Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.
учебно-методический материал по музыке по теме

Сдобнова Светлана Васильевна

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Тема урока: «Музыка вокруг нас».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_stsenariev_urokov_muzyki.1klass.docx21.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка методического материала учителя музыки, МХК, предмета Искусство МБОУ СОШ № 2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.

Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов.

Тематическое планирование уроков музыки в 1 классе:

Тема урока: «Музыка вокруг нас».

Цель урока: Познакомить детей с понятиями: Муза, Музыка. Композитор, Исполнитель, Слушатель. Оркестр. Хор, Хоровод.

Задачи: Научить детей слушать музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Оборудование: 

1.Фортепиано «Лирика».

2. Компьютер.

3. Музыкальный центр.

4. Телевизор «Сони».

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 классов    начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

7. «Музыка»: 1-4 классы. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011.

8. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/.-

    М.: Просвещение, 2008.

9. Портрет композитора П. И. Чайковского.

10. Кассеты mp3, Диски mp3.

 11. Презентация с видеорядом Большого театра, презентация с видеорядом: бог искусства Аполлон, музы Аполлона.

12.Мультимедиа (мультфильм «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского).

13.Музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, ложки, маракасы, рожки; свирель, балалайка, баян.

Ход урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты с УУД:

1. У. Здравствуйте, дети. Вы пришли на урок музыки и в мир музыки нам помогут попасть Музы - спутницы древнегреческого бога Аполлона. Аполлон - в древнегреческой мифологии – бог искусства, бог солнечного света. А Музы – спутницы Аполлона. Музы – богини, покровительницы искусства, поэзии, пения, танцев, наук. Отец Муз, древнегреческий бог Зевс – владыка Олимпа. А мать Муз, богиня Мнемозина – богиня памяти. Всего 9 Муз. Муза Эвтерпа - покровительница лирической поэзии. Она изображается с флейтой (духовой музыкальный инструмент), Эрато - покровительница любовной поэзии, в руках у неё лира (струнный музыкальный инструмент); Каллиопа – Муза эпоса (мифов, былин, легенд) и знания – изображается с дощечкой и резцом. Муза истории Клио в руках держит свиток и палочку для письма. Терпсихора – муза танцев и хорового пения (в её руке лира (струнный музыкальный инструмент). Мельпомена – Муза трагедии, Талия  - Муза комедии, Полигимния – Муза гимнов (торжественных песен), Урания – Муза астрономии. Аполлон и Музы местом своего пребывания избрали горы Геликон и Парнас, которые находятся в Греции.

У. Ребята, кто из вас был в Большом театре?

Д. (поднимают руки и делятся своими воспоминаниями и впечатлениями)

У. Большой театр – это не только главный театр Москвы, но и главный театр нашей Родины. Здание Большого театра украшает скульптурная группа: бог Аполлон управляет четвёркой вздыбленных коней. А если вы придёте на спектакль в Большой театр (оперу или балет), то обратите внимание на роспись потолка зрительного зала – там изображён бог Аполлон с золотой кифарой (кифара – струнный музыкальный инструмент, на котором исполняли музыку в древней Греции) в окружении Муз.

И теперь вы, наверное, поняли, что слово Музыка происходит от слова Музы. И Музы поведут нас в мир Музыки.

2.У. Сегодня Музы поведут нас в театр и познакомят нас с фрагментом (фрагмент-отрывок) из 2 акта балета русского композитора Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» - «Па-де-де» (от французского слова па, т.е. шаг). Этот номер исполняется в балете двумя артистами. Слушаем фрагмент балета.

У. Ребята, вам понравилась музыка Чайковского?

Д. (отвечают, делятся своими впечатлениями).

У. А вы знаете сказку «Щелкунчик», о чём эта сказка?

Д. (обычно отвечают правильно, им знаком сюжет этой сказки).

У. А вы знаете, как называют человека, который сочиняет (пишет) музыку?

Д. (отвечают, ответы зачастую бывают неверными. Но в результате беседы приходим к выводу, что музыку сочиняет Композитор). На доске пишу слово «Композитор».

У. На уроках музыки мы с вами будем часто встречаться с прекрасной музыкой этого композитора.

У. Теперь мы с вами знаем, что музыку пишет Композитор, а вы знаете, как называются люди, которые эту музыку исполняют?

Д. (отвечают зачастую неверно, но с помощью учителя приходим к выводу, что музыку исполняют Исполнители). Исполнителями могут быть: пианисты, скрипачи барабанщики, трубачи и т.д.; Хор, Оркестр – это тоже Исполнители.

