Рабочая программа по классу "Аккомпанемент"
рабочая программа по музыке по теме

Курносова Анна Юрьевна

Рабочая программа по классу "Аккомпанемент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.progr_.docx43.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Образовательная программа по предмету «Аккомпанемент» имеет обще-эстетическую направленность  и обеспечивает всестороннее музыкальное развитие обучающихся, их самостоятельности, общения.

Данная программа используется в качестве примерной программа по музыкальномц инструменту «аккомпанементу» утверждена и рекомендованная Министерством культуры СССР в 1988г.

 Настоящая Образовательная программа направлена  

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
  • Приобретение учащегося знаний, умений и навыков аккомпанемента позволяющих исполнить музыкальное произведение в соответсвии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.
  • Приобретение учащегося опыта творческой  деятельности.
  • Воспитание у учащегося культуры ансамблевого музицирования.
  • Овладение учащегося духовными и культурными ценностями народов мира.

  Новизна  программы заключается в расширении репертуара. Обогащении музыкально - исполнительских навыков. Создание новых составов ансамблей.

Актуальность

 Повышенный интерес к разнообразным ансамблям сделал особенно актуальной задачу воспитания музыкантов – концертмейстеров. Обучение коллективному музицированию - задача, решать которую необходимо на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Поэтому, создание настоящей  Программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся.

Коллективное музицирование  представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

Занятия коллективным музицированием важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений - эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Интеллектуальная активность на основе самостоятельного подхода важная цель для преподавателя любой специальности.

Педагогическая целесообразность:  

Программа  способствует комплексному подходу в  развитии полноценного музыканта (любителя и профессионала). Коллективное музицирование повышает развивающий эффект фортепианного обучения и позволяет реализовывать идеи педагогики сотрудничества. Способствует комплексному развитию музыканта. В программе предусмотрена связь с программой  «Специальность. Фортепиано», «Ансамбль», который позволяет наиболее и эффективно сформировать концертмейстера.

 Отличительная особенность программы заключается в использовании  современного пианистического материала различных (джазового, эстрадного) направлений. Создание обработок, переложений для конкретного состава исполнителей.

 Цель программы: 

 Развитие музыкально – творческих  способностей учащегося на основе приобретенных знаний, умений  и навыков в области музыкально исполнительства.

Задачи: 

Обучающие:

  • обучить практическим  умениям и навыкам коллективного музицирования (умению аккомпанировать солисту);
  • научить передавать единый замысел композитора, соблюдая ритмическое и темповое соответствие, взаимодействию с партнером;
  • научить гибко реагировать на изменение фактуры, подхватывать партию партнера в непредвиденных случаях;
  • уметь непрерывно вести линию аккомпанимента;
  • научить понимать структурные закономерности музыкального языка;
  • дать основные навыки домашнего музицирования.

Развивающие:

  • развитие основных музыкальных способностей   (гармонический, мелодический, полифонический, тембро-динамический слух)
  • развитие чувства ритма и более сложные метро – ритмических категорий, (агогика, пауза и др.)
  • способствовать  развитию аналитической, логической, рациональной памяти.
  • развитие образного мышления учащихся воображения, способствование формирование обобщённых музыкальных понятий.
  • развить навыки непрерывного чтения нот, внимания.
  • физическое развитие (двигательные навыки, координация движений, выносливость).

Воспитательные:

  • воспитание интереса к музыкальному искусству;
  • воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность),
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личной активности,

 

Для достижения цели и реализации задач данной образовательной программы используются следующие методы обучения:

            -словесный (объяснение, рассказ, беседа)

             -наглядный (показ, демонстрация, наблюдение)

             -практический (творческие воспроизводящие упражнения)

Программа составлена  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося.

