Урок музыки и изо (бинарный) 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Якова Светлана Викторовна

Интегрированный урок по музыке и изо "Звуки и краски осени" для 5 класса. рекомендуется проводить 2 урока. Урок имеет большую ценность в развитии творческого воображения, нравственно - эстетических и эмоциональных переживаний учащихся.. Материал урока даёт возможность увидеть многогранность образного решения одной темы различными видами искусства На уроке используется видеоряд  из репродукций картин (осенних пейзажей) русских художников и музыки П.И. Чайковского.  Ценность урока состоит и в том, что на уроке используются различные виды деятельности: слушание, ритмопластика. исполнение песни, создание собственных работ. Урок насыщенный,, учащиеся с увлечением работают. В конце урока проводится выставка ученических работ. Можно организовать работу в группах и создать творческие проекты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песня о картинах
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

Песня о картинах
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

Песня о картинах
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.

Слушание «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского

Средства музыкальной выразительности

Мелодия – плавная, скачкообразная, волнообразная, восходящая, нисходящая, на одном звуке.

Темп – быстрый, медленный, умеренный.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Лад – мажор( твёрдый, яркий), минор (мягкий, приглушённый).

Динамика – громкая, тихая, очень громко, очень тихо.

Характер – песенный, танцевальный, маршевый

Тембр ( окраска звука, голоса)

Эмоциональная характеристика

Спокойная, радостная, нежная, весёлая, грустная, светлая, напевная, взволнованная, энергичная, проникновенная, игривая, задушевная, печальная, праздничная, протяжная, лиричная, похожа на песню.



Предварительный просмотр:

Урок музыки и изо (бинарный) 

5 класс

Тема: «Краски и звуки осени».

Цель: способствовать формированию нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы.

Задачи:

1. Направить внимание учащихся на постижение красоты окружающего мира, показать многогранность образного решения одной темы различными видами искусства;

2. Развивать внутренний слух и внутреннее зрение – основу развития творческого воображения.

3. Учить всматриваться в живую природу, ее красоту, любить ее, учить ценить и беречь.

  Оборудование:

1.На доске - репродукции картин И.Левитана, Ф.Васильева, И.Шишкина. (Презентация)

2.Музыка  композиторов А.Вивальди,  П.Чайковского.                                                      3.Проектор, компьютер, музыкальный центр (синтезатор).                                                     4.Альбом, краски.

План урока.

1 Эпиграф: стихотворение Н.Рыленкова.                                                                                               2.Беседа с учащимися об осени                                                                                               3.Сочинение музыки к картинам, подбор СМВ.                                                                         4.Слушание музыки  П.Чайковского. Анализ произведения.                                                 5.Вопросы, сравнение с живописными полотнами.                                                      6.Выполнение творческой работы « Осенний пейзаж»                                                     7.Исполнение песни.                                                                                                                   8.Итог урока.

Ход урока

1. *Звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского (Стихотворение- на фоне музыки)- фрагмент , презентация.( 2.20)

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето- неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

- А художники, которые изображают природу? (пейзажисты)

Это замечательные выдающиеся мастера пейзажа Константин Юон, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов и многие другие. Перед вами репродукции  и иллюстрации (на доске названия) известных мастеров живописи:

- Что объединяет эти репродукции и музыку, звучавшую в начале урока? (изображение природы,осени)

- Поднимите руки те, кто любит осень. Почему? (ответы детей)

Т.О  тема нашего урока «Краски и звуки осени»

Цель нашего урока: Познакомиться с тем, как художники и композиторы с помощью различных средств выразительности рассказывают о состоянии природы в разное время года.

- Рассмотрите эти картины.

- Какие краски преобладают на них?

- Какая из картин вам больше нравится? Почему?

- Какие чувства у вас вызывает та или иная картина?

- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Через картину художник  передает свое внутреннее состояние, а  не просто слепо копирует увиденное.  

2. - Какая музыка, на ваш взгляд, подходит к той или иной картине?

Давайте представим, что мы композиторы и попробуем создать музыку, созвучную данным репродукциям. Попробуем услышать «Живопись». Вслушайтесь, подберите музыкальные краски. (на столах раздаточный материал ) 5 м

Многие композиторы обращались  в  своём творчестве к теме природы. Один из таких композиторов  П.И. Чайковский. Давайте послушаем музыкальное пр-е из форт-го цикла «Времена года». *Звучит фрагмент пьесы П.Чайковского из цикла «Времена года» (3.50)

 (слушание)

- Какое настроение музыки? ( разбор смв)

Какими музыкальными красками нарисована природа?

Какое бы название дали этому произведению? (ответы уч-ся)

Физкультминутка.

Поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо,тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь! Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

Можно приступать к рисованию.

Создание рисунка, как всегда, начнете с выбора сюжета и построения композиции. Выполняем набросок и приступаем к работе цветом. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. (на доске пособие «Палитра осени»)

Используйте её в своей работе.

Практическая работа.

Задание: Выполнить рисунок осеннего пейзажа в одном из состояний природы: ветер, туман, дождь, яркое солнце и тени (работа карандашом, а затем красками)

Во время практической работы проводятся целевые обходы: 1. Контроль организации рабочего места; 2. Контроль правильности выполнения приемов работы; 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4. Контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка работ.

3.Итог урока, обобщение

Что общего между музыкой и живописью?

Что нового, интересного вы узнали на уроке?

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы осени очень разной, а художники - свои картины, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку.

А в заключении  урока давайте вспомним песню о картинах. Исполнение.

Домашнее задание: Подобрать стихи об осени, отражающие различное состояние природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

Урок музыки в 4-м классе, "В гости к музыке"

знакомство с основами музыкального языка;познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки.Задачи: Воспитательные:формирование любви к музыке;пробуждение чувство сопер...

Разработка урока музыки в 5-м классе «Музыка в сказках».

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказках" показывает неразрывную связь различных искусств: музыки и литературы....

Урок музыки во 2-ом классе. Тема "Музыка, прошедшая сквозь века"

Урок провожу во 2-ом классе в начале 2-ой четверти. Тема "Музыка, прошедшая сквозь века"  рассказывает о И.С.Бахе, его любимом музыкальном инструменте органе. Урок подробный, его можно использова...

"Мелодия - душа музыки" - тема урока музыки в 3-ем классе.

"Мелодия - душа музыки" - эта тема урока -мудрости. С детьми мы обсуждаем не только музыкальные произведения, композиторов, мы с нами говорим о жизни, месте человека на земле, о его значимости, душевн...