Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.
методическая разработка по музыке по теме

Сдобнова Светлана Васильевна

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_stsenariev_urokov_muzyki.3klass.docx20.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка методического материала учителя музыки, МХК, предмета Искусство МБОУ СОШ № 2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.

Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов.

Тематическое планирование уроков музыки в 3 классе:

Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»

Цель урока:  Образы Благовещения, воспетые в произведениях искусства.

Задачи: Познакомить детей с произведениями Ф.Шуберта, И.Баха и С.Рахманинова, полотнами Рафаэля и  Васнецова, стихами Данте, Фета и Пушкина.

Оборудование: 

1.Фортепиано «Лирика».

2. Компьютер.

3. Музыкальный центр.

4. Телевизор «Сони».

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 классов    начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов начальной школы – М.: «Просвещение», 2011.

7. «Музыка»: 1-4 классы. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011.

8. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/.-

    М.: Просвещение, 2008.

9. Портреты  композиторов Ф.Шуберта, И.Баха, С.Рахманинова.

10. Кассеты mp3, Диски mp3.

11.Презентации: Презентация с полотнами Рафаэля, презентация с полотнами Васнецова,

12.Мультимедиа: Видео «Аве, Мария» Ф.Шуберта в исполнении Робертино Лоретти.

13. «Аве, Мария» Ф.Шуберта в исполнении Георга Отца» (mp3).

14.Музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, ложки, маракасы, рожки; свирель, балалайка, баян.

Ход урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты с УУД:

У.Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о празднике Благовещение, который относится к двунадесятым праздникам. В Православии есть 12 основных праздников, отсюда и произошло слово - двунадесятые. А какие двунадесятые праздники вы знаете?

Д.(Благовещение, Рождество Христово, Троица, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня.). (С помощью учителя дети называют и другие православные праздники: Преображение  Господне, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне /Богоявление/, Сретение Господне).

У.Праздник Благовещение происходит от слова «Благая весть». Он отмечается каждый год в один и тот же день: 7 апреля. Именно в этот день Архангел Гавриил принёс Деве Марии Благую весть о том, что она станет Матерью будущего Спасителя мира. Дева Мария со смирением, радостью и трепетом приняла эту Весть, хотя Она знала, что за этой великой радостью последуют большие испытания и скорби – ведь её Великий Сын будет предан мучительной смерти за грехи людей. Этот праздник – Благовещение воспели в своих произведениях многие композиторы, художники, скульпторы и поэты разных эпох и разных национальностей.

У.Сегодня на уроке мы прослушаем с вами две молитвы – два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы – австрийский композитор Франц Шуберт и русский композитор Сергей Рахманинов.

(В центре урока по развороту Учебника «Радуйся, Мария!» – знакомство учащихся с музыкой песни-молитвы австрийского композитора Франца Шуберта (1797–1828) «Аве Мария». Перед восприятием этого сочинения, написанного на текст шотландского поэта Вальтера Скотта, можно рассмотреть с детьми алтарную картину «Сикстинская мадонна» гениального итальянского художника XV в. Рафаэля Санти.

Пусть ребята, всматриваясь в картину Рафаэля, попытаются определить, какой может быть музыка, выражающего чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства). Наверное, учащиеся, прежде всего, скажут, что эта музыка должна быть задумчивая, ласковая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу мадонны – матери Иисуса Христа).

Слушаем «Аве, Мария!» Ф.Шуберта.

Я думаю, что после прослушивания такой прекрасной музыки не стоит сразу говорить о средствах её  выразительности. Желательно сделать паузу, чтобы не нарушить атмосферу восприятия от прослушанной музыки.

У.(Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки Данте и Пушкина, обращённые к произведениям художников. Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Надо разъяснить детям, что нельзя сравнивать образ Божией Матери на иконе и мадонны на картине. На картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (правило, образец), и лик на ней не несёт чьих-то индивидуальных черт).

(Разговор о музыке можно начать расспросом детей об изображении Девы Марии: откуда явилась Мария? Куда она направляет свои стопы? Куда устремила взгляд? Какие краски на холстах художников, какого цвета больше? Есть ли разница на картинах между небом и землёй? Где происходит действие? Перед кем стоит Дева Мария?)

