Урок в 5 классе былины
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок по предмету музыка и пение в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
![]() | 20.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Организация класса.
- Вход в класс под русскую народную песню «Светит месяц».
У.: - Под какую музыку вы вошли в класс? (Народную или композиторскую)
- Какой характер? (задорный, плясовой, веселый)
- К какому жанру она относится? (плясовому).
- Какие инструменты исполняют? (оркестр русских народных инструментов).
II. Закрепление раннее изученного материала.
1. - О русских народных инструментах народ сочинил много загадок:
(показ слайда №2-12).
-Какие жанры русских народных песен вы еще знаете? (трудовые, обрядовые, хороводные, рекрутские и т.д.).
- А к какому жанру относятся калядовки? (обрядовые, календарные).
- Почему? Обоснуйте ответ? (показ слайда №13).
2. Исполнение колядки всем классом.
3. Исполнение калядовок детьми с фольклорными особенностями традиций своего района.
4. Что такое фольклор?
(слайд №14).
3 . Работа по теме урока: «Былины».
- Вводная беседа.
А, теперь, ребята, перенесемся на много веков назад – в Киевскую Русь. В те далекие времена не раз нападали на Русь враги, грабили города и села, убивали людей, уводили в рабство.
- Кто был защитником земли русской?
(слайд №15).
Богатыри – легендарные Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Посмотрите, как изобразил их художник В. Васнецов на картине «Богатыри».
Три могучих всадника в боевых доспехах охраняют границу земли русской.
В центре – И. Муромец – самый сильный из богатырей, справа на белом коне сидит Д. Никитич – смелый воин, слева от И. Муромца мы видит Алешу Поповича, который побеждал врагов не только силой, смелостью, но и хитростью.
- Ребята, а вы не задумывались, как дошли до наших времен имена народных героев? (из былин).
Вы послушайте-ка люди добрые
Да, былину мою, правду истину!
Особое место среди русских народных песен занимают былины.
Былины – торжественные песни – сказы о богатырях и их подвигах.
- Как вы понимаете выражение песни-сказы?
(былины пелись и сказывались одновременно).
Былины – это народный учебник родной истории. Они как бы воссоздают исторические события, из них мы узнаем об устройстве городов, , домов, одежде, кушаньях и самое главное о чувствах, мыслях людей, живших в те времена.
Былины – самый древний вид народного исполнительства. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет назад.
Былины в народе назывались старины, бывальщины (от слова «быть», но и в былинах есть вымысел).
Исполнялись певцами – сказителями. Сказители пользовались большим уважением, как люди талантливые, обладающие исключительной памятью: часто они заучивали наизусть десятки тысяч стихов. Исполнялись напевной речью – речетативом.
«Благословите, братцы, старину сказывать» - говорилось в народе.
(показ слайда №16)
Исполнение былин сопровождалось игрой на гуслях.
(слайды с показом инструментов гусли №17).
Гусли – инструмент струнный. Древний человек натянул струны на доске, и получился музыкальный инструмент. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название происходит от древне-славянского «густы»- гудеть, а т.к. гудела струна, то она получила название гусла. Значит гусли – гудящие струны. Позже звук начали извлекать не рукой, а специальной пластиной. Поэтому гусли еще называют «звончатые». И форму имеют разнообразную: крыловидную, трапецевидную.
- Широко известна былина « Про Добрыню» (текст зачитывает учитель).
(показ слайда с нотной записью №18).
Беседа по содержанию:
- Какая интонация? (торжественная)
- Повторяются ли слова? (клонится, приклоняется, матушка)
- На какие слоги падает логическое ударение? (на третий от начала и третий от конца).
Послушайте былину в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского театра Оперы и балета. (Показ слайда №18
Анализ:
- Какой характер? (напевный, но сохраняет речетативность).
- Какая интонация? (интонация выразительной речи).
- Какие длительности нот? (восьмые и четвертные).
- На скольких звуках построена мелодия? (на пяти звуках).
Небольшое количество звуков, длительность нот (восьмые и четвертные) придают былинам монотонность, однообразие.