У. Мы сейчас прослушали с вами фрагмент из балета «Щелкунчик». А кто Исполнял эту прекрасную музыку?

Д. (отвечают: инструменты).

У. А какие инструменты вы услышали?

Д. (дети называют услышанные инструменты).

У. Ребята, а когда много инструментов играет, вы знаете, как это называется?

Д. (с помощью учителя дети называют слово Оркестр).

У. Ребята, а вы знаете, что  Оркестр тоже Исполнитель? А кто руководит (управляет) оркестром?

Д. (при помощи учителя дети называют слово Дирижёр.

У. Дети,  управляет не только оркестром, но и Хором. А что такое Хор?

Д. (обычно отвечают правильно, что хор – это, когда много певцов).

У. Хор – это тоже исполнители.

Вот видите, мы с вами теперь знаем, что музыку сочиняет Композитор, исполняют музыку Исполнители. А кто же слушает эту музыку?

Д. (обычно отвечают, что слушают музыку «люди, зрители»).

У. Ребята, зрители могут смотреть спектакль, кинофильм, а слушают музыку Слушатели.

А как вы думаете, чтобы стать Композитором, нужно учиться? А Исполнителем?

Д. (обычно отвечают верно. «Нужно учиться»).

У. А чтобы быть слушателем, нужно учиться или нет?

Д.( ответы обычно разноречивые).

У.Конечно, ребята, чтобы слушать музыку, нужно обязательно учиться. А как по-вашему надо правильно слушать музыку?

Д. («Сидеть тихо, не разговаривать, никому не мешать и т.д.).

У. Правильно, дети. Но кроме того надо так слушать музыку, чтобы суметь понять, о чём хотел сказать Композитор в своём произведении. Давайте сейчас ещё раз прослушаем фрагмент из балета «Щелкунчик». Можно закрыть глаза и представить себе картину, которую хотел изобразить композитор Чайковский.

Затем можно наиграть мелодию «Па-де-де» и напеть её вместе с детьми.

3.У.Рассмотреть вместе с детьми следующий разворот учебника. Предложить ребятам вспомнить какой-нибудь праздник. Скажите, дети, а может ли праздник проходить без музыки?

Д. (Нет, не может).

У. Правильно, ведь музыка звучит везде. Ведь даже когда мама поёт колыбельную песню, убаюкивая своего малыша, никто не подумает, что она занимается музыкой, - музыка становится частью жизни. Давайте вспомним события, которые просто не могут обойтись без музыки.

Д. (Концерты, Дни Рождения, Рождество, Новый год, Пасха).

У.Верно, ребята! Вы, наверное, заметили, бывая в Храме, что во время службы, а также на большие праздники: Рождество, Пасху звучат не только молитвы, но и поёт Хор.

Хор появился очень давно. Давайте вместе с Музой совершим путешествие в Древнюю Грецию, ведь именно там появился Хор, и был он одним из действующих лиц древнегреческого спектакля. Позже, этим словом стали называть певческий коллектив и музыкальное произведение для хорового исполнения. Хор и Хоровод – родственные слова, потому что в них принимает участие много людей. Но обычно поющие в Хоре стоят на сцене, а участники Хоровода тоже поют, но они движутся по кругу.

Скажите, ребята, а кто из вас пел в Хоре или участвовал в Хороводе?

Д.(В детском саду, на Новогодней ёлке, на Дне Рождения и т.д.).

У.Сейчас, дети мы послушаем с вами музыку Русского Хоровода, затем Греческий танец Сиртаки, а потом Молдавскую Хору. В этих танцах участники движутся по кругу.

У.Наш первый урок закончен. Спасибо вам за работу на уроке, я надеюсь, что вы запомните всё, о чём мы с вами сегодня говорили. До свидания.

 Знать понятия:  музы, музыка; композитор, исполнитель, слушатель.

Знать понятия: хор, хоровод. Роль и место пляски в жизни  разных народов; Плясовые песни, «Хора», «Сиртаки».

Л. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению. Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель.

Р. Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

К. Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог. Адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Инф. Видеоряд со слайдами Большого театра. Презентация с изображением бога Аполлона и Муз.

Л. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К. Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Resource id #2028

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 6класс.

СодержаниеЦель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  средней  ш...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Содержание             1.    Цель, задачи разработки.            2.    Актуальность  изучения  ...