Урок музыки в 5 классе 2 четверть ( программа 2100 В.О.Усачёва, Л.В.Школяр) по теме "Волшебник и великий музыкант Э.Григ".
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Захарова Анна Александровна

Тема урока «Эдвард Григ –« волшебник и великий музыкант»»

Интегрированный урок в 5-м классе

на материале рассказа  К. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками» и музыкальным произведениям Э. Грига

Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Урок музыки

Слайд 2
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Успех, удача.С. И. Ожегов

Слайд 3
Константин Паустовский

Слайд 4
Эдвард Григ

Слайд 5
Эдвард Григ – «волшебник и великий музыкант»

Слайд 6
Являются ли события из жизни Э. Грига, описанные в книге К. Паустовского:

Слайд 7
Реальными,ВымышленнымиИли же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.

Слайд 8
Рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 9
Эдвард Григ

Слайд 10
Фрагмент из «Концерта для фортепиано с оркестром»Эдварда Грига

Слайд 11
Анализ музыкального произведения

Слайд 12
1. Какими красками нарисуешь музыку?- светлыми2. Характер- нежный- спокойный- добрый- приветливый- таинственный- волшебный3. Жанр музыки

Слайд 13
Концерт – музыкальное произведение, где один инструмент (фортепиано), спорит с целым оркестром.

Слайд 14
Анализ музыкального произведения

Слайд 15
1. Какими красками нарисуешь музыку?- светлыми2. Характер- добрый- приветливый- таинственный- волшебный3. Жанр музыки- концертВид музыки- композиторская- инструментальная- внепрограммная

Слайд 16
Анализ музыкального произведения

Слайд 17
5.Средства музыкальной выразительности- мелодия (плавная)- интонация (спокойная, ласковая)- лад (мажор)- темп (умеренный)- динамика (от тихого звучания до громкого)- регистр (низкий, средний, высокий)- тембр (светлый)6. Музыкальная форма- одночастная (одно настроение)7. Музыкальные инструменты- инструменты симфонического оркестра- фортепиано8. Исполнители- оркестр- пианист

Слайд 18
Эдвард Григ – «волшебник и великий музыкант»

Слайд 19
На материале рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыкальных произведений Э. Грига

Слайд 20
Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые одинаково у всех вызывают подъем и чувство счастья.Какие?Ну, хотя бы музыка или картины.К. Паустовский «Фенино счастье»

Слайд 21
Являются ли события из жизни Э. Грига, описанные в книге К. Паустовского:

Слайд 22
Реальными,ВымышленнымиИли же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.



Предварительный просмотр:

Тема урока «Эдвард Григ –« волшебник и великий музыкант»»

Интегрированный урок в 5-м классе

на материале рассказа  К. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками» и музыкальным произведениям Э. Грига

Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.

Задачи: 1. Формировать эстетические и нравственные переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе. Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором;

умение высказывать свое отношение к написанному автором; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

2. Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопоставив музыку с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию фотографий на темы «Осень» и «Норвежская природа».

3.  Повторить разученные песни,  использовать музыкально-ритмические движения, творческие задания, обогащать словарный запас детей.

Развивающие: 1. Развивать музыкальные способности и вокально-хоровые навыки, ритмическое чувство и творческие способности школьников,  исполнительско-творческие  умения и  навыки.

2. Развивать познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока. Развивать правильность  выполнения музыкально- ритмических  движений.

Воспипитывающие:1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, уважение к труду писателя, музыканта и художника.

 2. Воспитывать в школьниках эстетические и экологические чувства.

3. Воспитывать дружеские отношения и аккуратность при выполнении музыкально-ритмических движений.

Тип урока:    Углубление знаний. Обобщение.

Методы:   Беседа, исполнение, наглядность слуховая и зрительная, показ.

Оборудование:   музыкальные инструменты: синтезатор, нотный сборник произведения «Утро» Э. Грига; магнитофон, аудиокассета с записью музыкальных произведений В.А.Моцарта и  Э.Грига; декорации мидиапроектора;  карточки с названием групп: «биографы», «литераторы».

 

Ход урока

1.. Музыкальное приветствие

2. Повторение пройденного

           На фоне звучания Симфонии «Юпитер» В.А.Моцарта зачитывается отрывок:

      «Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.

- Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати.- Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах…Незнакомец продолжал играть…»  

-Назовите автора рассказа, отрывок из которого только что прослушали? (К.Паустовский «Старый повар»)

-  Музыка  какого композитора звучит в рассказе «Старый повар»? (Австрийского композитора В.А.Моцарта, фрагмент из симфонии «Юпитер»)

 - Какое чудо сотворила музыка?  (музыка   принесла человеку «опору и утешение, она помогла старому повару забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминание, пробудила  радостные и  светлые чувства, т.е. доставила человеку счастье).

4. Знакомство с новой темой 

- Счастье.  Для каждого человека это слово имеет определённый смысл.

- Что в вашем понимании «счастье»? (…….)

В словаре С.И.Ожегова так даётся определение слову «счастье» (слайд №  )

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

                      Успех, удача.