Основной формой занятий  является индивидуальный урок. Индивидуальная форма обучения позволяет более точно выбрать более точно метод обучения. Для занятий по образовательной программе  «Концертмейстерский класс» привлекаются иллюстраторы  (вокалисты, инструменталисты) В качестве иллюстраторов могут выступать как обучающиеся школы, так и преподаватели.

Большая роль на предмете «аккомпанемент» отводиться активным формам обучения: внутришкольные , городские, региональные конкурсы, публичные выступления ,исполнение сольных программ.

Помимо занятий активно используются различные формы внеклассной работы:

  • посещений учреждений культуры;
  • участие в концертах, культурно-просветительской деятельности колы;

Режим занятий – с 6-7 класса индивидуальные уроки проходят 1раз в неделю по 40минут

Количество занятий в год – 33.

Срок реализации программы 2 года.

Основные формы контроля:

  1. текущий - опрос, анализ работы (рефлексия) и наблюдение, оценка  на уроке за выполнение домашнего задания и работу на занятии;
  2.  промежуточный – контрольный   урок, который проводится в конце 1 и 2 полугодий, результаты   оцениваются по пятибалльной системе. 

  

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости (поурочные оценки), промежуточную аттестацию – контрольные уроки по полугодиям и итоговую аттестацию обучающихся.

Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте, выездных конкурсах.      

Для  реализации программы необходимы

  • индивидуальный класс;
  • в наличии  -2 инструмента,  
  •   видео-, аудиотехника,
  • метроном,
  • наглядно-иллюстративный материал (пластинки,  видео-, аудио-, DVD- записи,
  • фонохрестоматии,
  •  специальная методическая литература,
  •  портреты композиторов, мастеров художественного творчества, писателей, поэтов и других деятелей искусств, альбомов по изобразительному искусству и т.д.)

В результате прохождения курса учащейся должен

Знать:

  • основной концертмейстерский репертуар (вокальный, инструментальный)принципы  аккомпаниаторства;
  • жанры и стили музыкальных произведений;
  • специфику ансамблевой игры;
  • музыкально исполнительские задачи задачи ансамблевого исполнительства;
  • терминалогию исполнительских средств выразительности;
  • понятие о звуковом балансе в работе с солистом.

    Уметь:

  • использовать  художественно-технические приемы;
  • воплощать музыкально–исполнительские задачи в произведениях;
  • уметь анализировать исполняемые произведения;
  • читать с листа несложный аккомпанемент;
  • следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

I ГОД ОБУЧЕНИЯ


п./п

Наименование разделов

Теория

практика

1

Учебно- техническая работа

4

5

      2      

Учебно-художественная работа

 4

5

      3

 Развитие музыкального кругозора

2

3

      4

Концертная работа

2

4

       5    

Чтение с листа

1

2

13

18

 Всего:

33ч.

I .Учебно – техническая.  Разбор произведений:

  • Структурный и гармонический анализ
  • Тональный план произведения
  • Метро – ритмическая организация
  • Точное исполнение штрихов
  • Аппликатура
  • Педализация
  • Фразировка
  • Выполнение авторских указаний
  • Выявление технических трудностей и способов их преодоления
  • Умение вступать вовремя, брать «дыхание»

II.Учебно – художественная. Работа над воплощением совместного замысла:

  • Темповое и динамическое единство
  • Нюансы агогики
  • Умение уходить на второй план
  • Умение «вести диалог» между партиями
  • Соблюдение точного метроритма
  • Линии сквозного развития
  • Стилистическое и темповое соответствие
  • Работа над использованием всех технических  и художественных задач

        III.Развитие музыкального кругозора

                         Организация музыкальных интересов:

  • накопление музыкальных впечатлений, слушание  музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокальных и инструментальных дуэтов в аудио и видеозаписи;
  • анализ и обсуждение полученных впечатлений;
  • знакомство с творчеством композитора и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

                    Подготовка к выступлению:

  • Акустические репетиции
  • Воспитание сценической воли, выдержки
  • Умение выходить из непредвиденных ситуаций, быстро ориентироваться в тексте
  • Воспитание ответственности, «партнерства»
  • Непрерывность исполнения

