в образном   выражении состояний души  человека, в изображении  картин  природы, окружающей действительности;  развивать  способность  размышлять, анализировать, сопоставлять, сравнивать произведения разных видов искусства, эмоциональное отношение    к  действительности.

Воспитательная -  воспитывать  сознательное  эмоционально- эстетическое

отношение к произведениям искусства и  жизни,  формировать у обучающихся национальное самосознание,  способствовать расширению  кругозора;

воспитанию      интереса к  произведениям разных видов искусства через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, формированию   культуры слушателя, мышления и речи.

Образовательная  -    научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека на примере произведений  Э.Грига «Утро»,  Г.Струве «Веселое эхо»,    находить взаимодействия между  музыкой и другими видами искусства (литература, живопись).

Тип урока: комбинированный

Формы урока: групповая и индивидуальная

 

Музыкальный материал: 

Э.Григ. Утро

Г.Струве. Веселое эхо.

И.Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

С.Прокофьев «Марш»

Репродукции картин:

Б.Кустодиев «Масленица».

Средства обучения: магнитофон, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, раздаточный материал, опорная таблица, набор детских музыкальных инструментов.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Борисовна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Я, надеюсь, вы мне поможете и узнаете много нового и интересного на этом уроке.

Сейчас садитесь удобно. Представьте, как будто перед вами красивый цветок и вам очень хочется его понюхать, но  мы боимся повредить его дыханием. Вдох аккуратно носом, выдох ртом. Сделайте три глубоких вдоха, закройте глаза. Ваши плечи не поднимаются, вы дышите спокойно.

Вы слушаете музыку. Какие чувства вы испытываете?

Звучит музыка «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»

Учитель, после прослушивания:  Открываем глаза. Какие чувства вы испытывали, слушая музыку?

Ответы учеников: спокойствие, умиротворение.

Какую картину в вашем воображении показала музыка?

Ученики: Природу, рассвет, пение птиц.

Учитель: Конечно природу, пробуждение природы.

Учитель: Ребята, вы знаете, кто сочинил это произведение?

Ученики: Эдвард Григ. (если не отвечают, называю сама) и назвал это произведение «Утро».

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этом произведении. Опирайтесь на таблицы в ваших тетрадях.

Ученики: Мелодия – плавная, протяжная…

Темп – спокойный, не быстрый…

Динамика – от тихого к громкому, крещендо и диминуэндо.

Учитель: правильно, поэты написали слова к мелодии этого произведения. Послушайте (исполнение попевки «Утро» учителем)

Предлагаю вам исполнить это произведение вместе со мной. ( текст на экране)

Исполнение вместе с учителем

Учитель: Ребята, Эдвард Григ нарисовал нам утро. А где композитор увидел это утро, в городе или в лесу?

Ученики: В лесу.

Учитель: И мы с вами сейчас отправимся в лес. Сейчас на улице холодно.

 И мы  не просто пойдём, а будем маршировать и хлопать ладошами так как я.  Встали, приготовились. Посмотрите на меня.

Функциональное упражнение «Парад». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. Звучит «Марш» С.С.Прокофьева.

И.П. – стоя. Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре». Прокофьев Марш

В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз»,

Во втором – на счёт «два»,

В третьем – на счёт «три»,

В четвёртом – на счёт «четыре»

Раз (хлопок) – два-три-четыре

Раз-два (хлопок) – три-четыре

Раз-два-три (хлопок) – четыре

Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

Учитель: Очень хорошо, мы пришли в лес. Скажите, что мы можем услышать в лесу?

Ученики: Эхо.

Учитель: Мы вспомним песню «Весёлое Эхо», Какой композитор сочинил эту песню?

Ученики: Георгий Струве.

Учитель: сейчас все вместе просольфеджируем эту песню.

Встали – все поём  мелодию 1 хора, а 3 ряд повторяет мелодию 2 хора. Какое средство музыкальной выразительности поможет нам показать эхо?

Ученики: Динамика. Это громкость в музыке.

Учитель: Как поёт динамически 1хор?

Ученики: Громко или форте.

Учитель: А 2 хор?

Ученики: тише меццо форте.

Учитель: Повторили песню. Попробуем исполнить её все вместе. Спины выпрямили. Плечи развернули. Поём.

Исполнение песни «Весёлое эхо»

Учитель: Какое настроение у песни?

Ответы детей.

Учитель:  Мы славно погуляли в лесу и возвращаемся назад. Какое у вас настроение после нашей прогулки?

Ученики: Весёлое. Задорное. Озорное.

Учитель: Подумайте, когда, где ещё мы можем испытывать эти чувства – радость, веселье?

Ученики: На каникулах, на дне рождения, на праздника.

Учитель: Правильно на праздниках. Смотрите, кто к нам пришёл в гости?

(учитель показывает игрушку Петрушка)

Ученики: Петрушка.  

Учитель: На каком празднике Петрушка – главный герой?

Ученики: Масленица.

Учитель: Правильно, Масленица

Петрушка: Привет, ребята! Мой  праздник Масленица отмечали не один день, а целую неделю. Каждый день пекли блины и ходили друг другу в гости. Я тоже пришёл к вам в гости, да не с пустыми руками, а с заданиями. Какими

цветами, красками можно изобразить мой  праздник? На ваших столах лежат разноцветные карточки, выберете те, которые смогут изобразить Масленицу.

Какие карточки вы выберете?

Ученик: Объяснение учеников, почему они выбрали те или иные цвета.

Петрушка: положите их перед собой. Цвета вы выбрали яркие, выразительные.

Ещё одно задание. Какой ритмический рисунок можно придумать к  этому празднику. Давайте попробуем. Какой темп выберем – быстрый, лад – мажорный, Динамику – громко, форте. Кто попробует прохлопать свой ритм праздника, а я запишу его на доске. От каждого ряда по 1 человеку.

Желающие хлопают свой ритм, учитель рисует его на доске.

Петрушка: Какие молодцы,  на каких музыкальных инструментах можно проиграть этот ритмический рисунок.

Ученики: На треугольнике, бубне, погремушках, маракасах.

Учитель: Каждый ряд исполняет свою строчку ритмического рисунка на инструментах, а все остальные прохлопывают ритм ладошами.

Исполнение ритмического рисунка Праздника

Учитель: Какими средствами мы изобразили праздник?

Ученики: Красками, ритмом, мелодией.

Петрушка: Дома, создайте художественный образ праздника и выразите его в рисунке. А на следующем уроке создайте выставку рисунков ваших праздников.

Учитель: Художники, тоже хотели показать часть нашей жизни в своих картинах. Посмотрите и сравните, совпадают ли ваши цвета на карточках и на картине художника  Б. Кустодиева «Масленица»

 Ученики: Совпадают. На картине яркие цвета и у нас яркие карточки.

Петрушка: А про меня тоже сочиняли музыкальные произведения..

Учитель:  Да, Петрушка! Композитор Игорь Фёдорович Стравинский тоже хотел показать в музыке твой праздник. Послушайте произведение «Русская» из балета «Петрушка»

Смотрите на картину и сравните - похоже ли изображение на картине и музыка Игоря Фёдоровича Стравинского.

Ученики: Конечно, похожи. Музыка весёлая и картина яркая.

Учитель: Но на картине мы видим только маленький фрагмент жизни, музыка своими средствами музыкальной выразительности дополняет художественный образ. Скажите, какое настроение у вас было, когда смотрели на картину и слушали музыку?

Ученики: Радость, веселье.

Учитель: Какой образ нарисовала музыка и что изображено на картине?

Ученики: Праздник.

Учитель: Праздник – это часть нашей жизни и разные виды искусства, изображают часть окружающей нас действительности с помощью своих средств выразительности.

Какими средствами пользуется изобразительное искусство.

Ученики: Цвета, краски.

Учитель: Какими средствами пользуется музыка?

Ученики: Звуки.

Петрушка: Ребята! Вспомните, что мы сегодня делали, видели и слышали на уроке?

Ученики: «Утро» Э.Грига, пели «Весёлое эхо», слушали «Русскую» из балета «Петрушка», маршировали.

Учитель: Петрушка, ребята наши, мои помощники, сегодня молодцы. Они очень хорошо работали на уроке. Оценки работающим.

Рефлексия.

Учитель: Ребята и ты Петрушка скажи - какое сейчас у вас состояние души  после урока?

Ученики: весёлое, радостное.

Учитель: Помогите мне подобрать существительное, что такое – душа…

Сущ.- песня, радость.

Прилагательное – открытая, чистая, яркая.

Глагол – поёт, играет, танцует.

Существительное – праздник.

Петрушка: Ох, и хорошо у вас в гостях, но мне пора уходить, а на прощание я хочу подарить каждому из вас частицу своего тепла. Это солнышко будет напоминать вам о нашем празднике (детям раздаются солнышки на которых сзади написано домашнее задание).

Учитель: И о домашнем задании. Спасибо ребята, до свидания.

Литература:

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, -2006.

2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно-методический комплект  5 класс. – М.,2008.

3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии

   проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...

Технологическая карта урока "Импрессионизм в живописи и музыке"

Технологическая карта урокаПредмет: музыкаТема:  "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...