- А можно ли испытать счастье от прочтения книги, от прослушивания музыки, от просмотра красивых картин или фотографий? (……..)

- И тогда мы испытываем эстетическое счастье, или эстетическое наслаждение.

- Писатель, художник, композитор своими произведениями искусства стараются каждому человеку отдать частицу своей души, чтобы люди испытали эстетическое наслаждение от общения с прекрасным.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о русском писателе, о Константине Паустовском (слайд №  ) и композиторе, фамилию которого вы мне назовёте, прослушав музыкальный фрагмент  его произведения.

Слушание музыкального  фрагмента: «В пещере горного короля»

( Норвежский композитор Э.Григ)

Тема урока «Эдвард Григ – волшебник и великий музыкант» (слайд №  )

-  Где слышали эту музыку в наше время? (мультфильм «Незнайка на луне»)

-  Музыка, написанная в 19 века, вечна и звучит во все времена. И именно поэтому Эдварда Грига считают великим музыкантом.

 У:  Итак,   мы  отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в мире литературы и музыки Константином Паустовским и Эдвардом Григом. Но нам на уроке надо (выяснить)  найти ответ на вопрос:

 являются ли события, описанные в рассказе К. Паустовского из жизни

Э. Грига (слайд №  )

1) реальными,

2) вымышленными,

3) или же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.

На фоне музыки Э. Грига пьесы «Утро»  учитель читает отрывок из рассказа Е. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». (Слайд №   хвойный лес.)

У:   Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

 - Ребята, вы догадались  из какого произведения этот отрывок? (Это отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).

У:  Природу  какой страны описывает Паустовский? ( Паустовский описывает природу Норвегии).

У:. Вы узнали пьесу, которая сопровождала фрагмент текста? ( Это пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига).

У: Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа? ( Да, музыка созвучна).

У: Ребята, вы хотели бы пропеть эту прекрасную и плавную  мелодию?

- Но сначала подготовим голосовой аппарат к работе.

5. Распевание. (слайд № )

            И-И (излечите почки)

            О-О (стимулируют железы внутренней секреции)

            А-А  (массаж гортани)

           Е-Е (средняя часть грудной клетки)

           ОИ-ОИ-ОИ-О (полезно для сердца)

  • Скороговорки:   (разные)

                                         У пчелы, у пчелки

                                  Почему нет челки?

                                 Отвечаю почему:

                                 - Челка пчелке ни к чему.

  •           Са- са-са -   в лесу бегает лиса

                Ос-ос-ос - на поляне много ос.

          Су-су-су - было холодно в лесу.

           Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

  •      Исполняют мелодию пьесы «Утро» со словами:

                                        Солнышко всходит, и небо светлеет,

                               Природа проснулась, и утро пришло.

  • Повторим песню с движениями «Новый год – весёлый праздник»

- Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ К. Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Эдварда Грига и его жизнь.

- В чем значение творчества Эдварда Грига?

«Биографы»:    Э. Григ –  великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки.   Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря  Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. 

- Однажды в жизни Э.Грига произошла встреча с девочкой. Эта встреча обогатила его музыкальное  творческое наследие.       Зачитайте этот отрывок.                             

«Литераторы  3 ученика (по-ролям)      Однажды  Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

  - Как тебя зовут, девочка? - спросил Григ.

- Дагни, - вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

- Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

- Ой, как долго!

- Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. Я сделаю её  может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.  «Я напишу музыку, - решил Григ. –  На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа Педерсена,  когда ей исполнится  восемнадцать лет».

  У.   Конечно, невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Но подумайте, о чём могла быть эта  музыка Э.Грига? (размышление)

-  Давайте послушаем «фрагмент 1-ой части концерта  для фортепиано с оркестром» Э.Грига. Верны ли ваши размышления? (слайд №   )

                 Слушание « Концерт для фортепиано с оркестром 1 часть»

У. Оказались ли вы правы?

- Предлагаю для большего понимания музыки провести музыкальный анализ произведения.    

                  Предлагается схема анализа музыкального произведения.

Характер: (а ещё он такой ….)

Концерт - музыкальное произведение, где один инструмент спорит с целым оркестром.                  

                                                                                                                             

У. Найдите в рассказе К.Паустовского описание тех образов, которые представлял Э.Григ, когда писал музыкальное произведение:

«Литераторы»: «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата, поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни». Григ думал так и играл обо всём, что думал».

У. Что в понимании Э.Грига счастье? ( «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» т.е. счастье – это самоотдача. (слайд №   )

У. Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение? (синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье)

«Литераторы»:  «Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье».

- Внимательно ли они слушали музыку?

«Литераторы»: «Каждый слушал по-своему. Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.

 «Литераторы»: «Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся золотыми ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».

У.  А почему этих слушателей Э.Григ ценил больше? ( Григ ценил их больше потому, что они были более искренними, отвлекались от своих таких важных занятий. Каждый из них  слушал музыку сердцем, ведь они не профессионалы.  А это очень важно, слушать музыку сердцем!)

У.  В какое время года произошла встреча Э.Грига с девочкой? (осенью)

-  Как описывает норвежскую осень К.Паустовский? Найдите и зачитайте.