IV.Концертная работа:

  • Воспитание сценической культуры
  • Чтение с листа;
  • Исполнять аккомпанемент  в размере 2/4 , 3/4  (бас аккорд)
  • Уметь воплощать художественный замысел  в условиях сценического волнения

       V.Чтение с листа

  • Освоение новых ритмических структур
  • Умение ориентироваться в тональностях  до    

3-х знаков, видеть знаки альтерации

  • Ознакомление с новыми фактурами аккомпанемента, жанровостью элементов
  • Развитие навыков музицирования, умения подбирать  мелодии,  используя простые гармонические  и ритмические обороты
  • Развитие самостоятельности

В конце обучения учащийся должен

Знать:

  • Особенности исполнения аккомпанемента
  • Основные ритмические структуры аккомпанемента
  • Простые гармонические обороты
  • Различные фактуры аккомпанемента

Уметь

  •  слушать солиста;
  • добиваться того, чтобы фортепиано не заглушало голос главной партии;
  • исполнить аккомпанемент в различной фактуре
  • подобрать аккомпанемент к мелодии, используя главные трезвучия лада
  • следить по нотам за обеими партиями/ во избежание расхождения партий/.

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Мендельсон Ф.        "Весенняя песня"

Римский-Корсаков Н.                 "На холмах Грузии"
Чайковский П.        "Нам звезды кроткие сияли"

Булахов Г.        "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А.        "На заре ты ее не буди", "Напоминание


Глинка М.        "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"

Гурилев А.        "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А.        "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",

"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"
Чайковский П.        "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф.        "Полевая розочка", "Блаженство"

Примерный список произведений для зачета:
Варламов А.        "Горные вершины", "Красный сарафан",

"Белеет парус одинокий"
Глинка М.        "Как сладко с тобою мне быть",

"В крови горит огонь желания"
Гурилев А.        "Домик-крошечка", "Сарафанчик",

"Однозвучно гремит колокольчик"
Даргомыжский А.        "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",

"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"
Дюбюк А.        "Не брани меня, родная"


7 класс

II  ГОД ОБУЧЕНИЯ


п./п

Наименование разделов

Теория

практика

     1

Учебно- техническая работа

4

4

     2      

Учебно-художественная работа

3

5

     3

 Развитие музыкального кругозора

3

4

     4

Концертная работа

2

4

     5    

Чтение с листа

1

2

13

20

 Всего:

33ч.

 I.Учебно – техническая. Разбор произведений

  • Структурный и гармонический анализ
  • Тональный план произведения
  • Метро – ритмическая организация
  • Точное исполнение штрихов
  • Аппликатура
  • Педализация
  • Фразировка
  • Выполнение авторских указаний
  • Выявление технических трудностей и способов их преодоления
  • Умение вступать вовремя, брать «дыхание»
  • Более значительные фортепианные вступления и заключения в партии
  • Умение отойти на 2-й план, не заглушать солиста
  • Навык переворота страниц.

II.Учебно – художественная. Воплощение совместного замысла:

  • Темповое и динамическое единство
  • Нюансы агогики
  • Умение уходить на второй план
  • Умение «вести диалог» между партиями
  • Соблюдение точного метроритма,
  • Линии сквозного развития
  • Стилистическое и темповое соответствие
  • Работа над использованием всех технических  и художественных задач.

