" Мир звука, цвета и слова
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Мир звука, цвета и слова»
Цели:
Продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.
Развивать внутренний слух, внутреннее зрение, слушательскую культуру, которые являются основой для развития творческого воображения;
Воспитывать любовь и уважение к музыкальному, литературному и художественному наследию.
Оборудование:
мультимедийное оборудование
Ход урока:
Организационный момент
- Приветствие.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня урок музыки у вас проведу я. Зовут меня ……
Психологический настрой.
- Ребята прослушайте два музыкальных фрагмента. Поднимите, пожалуйста, руки у кого настроение соответствует первому фрагменту, у кого второму? Я рада, что вы пришли с хорошим настроением и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, познавательно, увлекательно и вы будете не только слушателями, но и активно работать на уроке.
Изучение нового материала
1. Подготовительная работа
- Начать урок мне хотелось бы со слов:
Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.
(Е.Винокуров)
Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место.
- Как вы думаете, можно прожить без музыки?
- Какие события в вашей жизни связаны с музыкой?
- Вы правы. Без музыки не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.
Но в мире искусств музыка не одинока.
- Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?
(живопись, литературу)
А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?
- Да.
- Давайте вместе восстановим связь всех видов искусств на следующем примере:
- О каком виде искусства мы говорим?
Слайд книга А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (литература)
- О каком виде искусства мы говорим? Назовите автора и название произведения.
картина «Царевна-Лебедь» Врубеля (живопись)
- О каком виде искусства мы говорим теперь? Вы знакомились с репродукцией картины известного художника Врубеля «Царевна-Лебедь» на уроках ИЗО.
музыкальный фрагмент оперы (музыка)
- О каком виде искусства мы говорим? Вы прослушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Мы говорили с вами об одном и том же произведении, используя различные выразительные средства: звук, цвет и слово.
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
2. Сообщение темы, целей урока
Сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу воедино. Тема урока «Мир звука, цвета и слова».
Слайд Тема урока
- Объяснение нового материала
- Ребята, рассмотрите картину замечательного итальянского художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Всмотритесь в неё внимательно и ответьте на следующие вопросы:
- Кто является главным персонажем картины?
(Мадонна)
- Что она делает?
(Держит на руках ребенка)
- Что она при этом чувствует?
(Любовь, нежность, ласку и т.д.)
А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?
(Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.)
- Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?
(Нет)
- Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?
(Живопись разговаривает на языке цвета)
- Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.
Мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.
Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной и в память о ней он создал образ Мадонны.
Данная картина, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену в Дрезденской галерее в Германии. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него, так как согласно преданию именно Иисус должен был подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.
- Что она чувствует, о чем думает?
- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.
- Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение при помощи слов.
- Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку и попробуем устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине.
- Как вы считаете, какая она будет?
(Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия).
- Вы замечательные композиторы, молодцы.
Физминутка
- Ребята, давайте попробуем изобразить музыку, которую мы с вами сочинили, при помощи движений, мимики, жестов.
(нежная, плавная, лёгкая; тревожная)
А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.
Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.
Звучат фрагменты следующих произведений
-Григ Утро;
-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение
-Форе Элегия.
(Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная)
Произведение, которое мы выбрали, называется «Ave Maria» известного композитора Франца Шуберта. Сейчас мы его прослушаем. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина.
(Слушание произведения Шуберта Ave Maria в исполнении Робертино Лоретти)
- Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?
- Как изменялась динамика, темп, тембр, характер?
- Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. И мне особенно приятно, что вы оказались замечательными композиторами, ведь вы рассказывали именно о такой мелодии – нежной, спокойной, светлой, и в тоже время, взволнованной. И может быть кто-нибудь из вас действительно в будущем станет композитором.
- Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?
(Нет)
Но ведь вы абсолютно правильно определили характер произведения. Какими же средствами Шуберт смог пробудить в нас эти чувства?
(Дети называют средства музыкальной выразительности, музыкальный язык – это язык звуков)
В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви.
- Ребята, сегодня мы стали свидетелями того, как библейские образы в разных странах и в разное время вдохновили художников на создание картин, композиторов на написание музыки, поэты посвятили им свои стихи, то есть мы говорили о тесной связи музыки, живописи и литературы.
Творческая работа
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Вы любите зиму?
- Я предлагаю вам немного поимпровизировать. Для этого нам надо разделиться на две группы: «Литераторы» и «Художники». У вас на столах лежат небольшие заготовки. Сейчас мы прослушаем музыкальный отрывок «Январь» из альбома «Времена года» композитора П.И. Чайковского. (прослушали)
- Группа «Литераторов» - подберите подходящее к прослушанному отрывку стихотворение.
- Группа «Художников» - соответствующую иллюстрацию.
- Как будете готовы, объясните свой выбор.
- Удалось нам соединить звук, цвет, музыку?
Итог урока
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Мне хочется отметить работу на уроке …..
- Какое у вас настроение?
- Очень важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.
Сегодня мы не только говорили о картине Рафаэля, о музыке Шуберта – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу.
- У вас на партах лежат символические цветные нотки, напишите на обратной стороне добрые слова, пожелания и прикрепите на нотный стан. Я очень хочу, чтобы ваш класс всегда был дружным, ваша жизнь была наполнена только добром, яркими мгновениями жизни и прекрасными звуками музыки.
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
- Большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-111508-1353436161.jpg)
Логопедическое занятие «Звуко – буквенный анализ слов. Звук [Л] буква Л».
Конспект группового логопедического занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-172138-1358185360.jpg)
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)
Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498669-1413305361.jpg)
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте с помощью звука, цвета и движения".
Консультация посвящена возможности практического применения на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста комплексного воздействия на создание образа звука и буквы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/04/picture-90025.jpg)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.
Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1397984-1648712967.jpg)
Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-529916-1454149347.jpg)
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...