Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Кузнецова Марина Геннадьевна

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на уроках живописи и русской музыкальной литературы в ШИ и ДМШ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тема  урока:   "Образы моря в литературе, музыке и изобразительном искусстве"

Учителя:  Рахимова Р.Р., преподаватель  литературы

Кузнецова  М.Г., преподаватель  музыкально-теоретических  дисциплин

Ковалёва С.А., преподаватель  ИЗО.

Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.

Задачи:

а)  образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.

б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.

в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.

Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)

Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?

Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)

Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?

Д. - Свободная стихия

Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?

Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)

Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?

Д. - Олицетворением

Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?

Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.

Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?

Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.

Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их

Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая

Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?

Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.

Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют?    

Д -  маринисты.

Х. -  можете ли назвать фамилии художников-маринистов?

Д. - это художник Айвазовский.

Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Перед вами  картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте -  что является средствами  выразительности в живописи?                                                        

Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.

Х. - Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.

(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»).                                                                  

Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел передать:  мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.                    

Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?

Дети (Д.) - к литературе

М. - а произведение живописи?

Д. - к изобразительному искусству

 М. - симфоническое произведение?

Д. - к музыке

М. -  из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?

Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.

М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М.- Шехеразада - героиня каких сказок?

Д. - восточных

М. - Как называется сборник арабских сказок?

Д. - "1001 ночь"

М. -  (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?

Д. - тиран.

М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).

Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?

Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

 М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы

а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;

б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?

Д. - мощное звучание

М. -  соло или оркестровое tutti?

Д. - tutti

М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?

Д. - медные духовые

М. - регистр темы

Д. - низкий и средний

Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.

М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.

-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?

Д. - о близости характеров

М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?

Д. - чтобы указать на тождество их

М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?

Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.  

М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?

Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.  

Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:

Д. - Смиренный парус рыбарей,

       Твоею прихотью хранимый,

      Скользит отважно средь зыбей:

      Но ты взыграл, неодолимый,-

      И стая тонет кораблей.

Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шезеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?

Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.

 Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание:  выучить стихотворение А.С.Пушкина «К морю» наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на уроках живописи и русской музыкальной литературы в ШИ и ДМШ

Образы моря в литературе, живописи и музыке

(конспект интегрированного урока)

1 Выполнили:

Рахимова Римма Рашидовна,

преподаватель литературы,

Ковалёва Светлана Анатольевна, преподаватель ИЗО,

Кузнецова Марина Геннадьевна,

преподаватель музыкальной литературы

КГКП Школа искусств №2,

г.Караганда, РК

2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Образ весны в литературе, живописи, музыке

Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы  Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Конспект интегрированного урока "Поэзия Пушкина - музыке и живописи сестра родная"

Конспект интегрированного урока русского языка, литературы и музыки по поэзии А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения "Туча")...