Подготовка к выступлению:

  • Акустические репетиции
  • Воспитание сценической воли, выдержки
  • Умение выходить из непредвиденных ситуаций, быстро ориентироваться в тексте
  • Воспитание ответственности, «партнерства»
  • Непрерывность исполнения
  • Развитие способности слышать себя «со стороны»

III. Развитие музыкального кругозора.

      Организация музыкальных интересов:

  • накопление музыкальных впечатлений, слушание  музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокальных и инструментальных дуэтов в аудио и видеозаписи;
  • анализ и обсуждение полученных впечатлений;
  • знакомство с творчеством композитора и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

  IV.Концертная работа:

  • Воспитание сценической культуры
  • Умение воплощать художественный замысел  в условиях сценического волнения
  • Умение приспосабливаться к разным инструментам и акустическим условиям

V.Чтение с листа:

  • развитие беглости чтения с листа при помощи  ранее   приобретённых навыков и умений.
  • усложнение музыкального языка в произведениях,  умение видеть главное, облегчая при этом фактуру
  • включение синкопированных элементов, сложных ритмических рисунков
  • навыки варьирования мелодии с гармоническим заполнением
  • умение свободно ориентироваться в тональностях до 5-ти знаков
  •  навыки транспонирования        

 

ОЖИДАЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ:

        

В результате прохождения курса учащейся должен

Знать:

  • основной концертмейстерский репертуар (вокальный, инструментальный)принципы  аккомпаниаторства;
  • жанры и стили музыкальных произведений;
  • специфику ансамблевой игры;
  • музыкально исполнительские задачи задачи ансамблевого исполнительства;
  • терминологию исполнительских средств выразительности;
  • понятие о звуковом балансе в работе с солистом;

 Уметь:

  • использовать  художественно-технические приемы;
  • воплощать музыкально–исполнительские задачи в произведениях;
  • уметь анализировать исполняемые произведения;
  • прочитать с листа несложный аккомпанемент;
  • следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Багиров В.        Романс

Бакланова Н.        Мазурка, Романс

Бах И. С.        Ария

Бетховен Л.        Два народных танца, Багатель

Боккерини Л.        Менуэт

Бом К.        "Непрерывное движение"

Вебер К.        "Хор охотников"

Глинка М.        Мазурка, Полька, "Чувство"

 Данкля Ш.                       Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф.           Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С.        "Вечерняя песнь"

Моцарт В. А.        Вальс, Менуэт

Перголези Дж.        Ария (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж.        Сицилиана

Рамо Ж. Ф.        Ригодон

Рамо Ж. Ф.        "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж.        Сарабанда

Телеман Г. Ф.        Бурре

Чайковский П.        Вальс, Мазурк


Примерный список произведений для зачета:
Булахов Г.        "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А.        "На заре ты ее не буди", "Напоминание"

Гурилев А.        "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А.        "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",

"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"
Чайковский П.        "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф.        "Полевая розочка", "Блаженство"

Данкля Ш.        Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф.        Концерт Соль мажор, 1-

Майкапар С  .        "Вечерняя песнь"

 СПИСОК  НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сборники вокального репертуара

Бетховен Л.         Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П.        Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка, 1969

Варламов А.        Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М.        Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э.        Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А.        Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д.    Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц.        Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В.        Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С.     Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский-Корсаков Н.    Романсы. М., Музыка, 1969

Рубинштейн А.      Романсы. М., Музыка, 1972

Свиридов Г.        Романсы и песни.М., Музыка, 1970

Чайковский П.       Романсы. М., Музыка, 1978

Шопен Ф.        Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф.        Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р.        Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара

  1. Хрестоматия для скрипки.  1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред.
    С.Шальмана. СПб, Композитор, 1997
  2. Хрестоматия для скрипки.  Пьесы  и произведения крупной формы.  2-3
    классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов.  М.,
    Музыка, 1989
  1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс.
    Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс.
    Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987
  3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс.
    Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
  4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс.
    Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987

7.        Хрестоматия для скрипки.  Пьесы  и произведения крупной  формы.   5-6
классы. Составитель: В.Мурзин. М., Музыка,1990

8. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966 Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

9. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

10. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия" Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4 Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка, 1972

11. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе Концертмейстера. М., Музыка, 1974 Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991 О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974 Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4 "В концертмейстерском классе"

12. Размышления педагога. М., Музыка, 1996 Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...