Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
статья по музыке по теме

Ожегова Ирина Владимировна
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В мировой практике существует множество определений понятий «здоровье» - это «… правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: « состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей его средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую оболочку, но и социальную категорию, т.е. здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_muzyki.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Знать, как действовать – половина дела,

Другая половина – знать, когда совершать

действие.

Иван Ефремов

Там, где техника бессильна, всесильна

психология.

Генри Каттнер

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

В мировой практике существует множество определений понятий «здоровье» - это «… правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: « состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей его средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую оболочку, но и социальную категорию, т.е.  здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

В Древней Руси профессиональных учителей не было, а роль воспитателя возлагалась на родителей,  в первую очередь на мать. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Через поэзию пестования (колыбельные песни, частушки, потешки и   т. д.) происходило воспитание эстетических и нравственных чувств у ребёнка с первых дней его жизни, что считалось важным для его  дальнейшего развития. Благодаря былинам, формировался образ русского богатыря. Эпос, воспевавший богатырскую силу и физическую мощь, был не только исторической памятью, умом народа, но и сводом нравственных правил.  На одном уровне с былинами в народной поэзии состояли и духовные стихи – это результат эстетического освоения идей христианского вероучения. Воспитательную функцию выполняла и народная песня, передающая всё богатство человеческих ценностей: печаль, радость, любовь и дружбу, верность и т.д.

Работа над преобразованием воспитания  в профессиональную деятельность в России началась со второй половины 18 века. В это время отмечалось что, «первой и главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование

тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет ещё места».               Проблема формирования здоровой личности в педагогике рассматривается давно, но лишь сегодня, обретая реальные черты, становится новой отраслью педагогической науки.

Процесс формирования здоровья учащихся объединяет всё, что способствует выполнению учебных, познавательных, общественных функций человека в оптимальных для здоровья  условиях.

Деятельность учителей-предметников в оздоровительной работе с учащимися не подменяет методы учителя физкультуры. Она носит просветительский характер, пропагандирует здоровый образ жизни, убеждает, что для сохранения здоровья необходимо поддерживать организм в оптимальном состоянии.

В первую очередь -   проведение здоровьесберегающих минуток – это обязательный компонент школьного урока.  Использование физкультминуток позволяет   оставшееся время урока использовать гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Они становятся более активными, внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят размять им своё тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только   часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование таких минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья учеников не на словах, а на деле.

Для проведения таких минуток  можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета и т.д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных  разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их исполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Сопровождение упражнений хорошей музыкой, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнения, позволит превратить 5-10 минутный перерыв на уроке в весёлую и увлекательную игру.

Главная цель игровой переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

На  своих уроках музыки я использую различные оздоровительные минутки:

  • Самомассаж биологически активных точек   для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Это отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и других жизненно важных органов.

  • Дыхательная гимнастика. «Задуть свечу», « Сдуть с руки, мелко нарезанные бумажки»- в этом упражнении можно устроить соревнование, кто дальше сдует. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребёнок сделал вдох и выдох.

  • Понюхать надушенный платочек.  На вдох понюхать платочек , на выдох произнести одно слово « хорошо». Произношение должно быть спокойное , медленное по слогам. Потом на выдох произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет». Для разнообразия можно дать понюхать яблоко апельсин грушу  и т.д.

  • Игровые упражнения по снятию тонуса. 1. Помахать руками, как птицы крыльями, как бабочка крылышками, над головой, как при прощании.

2. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

    3. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при встряхивании брызг воды.

  • Пальчиковая гимнастика: Для развития движений кистей и пальцев рук.           « Бабочка» - собрать в кулак пальцы. Поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – « трепетание пальцев» упражнение выполнять 10- 15 секунд.
  • Молчаливые стихи:  Предложить детям бесшумно «произнести пальцами» стихи (по  выбору учителя). Вместе с учителем дети придумывают движения для кисти и пальцев. Затем учитель читает стихи, а все дети «произносят» текст пальцами и кистью.

Какими правилами необходимо руководствоваться для организации игровых двигательных переменок в школе?

  • В игровых двигательных переменках участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет.
  • Игровые двигательные переменки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы по  физической культуре.
  • Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети (учителя и родители).
  • Упражнения не требуют большой подготовки и  материальных затрат на подручные средства.
  • Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся. Очень здорово, если в качестве музыкального сопровождения выбирается музыка народов мира и страны, в которой растёт ребёнок.
  • Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку, во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагогических тренингов.                    

Структура проведения игровой двигательной переменки.

  1. Все виды  игровых двигательных переменок  должны быть построены по типу заданий от «простого к сложному».
  2. В ходе игровой минутки, которую учитель организует с классом, ребята в состоянии понять, выполнить и повторить одно задание, представленное учителем.
  3. На последующих переменках ребята сами могут повторить полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.
  4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.

Литература
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,2004г.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г.
Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г.

ГООАУ санаторная школа – интернат№2

                                                  Ожегова Ирина Владимировна        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...