(Главное в процессе слушания - выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность, чтобы помочь детям почувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы).

(Песенность лучше всего передает лирические, поэтические чувства. Эта музыка, полная большой внутренней силы, – торжественности и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Важно подвести ребят к выводу об удивительном сочетании в этих произведениях живописи и музыки простоты и величия, отражающих богатство души человека; подчеркнуть, как изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного. Музыке и картине созвучны и стихи поэтов – итальянского  Данте и русского  А. Фета.)

(Необходимо обратить внимание учащихся на высокий чистый одухотворенный голос исполнителя молитвы «Аве Мария» – итальянского мальчика-певца Робертино Лоретти (дискант), красоту сопровождения (орган, струнные инструменты).

Можно дать послушать детям послушать «Аве, Мария» в исполнении известного прибалтийского певца Георга Отца.

У. Какой тембр голоса у Георга Отца?

Д.(чаще всего называют бас или баритон).

У.Вы прослушали два совершенно разных исполнения этой молитвы к Богородице: лёгкое полётное звучание в исполнении Робертино Лоретти и проникновенное обращение к Божьей Матери Георга Отца. Мы с вами не будем сравнивать исполнение этих певцов, а просто попытаемся сохранить в своей душе это чудо!

(К известной молитве  «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. На уроке дети могут услышать инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Возможно, следует назвать третьеклассникам только название пьесы – прелюдия, но озадачить их определением тембра музыкального инструмента, на котором исполняется эта пьеса, следует. Это – клавесин, предшественник современного фортепиано).

(С другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым,  дети знакомятся на развороте «Богородица Дево, радуйся»).

(Вспомним ещё раз евангельскую историю, которая лежит в основе праздника Благовещения. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принёс Деве Марии «Благую весть» о том, что она избрана между женами и от неё воплотится Сын Божий. Архангел Гавриил сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами!» Этот же текст, несколько изменённый, является и текстом молитвы С.Рахманинова и других русских композиторов (Гречанинова, Бортнянского, Березовского), которые обращались к этой теме:

Богородице Дево, радуйся.

Благодатная Марие, Господь с Тобою.

Благословенна Ты в женах,

И благословен плод чрева Твоего.

Яко Спаса родила еси душ наших.

У.Слушаем молитву С.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

У. (Хор «Богородице Дево, радуйся» из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» – звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви. В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди? Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)?)

У.После прослушивания молитв Ф.Шуберта и С.Рахманинова можно предложить детям напеть первые фразы со словами названия молитв («Аве, Мария» и «Богородице Дево, радуйся»), используя при этом нотный текст из «Хрестоматии» или на гласный звук.

Знать понятия: двунадесятые праздники, Благовещение, молитвы.

Знать понятия: канон, лад, динамика, песенность.

Знать понятия: дискант, баритон, клавесин, a capella (пение без сопровождения).

Л.Духовно-нравственный аспект, как часть зарубежной и русской музыки. Каждый ребёнок является личностью. Дети должны мыслить образами (в данном случае – образ Богородицы). Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Р.Развитие музыкально-эстетического чувства. (У детей могут быть разные задания: размышления, эссе, рисунки, стихи, письмо композитору). Включение аналитических свойств сознания: опора на слуховой и жизненный опыт, интересы, склонности, уровень общего и музыкального развития.

П.Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству в целом и уроку музыки в частности. Постановка проблемного вопроса: Почему в своем творчестве Ф.Шуберт и С.Рахманинов обращались к библейским сюжетам при написании своих молитв?

К.Делимся впечатлениями через общение (вопрос-ответ, учитель – дети); можем задать вопросы композиторам (одна группа задаёт вопрос, другая группа отвечает), речевые высказывания, навыки общения, коммуникации.

Инф. Картины Рафаэля и Васнецова.

 

Resource id #2032

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 6класс.

СодержаниеЦель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  средней  ш...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Содержание             1.    Цель, задачи разработки.            2.    Актуальность  изучения  ...