Технологичекая карта по музыке 6 класс, IVчетверть,1 урок
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Надежда Николаевна Галкина

Технологическая карта

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   Технологическая карта

Автор разработки

Галкина Надежда Николаевна

Предмет

Музыка

Класс

6 класс

Автор УМК, учебник

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Тема урока

Строение увертюры. Увертюра «Эгмонт».

Тип урока

Урок углубленного изучения темы

Цель урока

 Закрепление и углубление понятия – сонатная форма, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений.

Задачи урока

-включить учащихся в учебную деятельность;

- актуализировать учебное содержание, необходимое и  
  достаточное  для восприятия нового материала;

-продолжить знакомство с программной увертюрой;

-выявлять особенности использования композиторами литературных источников в процессе создания программной увертюры;

-выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры;

-развивать ассоциативно-образное мышление на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;

-использовать интернет для поиска дополнительной информации;

-развивать вокально - хоровые навыки;

Методы организации учебной деятельности

-метод  идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-словесное рисование;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

  Форма организации работы

  коллективная форма  –  хоровое пение, слушание,  музыкально-ритмическая деятельность,  фронтальная –  музыкальная беседа – рассуждение.

Используемые технологии

Технология  деятельностного метода

 

Этап урока:1. Организационный момент и мотивация.

Задача этапа:

-включить учащихся в учебную деятельность;

-организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок:

Деятельность учителя

Действия обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте,  ребята! Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме - личному мнению. Скажите, часто ли вы   согласны со своими друзьями? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение?

Действительно, мы разные – по внешности, представлениям, вкусам. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них Проверим?

Музыкальное приветствие.

Ответы детей.

Личностные:

 - самоопределение

 

 

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Этап урока: 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и  
  достаточное  для восприятия нового материала.

Мы уже знаем, что все виды искусства связаны между собой, имеют одну основу – жизнь, отношение к которой отражается в художественных образах. В тоже время в каждом виде искусства художественный образ может быть воплощен в самых разных жанрах.

Назовите жанры прозы:

                 жанры поэзии:

                жанры живописи:

               жанры музыки:

Однако есть жанры, которые встречаются сразу в нескольких искусствах. Как вы думаете –

1.Какие особенности художественного образа заставляют художника обращаться к тому или иному жанру смежного искусства?

2.Какие законы развития каждого искусства делают возможными такие жанровые переклички?

В вокальной музыке содержание и форма во многом определяются словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке – камерной и симфонической, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, - особенно важно представлять себе законы, принципы, приемы развития и построения музыки. 

Какие музыкальные формы вы знаете?

Дайте определение и приведите примеры музыкальных произведений (одночастная двухчастная, трехчастная  формы, рондо,вариации).

А с чем можно условно сравнить развитие музыки,  построенной сонатной форме?(с развитием сюжета в драматической пьесе)

рассказ, повесть, роман

ода, поэма, баллада, лирическое стихотворение;

натюрморт, портрет, пейзаж, историческая картина;

песня, романс, кантата или симфония, опера, балет;

Личное мнение обучающихся.

Ответы.

-затруднения-

Познавательные: - исследовать предметы: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.

Познавательные:- осуществлять и выделять необходимую информацию.

 

Коммуникативные:- проявлять активность в решении задач.

Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

 

-Почему вы не можете ответить?

( Потому что мы не знаем и  не изучали  на уроке.)

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.

 Задача этапа: 

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Мы уже встречались с построением музыки в сонатной форме. В ней пишутся сонаты, концерты, симфонии, целые оперные сцены, увертюры. В такой форме можно передать значительные, иногда противоположные чувства. Назовите основные разделы сонатной формы.

Дайте характеристику разделам.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с сонатной формой, с особенностями ее построения, ее разделами, терминами и понятиями.

 На доске – нотная запись 1 темы вступления из увертюры «Эгмонт». Учитель играет эту мелодию.

Что можно сказать о герое этого сочинения?

Учитель наигрывает 2 тему вступления

Исполнение этих тем по нотам, вокализом. Подчеркнуть контраст.

Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эти темы, каким инструментам поручили бы исполнить?

Слушание в записи вступления.  

Громкое звучание мрачных аккордов струнных в низком регистре олицетворяет образ тяжелого гнета, горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – ее «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные  духовые, а затем и струнные. Мы слушали  увертюту (фрагмент) Людвига ван Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт». В основе зловеще-торжественной первой темы вступления – ритм старинного танца – сарабанды, выступающем символом испанского владычества над народом  Нидерландов и создающей образ жестоких завоевателей.

Кто такой «Эгмонт»?

Как может развиваться основная часть увертюры?

Какой будет главная партия экспозиции?

Что содержит в себе побочная партия?

 Что лежит в основе симфонического развития увертюры?

К чему приводит взаимодействие тем в разработке, репризе?

Какие образы получают здесь развитие?

Посмотрите в учебник (с.141).Что общего?

Какова же будет кода?

Прочитайте монолог Эгмонта из 5 действия драмы «Эгмонт» Гете в учебнике (с.140).

 К чему может привести такой призыв героя?

Кончается ли трагедия его гибелью?

 Почему данный разворот в учебнике назван « Скорбь и радость»?

 Исполнение в характере мелодии канона « скорбь и радость»?

Как композитор соединил в одном произведении такие  контрастные чувства?

Какими интонациями он их передал?

 Слушание увертюры целиком. ( А кцент на коду)

Экспозиция,  разработка, реприза.

Ответы

Мнения учащихся ( мужество, сила, угроза , зло

Жалоба, просьба. Образ первой темы властвует над второй.

Предполагаемые ответы:

Первая тема-труба, тромбон, туба, контрабасы ( в низком звучании).

Вторая тема (скорбная)-скрипки, передающие плач, жалобу.

Сообщения обучающихся.

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»

была закончена Бетховеном два года спустя после создания симфонии № 5, в 1810 году. Увертюра – первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонт» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей – испанцев.

Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстановлению. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!... за вольность, за свободу», Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Ответы.

Острый конфликт.

Ответы.

Скульптурная группа «Битва кентавров»  Микеланджело, изображающая напряженную борьбу ассоциируется с образом борьбы в музыке Бетховена.

Апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы.

Регулятивные: выполнять учебные действия  в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Познавательные: - познавать и анализировать сообщения.

Коммуникативные: - учитывать позицию собеседника, организовать и   осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательная: - работать с информацией (находить, обобщать, делать выводы)

Выполнение задания в творческой тетради. (с.54-55)

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

Задачи этапа: - зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

Посмотрите репродукцию старинной гравюры, помещенной в творческой тетради на с. 54, - « Бетховен дирижирует оркестром». Представьте, что Бетховен дирижирует увертюрой «Эгмонт». Какой фрагмент ее звучит здесь? Какой образ композитора возникает в вашем сознании.

Ответы.

Регулятивные: - овладение всеми видами учебных действий, включая способность контролировать и оценивать свои действия.

 

Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.

Задача этапа:

- Организовать выполнение самостоятельной работы.

Какие контрасты (кроме контраста тем)  присутствуют в музыке « Эгмонта»

Контрасты ритмоинтонаций, мелодических линий, контрасты динамики, лада, тембровых красок.

Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа:

 -повторить учебное содержание.

А сейчас исполнители. Исполнение песни Е.Крылатова, Е.Евтушенко « Ольховая сережка»

 Исполнение в характере с солистом, дуэтом, хором. Вокально-хоровая работа.

Коммуникативные:- осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

 Что сегодня я узнал нового?

С чем можно сравнить развитие музыки, построенной в сонатной форме?

Домашнее задание.

Создать подготовительный текст сообщения об увертюре Бетховена «Эгмонт» как лаконичной инструментальной драме, «маленькой трагедии» с использованием интернет-ресурсов.

Оценки. Выход из класса.

Вопрос-ответ (обучающиеся).

Музыка какого немецкого композитора звучала?

Как называется произведение?

Кто такой Эгмонт? Что такое увертюра? Что значит программная музыка? Что представляет собой сонатная форма? Т.Д.

Регулятивные: - овладение всеми видами учебной деятельности, включая способность контролировать и оценивать свои действия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.

Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...

Технологичекая карта к уроку "Реформация и конртреформация" 7 класс.

Технологическая карта к уроку "Реформация и контрреформация"....

Технологичекая карта к уроку. Тема_ «Моделирование как метод познания». 9 класс

Технологичекая карта к уроку. Тема_ «Моделирование как метод познания». 9 класс. ФГОС...

Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"

Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД.  Даны чертежи для изготовления прихваток в...

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....

Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"

Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...