«Литераторы». «Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах».

Фотовыставка  (слайд №  )

У.  Давайте посетим фотовыставку. Рассмотрите пейзажи.

            На фоне музыки «Концерт для фортепиано с оркестром»

-  В чём своеобразие природы Норвегии?

  • Горные леса около моря.
  • Грибной воздух
  • С моря постоянно наносит туман
  • От обилия влаги буйно разрастается мох, он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
  • Хвойные леса
  • Карликовые березы
  • Природа сравнима с северной природой нашей страны

-   Какая картина не соответствует описанию норвежской природы?  (берёзовая роща). В Норвегии встречаются только карликовые берёзы. Красива природа Норвегии?

 У.  Посмотрите ребята, фотохудожники, композитор Э. Григ, писатель  К. Паустовский  творят  волшебство. А какое это волшебство?

Д.  Они заставляют нас представлять красоту природы, наслаждаться  ею и  беречь её красоту каждый своим средством искусства. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе.  

- Эдвард Григ и Константин Паустовский очень любили природу,  для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения.

            У. И нам музыкально-двигательная минутка придаст сил.

У: Почему Э.Григ с особым,  нежным чувством относился к детям?

 «Биографы»:   «Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года. Она была красивым, милым ребенком, развитым и умным; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Больше детей в семье не было».

У: Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, конечно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский.

У: Через всю жизнь пронес утрату Э. Григ в своем сердце. Любовь к ней он перенес на своих друзей – ребятишек и других детей. И этому свидетельствует факт из его биографии. Зачитайте.

 «Биографы»: «Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил небольшой домик у озера специально для творческой работы, во время которой  никто не смел ему мешать. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».

Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.

- В чём помогла музыка Агге  Фрик? ( Музыка помогла девочке самоопределиться в выборе дальнейшей профессии)

 -  Так могла  ли в жизни Э. Грига произойти встреча с маленькой девочкой, которую описывает К. Паустовский? (Да)

-   Почему герой рассказа «Корзина с еловыми шишками» Э.Григ обещал Дагни сделать подарок только через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.

«Литераторы»: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».

- Маленьким детям трудно воспринять и понять большое музыкальное произведение, а у взрослого человека уже накоплен  слуховой опыт.

У: Григ никогда не писал музыку специально для детей,  но в любом сборнике его фортепианных пьес обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям.          - Э. Григ посвящал свои произведения близким, любимым и дорогим ему людям: музыкантам, композиторам, друзьям!

-  Почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку? ( «Еще десять лет назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе»).

- Какие чувства испытала Дагни, когда  в первый раз посетила концертный зал, и  человек во фраке произнёс: «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа  Педерсена  Дагни   по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет!» (зачитайте)

«Литераторы»: «Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший  рожок, и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться».

«Литераторы» «Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!»

- Только ли природу Норвегии увидела Дагни, слушая музыку? (Вспомнила встречу с Э.Григом)

-  Вспомнила ли она встречу, которая произошла много лет назад? (Да)

«Литераторы»   «Так, значит, это был он! Тот седой высокий человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»

У.: Была ли счастлива Дагни? (Да).

- От чего она испытала счастье? (От  прослушанной музыки)

- Ребята, сегодня на уроке мы слушали музыку, любовались картинами природы, читали литературное произведение, испытали ли вы счастье? А как оно будет называться? (эстетическое счастье, эстетическое наслаждение испытали от общения с прекрасными видами искусства)

- А вот К.Паустовский в своём рассказе «Фенино счастье» так объяснил понятие счастья: (слайд №  )

                                                       Каждый понимает счастье по-своему.

                                                       У каждого оно своё. Но есть вещи, которые

                                                       одинаково у всех вызывают подъём и чувство                                                                                                                          

                                                        счастья.

                                                        - Какие?

                                                      - Ну, хотя бы музыка или картины.

                                                            К.Паустовский «Фенино счастье»

6. Итог урока

- К какому выводу мы пришли в процессе беседы?

- Какими являются  события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? (слайд №  )

1) реальными - нет

2) вымышленными - нет

3)  взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение. 

- Написал   бы  К.Паустовский  рассказ «Корзина с еловыми шишками», если бы не было композитора Э.Грига и его прекрасной музыки «Концерта для фортепиано с оркестром». (Нет)

      По вашим ответам  понятно, что вы очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них, слушали музыку.

- Приближается Новогодний праздник, и я думаю, что это самый счастливый праздник для всех ребят. И каждый из вас ожидает  в этот день долгожданных подарков. Так пусть вам подарят то, что вы ждёте больше всего! И я надеюсь, что вы будете счастливы! Повторим песню об этом празднике.

                                Песня «Новый год»

У. Если урок вам понравился  и вам было интересно, возьмите со своего стола солнышко, чтобы оно вас всегда сопровождало, а если вы уходите с плохим настроением с урока, возьмите с собой тучку.

 - Всего вам доброго! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

Рабочие программы по музыке 5-7 класс«Школа XXI века», В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.

Рабочие программы по Музыке для 5–7-го классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, со...