- Спойте былину, не торопясь, на широком дыхании, и вы почувствуете прелесть этого былинного стиха, напева (учащиеся подпевают учителю).
Вывод: особенность былинного стиха – ударение на третьем от начала и третьем от конца слоге;
мелодии построены на 4-5 звуках;
используется прием повторения.
IV. А. П. Бородин Симфония №2 «Богатырская» ч.1. – слушание фрагмента.
- «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве ,в поэзии, литературе, живописи, театре, кино . Образы богатырей , защитников Отечества нашли свое отражение в творчестве А.Бородина.
(Показ слайдов с портретом А. П. Бородина слайд №19).
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью Он вошел в историю и как выдающийся композитор, и как выдающийся ученый.
Бородин обладал ярким литературным даром, выступал в качестве дирижера и музыкального критика.
Таким же разносторонним является его музыкальное творчество. Оно невелико, но включает образцы разных музыкальных жанров: оперу, симфонию, фортепианные пьесы, романсы.
Любимые герои Бородина – защитники Отечества. Это реальные исторические деятели или былинные богатыри.
Вторая симфония – один из замечательных памятников мировой симфонической музыки.
Слушание и анализ фрагмента 2-ой симфонии.
(слайд Словаря эмоциональных настроений №20-21
А.П.Бородин не дал названия своей Второй симфонии, какое название могли бы предложить вы?
Какую картину в вашем воображении рисует музыка?
V. Частушки. Исполнение, игра на русских народных инструментах.
Как называется жанр русской народной песенки, в которой на один и тот же мотив поются разные слова. (показ слайда №22-27).
Какие инструменты подчеркнут шуточный, веселый характер музыки? (ложки, бубен, трещетки).
Исполнение школьных частушек.
VI. Обобщение, итог урока ( показ слайда №28-40):
- О каком древнем жанре русских народных песен вы узнали?
- Что такое былина?
- От какого слова произошло название?
- Назовите героев Былин?
- Какой инструмент сопровождал исполнение былин?
- Каковы особенности языка? (повторы). На какой слог падает логическое ударение? (на третий от начала и третий от конца слога).
- Назовите художника, написавшего картину «Богатыри».
- Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).
Выставление оценок.
Дети под музыку выходят из класса.
Предварительный просмотр:
Тема: Героические образы в музыке
Былины.
Задача:
Приобщать детей к сложному явлению народной культурной традиции.
Цель:
- Добиваться наиболее полного усвоения обучающимися фольклорного материала по теме: «Многожанровать русской народной песни».
- Познакомить с былинами, принципами и особенностями былинного искусства.
- Закреплять представление о составе и звучании оркестра народных инструментов, развивать навыки игры на них.
- Закреплять интерес к музыке различного характера, желание высказываться о ней.
- Воспитывать на культурных традициях своего народа.
Оборудование: фонограмма с записью музыкальных произведений, презентация с использованием ИКТ, детские музыкальные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-180060-1358267764.jpg)
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602059-1425214883.jpg)
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Былины"
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Былины"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1248746-1589400585.jpg)
Урок литературы в 8 классе "Былины и их герои в произведениях 19 века" (на примере А.К.Толстого "Илья Муромец").
Урок литературы в 8 классе разработан в технологии компетентностного подхода с элементами исследовательской деятельности. Сопровождается презентацией, в которой отражены все основные этапы урока....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/15/picture-1261895-1597490586.jpg)
Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Данный файл содержит конспект урока (литература, 6 класс, тема "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник") по этапам с описанием видов деятельности учителя и ученика, а также формируемы...
Разработка дистанционного урока по РРЛ в 6 классе " Былина "Илья Муромец и Святогор"
Предмет: родная русская литератураКласс: 6Тип урока: урок обобщения знанийТехнологическая карта урока Тема Былина «Илья Муромец и Святогор»ЦельПознакомить детей с героями русских были...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1367819-1638182785.jpg)
Урок литературы 7 класс "Былины. "Вольга и Микула Селянинович"
Урок литературы 7 класс "Былины. "Вольга и Микула Селянинович" по УМК В. Я. Коровиной с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/21/picture-190875-1613880592.jpg)
Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись....