Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Вахрушева Любовь Владимировна

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_kl.ispravleno.doc167.5 КБ
Microsoft Office document icon r.p_7_ispravleno.doc126.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 

Календарно-тематическое планирование  

№     урока

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Требования

к уровню подготовки

Дата проведения

план

факт

1

Классика и современность.                              

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа

Индивидуальный

Знать:

- что такое классическая музыка;

-роль музыки в жизни человека, что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;

- что  по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры;

- представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);

 - что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.

Уметь:

- приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом;

-узнавать на слух основную часть музыкальных произведений.

7а-03.09

7б-07.09

7в-01.09

7а-

7б-

7в-

2

В музыкальном театре Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

- что такое классическая опера;

 -что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений.

Уметь:

 -по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная.

7а-10.09

7б-14.09

7в-08.09

7а-

7б-

7в-

3

Опера «Иван Сусанин».

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать:

- биографию композитора: М.Глинка;

-драматургию музыкальных произведений.

Уметь:

-использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки;

- определять характер, настроение, жанровую основу;

-распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии

7а-17.09

7б-21.09

7в-15.09

7а-

7б-

7в-

4

Опера «Князь Игорь».  

Русская эпическая опера.

Урок комплексного применения ЗУН

Фронтальный

Знать:

- что такое классическая музыка, эпическая опера;

- принципы драматургического развития на основе  знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.

Уметь:

-размышлять о музыкальных образах и способах их развития;

-выявлять характерные особенности  жанров и стилей классической и современной музыки;

-распознавать средства музыкальной выразительности.

7а-24.09

7б-28.09

7в-22.09

7а-

7б-

7в-

5

Ария князя Игоря. Портрет половцев.

 

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать:

-имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.

Уметь:

-узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

7а-01.10

7б-05.10

7в-29.10

7а-

7б-

7в-

6

В музыкальном театре Балет.

Урок закрепления нового материала

Индивидуальный

Знать:

-что такое балет;

-имена известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М. Лиепа, В. Васильев.  

Уметь:

- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

- ориентироваться     в  музыкально- поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    России,   в  том  числе  родного   края;  

- сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки;

- ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции.

7а-08.10

7б-12.10

7в-06.10

7а-

7б-

7в-

7

Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

-имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин,  Б.Тищенко;

- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни.

Уметь:

-выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов (опера А.Бородина  « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»;

- участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

7а-15.10

7б-19.10

7в-13.10

7а-

7б-

7в-

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Урок комплексного применения ЗУН

Фронтальный

Знать:

-что такое классическая музыка, опера, балет;

-историческое прошлое своей Родины;

- что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах  различных искусств;

- имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин,  Б.Тищенко.

Уметь:

- размышлять о музыкальных образах и способах их развития;

- узнавать изученные произведения;

- участвовать в коллективном пении;

- ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении типичных интонационных оборотов.

7а-22.10

7б-23.10

7в-20.10

7а-

7б-

7в-

9

В музыкальном театре.

 «Мой народ – американцы …».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

 -биографию  зарубежного композитора Дж.Гершвина, его оперное искусство.

Уметь:

-размышлять о музыкальных образах и способах их развития;

-совершенствовать умения  и формулировать свое отношение  к  художественным произведениям;

 -формулировать свою точку зрения и выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям;

-  владеть своим голосом;

- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш,  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;

- узнавать изученные музыкальные произведения;

-создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

7а-29.10

7б-26.10

7в-27.10

7а-

7б-

7в-

10

«Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

-понятия: джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений;

- название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок  и их внешний вид.

Уметь:

- ориентироваться     в  музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России;

- находить сходства и различия в инструментах разных народов;        

- распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов;

- исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

7а-12.11

7б-09.11

7в-10.11

7а-

7б-

7в-

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Урок расширения знаний

Фронтальный

Знать:

- что такое классическая музыка, опера, балет.

Уметь:

 -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки,

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

-совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга;

- внимательно воспринимать информацию;

-  внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах.

7а-19.11

7б-16.11

7в-17.11

7а-

7б-

7в-

12

Образ Кармен. Образы   Хозе и Эскамильо.

Урок-беседа

Фронтальный

Знать:

- сопоставлять звучание народных и профессиональных  инструментов;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.

Уметь:

- сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия;

- узнавать музыкальные инструменты по изображениям,  

-участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.

7а-26.11

7б-23.11

7в-24.11

7а-

7б-

7в-

13

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Традиционный

Фронтальный

Знать:

 - биографию Р. К. Щедрина;  

- драматургию развития балета, понятие «транскрипция».

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- выявлять средства музыкальной выразительности;

-выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства;

- выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи и сюжета  в творчестве различных  композиторов: опера Ж.Бизе «Кармен» , балет Р.К.Щедрина - «Кармен-сюита».

7а-03.12

7б-30.11

7в-01.12

7а-

7б-

7в-

14

Сюжеты и образы духовной музыки. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

- что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений;

- драматургию музыкальных произведений  духовной музыки;

-имена русских и зарубежных композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, В.А. Моцарт и т. д.  

 Уметь:

 -по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная;

- петь под фонограмму с различным аккомпанементом;

- владеть своим голосом.

7а-10.12

7б-07.12

7в-08.12

7а-

7б-

7в-

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».

Урок расширения знаний

Фронтальный

Знать:

- что такое рок- опера.

Уметь:

-актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки;

- выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.

7а-17.12

7б-14.12

7в-15.12

7а-

7б-

7в-

16

Вечные темы. Главные образы.

Традиционный

Фронтальный

Знать:

- что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы и  новых произведений в рок-музыке.

Уметь:

- планировать свою деятельность;

- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста;

- находить нужный характер звучания;

-импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

7а-24.12

7б-21.12

7в-22.12

7а-

7б-

7в-

17

Музыка  к драматическому  спектаклю. 

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Фронтальный

Знать:

 - понятие «сюита», термин «полистилистика»;

- степень понимания роли музыки в жизни человека;

- названия изученных произведений и их авторов;

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

-  выявлять средства музыкальной выразительности;

- выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов;

-  узнавать освоенные музыкальные произведения;

- давать определения общего характера музыки;

- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- оценивать    и  соотносить    содержание   и  музыкальный язык  народного  и профессионального  музыкального  творчества  разных   стран  мира.

7а-14.01

7б-11.01

7в-12.01

7а-

7б-

7в-

18

Музыкальная  драматургия- развитие   музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний  

Фронтальный

Знать: 

- что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки.

Уметь: 

-высказывать личностное отношение к произведениям;

- выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.

7а-21.01

7б-18.01

7в-19.01

7а-

7б-

7в-

19

Два направления музыкальной культуры. 

Духовная музыка. Светская музыка.

Комбинирован-

ный

Фронтальный

Знать: 

- что у музыки есть свойство - без слов передавать  чувства, мысли, характер  человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь.

Уметь: 

-сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку

(русская - зарубежная, вокальная – инструментальная,светская-духовная, исполнительские составы, особенности оркестровки и  хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение  музыки);

- по звучавшему фрагменту  определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова  для передачи настроения;

- выявлять  особенности  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.

7а-28.01

7б-25.01

7в-26.01

7а-

7б-

7в-

20

Камерная инструментальная музыка. 

Традиционный

Фронтальный

Знать:

-понятие «этюд», «транскрипция»;  

-особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки;

-знать имена композиторов Ф. Шопен, Ф.Лист, Ф. Бузони.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- понимать особенности развития музыки в камерных жанрах;

- осмысливать некоторые черты,  свойственные музыке эпохи романтизма.

7а-04.02

7б-01.02

7в-02.02

7а-

7б-

7в-

21

Этюд. Транскрипция.

Урок расширения знаний

Фронтальный

Знать:

- что интонация – источник элементов музыкальной речи, как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей;

-особенности   колыбельной музыки, вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение);

 -обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Уметь:

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

- выявлять различные образы: портреты персонажей можно передать с помощью музыки;

-понимать сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

7а-11.02

7б-08.02

7в-09.02

7а-

7б-

7в-

22

Циклические формы инструментальной музыки. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный

Знать:

-углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.

Уметь:

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и  выразительные;        

- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

7а-18.02

7б-15.02

7в-16.02

7а-

7б-

7в-

23

«Кончерто гроссо». «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Традиционный урок.

Фронтальный

Знать:

-обобщение представлений об особенностях  формы инструментального концерта;

- освоение характерных черт стиля композиторов;

- закрепление  представлений  о полистилистике,  характерной для современной музыки.

Уметь:

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

- передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

7а-25.02

7б-22.02

7в-23.02

7а-

7б-

7в-

24

Соната.

Сообщение и усвоение новых знаний

Фронтальный

Знать:

-углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната.

 Уметь:

- определять названия произведений и их авторов.

7а-05.03

7б-29.02

7в-29.02

7а-

7б-

7в-

25

Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена.

Соната №2

С. Прокофьева.

Соната №11 В.А.Моцарта.

Урок-беседа

Фронтальный

Знать:

- названия произведений и их авторов.

Уметь:

- внимательно слушать, определять характер музыки  и передавать ее настроение;

- описывать образ русских воинов, сопереживать  музыкальному образу

7а-12.03

7б-07.03

7в-08.03

7а-

7б-

7в-

26

Симфоническая музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний

Фронтальный

Знать:

-углублённое знакомство с музыкальным жанром – симфонией;

-строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека;

-творчество великих композиторов;

- мир музыкальных образов симфонической музыки;

 - понимание сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов  и представление о жанре симфонии как романе в звуках.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку;

-  определять характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

7а-19.03

7б-14.03

7в-15.03

7а-

7б-

7в-

27

Симфония № 103

(«С тремоло литавр»)

 Й. Гайдна.

Симфония № 40

В. Моцарта.

Комбинирован-

ный

Групповой

Знать:

-знакомство с симфоническим творчеством Й. Гайдна, В.Моцарта.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку;

- определять характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

7а-07.04

7б-04.04

7в-05.04

7а-

7б-

7в-

28

Симфония №1

«Классическая»

С. Прокофьева.

Симфония №5 Л.Бетховена.

Комбинирован-

ный

Групповой

Знать:

 -знакомство с симфоническим творчеством С.Прокофьева, Л.Бетховена.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку;

-  определять характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

7а-14.04

7б-11.04

7в-12.04

7а-

7б-

7в-

29

Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1

 В. Калинникова. Картинная галерея.

Комбинирован-

ный

Групповой

Знать:

- знакомство с симфоническим творчеством Ф.Шуберта, В. Калинникова.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку;

-  определять характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

7а-21.04

7б-18.04

7в-19.04

7а-

7б-

7в-

30

Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

Комбинирован-ный

Групповой

Знать:

-знакомство с симфоническим творчеством П.Чайковского, Д.Шостаковича.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку,определяя характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

7а-28.04

7б-25.04

7в-26.04

7а-

7б-

7в-

31

Симфоническая картина «Празднества»

К. Дебюсси.

Урок-лекция

Групповой

Знать:

-знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси;

-живописность музыкальных образов симфонической картины.

 Уметь:

- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш;

 - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- через различные формы деятельности  систематизировать словарный запас детей;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

7а-05.05

7б-02.05

7в-03.05

7а-

7б-

7в-

32

Инструментальный концерт.

Комбинирован-

ный

Фронтальный

Знать:

-историю создания жанра- инструментальный концерт;

-понятие трехчастная форма.

Уметь:

- вслушиваться  в звучащую музыку и определять характер произведения;

- выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения;

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

7а-12.05

7б-09.05

7в-10.05

7а-

7б-

7в-

33

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный

Знать:

- понравившееся  произведения, дать его характеристику.

Уметь:

- сопоставлять,  сравнивать, различные жанры музыки;

- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;

сольной, хоровой, оркестровой);

- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;

- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.

7а-19.05

7б-16.05

7в-17.05

7а-

7б-

7в-

34

Музыка народов мира. 

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

Урок-викторина

Фронтальный

Знать:

-знакомство  с известными исполнителями музыки народной традиции.

Уметь:

-систематизировать жизненно- музыкальный опыт на основе восприятия  и исполнения обработок мелодий разных народов;

- обобщать представления о выразительных возможностях  в современной музыкальной культуре.

7а-26.05

7б-23.05

7в-24.05

7а-

7б-

7в-

35

Исследовательский проект.

Пусть музыка звучит!

Комбинирован-

ный

Индивидуальный

Знать:

Уметь:

- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, через различные формы деятельности  систематизировать словарный запас детей;

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

7а-28.05

7б-30.05

7в-31.05

7а-

7б-

7в-



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Данная  рабочая  программа по предмету «Музыка» для 7 класса  разработана на основе нормативных документов:

     - Авторская программа «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д.   Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 года  в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

   - Приказ МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

     - Учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2015 - 2016 учебный год.

   - Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

      -   Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан Российской Федерации;

   -    Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31».

     Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по музыке, предполагающее реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования, ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

     Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

     Рабочая программа составлена с учетом национально-регионального компонента. Материалы регионального компонента включены в уроки соответствующих разделов учебной программы по предмету. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние, учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей как воспитание патриотизма  и гражданской ответственности.

Рабочая программа рассчитана на 35ч., из расчета 1ч. в неделю, что соответствует федеральному базисному учебному плану для основного общего образования на базовом уровне, региональному базисному учебному плану, годовому количеству учебных часов по учебному плану МБОУ «СОШ №31» на текущий учебный год.

            Логику последовательного распределения тем диктует учет психолого-педагогических особенностей учащихся. В параллели 7-х классов –  высокий уровень мотивации к изучению музыки, поэтому планируется использование дополнительного материала на уроках.  

  Изучение музыки в 7 – х  классах  направлено на достижение следующих целей:    

 - развитие творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия музыкальных произведений;

- освоение знаний о музыке как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира.

Содержание учебной программы:

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки» 16 часов.

Урок  1.  Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)    

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

Урок 9- 10.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

       

 Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора ».(1ч)

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

 Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.

или его сюжетных линий.

Тема  II  полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки -  19 часов

     Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

     Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». (1ч)

           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (2ч)

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок  22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. Соната.  Л.В.Бетховен  « Соната №8»,  В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

 Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.   

           

 Урок  26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича» - (5ч)

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей

симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».   (2ч).

 Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Распределение часов

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Особенности  драматургии сценической музыки.

16

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2

3

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

5

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2

7

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

2

10

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

2

12

13

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

1

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

2

16

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

19

17

Музыка  к драматическому  спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

2

18

Музыкальная  драматургия - развитие   музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2

19

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2

21

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

2

23

24

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.

2

25

26

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

НРК. Симфонии татарских композиторов-классиков

5

27

28

29

30

31

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

33

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1

34

 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.

«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

2

35

Итого

35

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов:

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

•        понимать роль музыки в жизни человека;

•        совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

•        эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

•        понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

•        иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

•        знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи¬мые их произведения и интерпретации;

•        исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

•        творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, и импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

•        использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

•        проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

•        выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

•        иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

•        совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2011г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2011г
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2011 г.
  • учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс...

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочие программы по музыке 5,6, 8 класс «Школа России», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Рабочие  программы учебного предмета «Музыка» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству  (далее &nd...

Аннотация к рабочей программе по музыке Критская 5-7 класс

Программа музыки для 5-7 класса направлена на формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, что наиболее полно отражает заинтересованность соврем...