Главные вкладки

    Статья по музыке по теме:
    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

    Ожегова Ирина Владимировна
    Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В мировой практике существует множество определений понятий «здоровье» - это «… правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: « состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей его средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую оболочку, но и социальную категорию, т.е. здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_muzyki.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

    Знать, как действовать – половина дела,

    Другая половина – знать, когда совершать

    действие.

    Иван Ефремов

    Там, где техника бессильна, всесильна

    психология.

    Генри Каттнер

    Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

    В мировой практике существует множество определений понятий «здоровье» - это «… правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: « состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей его средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую оболочку, но и социальную категорию, т.е.  здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

    Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

    В Древней Руси профессиональных учителей не было, а роль воспитателя возлагалась на родителей,  в первую очередь на мать. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Через поэзию пестования (колыбельные песни, частушки, потешки и   т. д.) происходило воспитание эстетических и нравственных чувств у ребёнка с первых дней его жизни, что считалось важным для его  дальнейшего развития. Благодаря былинам, формировался образ русского богатыря. Эпос, воспевавший богатырскую силу и физическую мощь, был не только исторической памятью, умом народа, но и сводом нравственных правил.  На одном уровне с былинами в народной поэзии состояли и духовные стихи – это результат эстетического освоения идей христианского вероучения. Воспитательную функцию выполняла и народная песня, передающая всё богатство человеческих ценностей: печаль, радость, любовь и дружбу, верность и т.д.

    Работа над преобразованием воспитания  в профессиональную деятельность в России началась со второй половины 18 века. В это время отмечалось что, «первой и главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование

    тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет ещё места».               Проблема формирования здоровой личности в педагогике рассматривается давно, но лишь сегодня, обретая реальные черты, становится новой отраслью педагогической науки.

    Процесс формирования здоровья учащихся объединяет всё, что способствует выполнению учебных, познавательных, общественных функций человека в оптимальных для здоровья  условиях.

    Деятельность учителей-предметников в оздоровительной работе с учащимися не подменяет методы учителя физкультуры. Она носит просветительский характер, пропагандирует здоровый образ жизни, убеждает, что для сохранения здоровья необходимо поддерживать организм в оптимальном состоянии.

    В первую очередь -   проведение здоровьесберегающих минуток – это обязательный компонент школьного урока.  Использование физкультминуток позволяет   оставшееся время урока использовать гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Они становятся более активными, внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят размять им своё тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только   часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование таких минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья учеников не на словах, а на деле.

    Для проведения таких минуток  можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета и т.д.

    Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных  разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их исполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

    Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

    Сопровождение упражнений хорошей музыкой, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнения, позволит превратить 5-10 минутный перерыв на уроке в весёлую и увлекательную игру.

    Главная цель игровой переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

    На  своих уроках музыки я использую различные оздоровительные минутки:

    • Самомассаж биологически активных точек   для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Это отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и других жизненно важных органов.

    • Дыхательная гимнастика. «Задуть свечу», « Сдуть с руки, мелко нарезанные бумажки»- в этом упражнении можно устроить соревнование, кто дальше сдует. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребёнок сделал вдох и выдох.

    • Понюхать надушенный платочек.  На вдох понюхать платочек , на выдох произнести одно слово « хорошо». Произношение должно быть спокойное , медленное по слогам. Потом на выдох произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет». Для разнообразия можно дать понюхать яблоко апельсин грушу  и т.д.

    • Игровые упражнения по снятию тонуса. 1. Помахать руками, как птицы крыльями, как бабочка крылышками, над головой, как при прощании.

    2. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

        3. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при встряхивании брызг воды.

    • Пальчиковая гимнастика: Для развития движений кистей и пальцев рук.           « Бабочка» - собрать в кулак пальцы. Поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – « трепетание пальцев» упражнение выполнять 10- 15 секунд.
    • Молчаливые стихи:  Предложить детям бесшумно «произнести пальцами» стихи (по  выбору учителя). Вместе с учителем дети придумывают движения для кисти и пальцев. Затем учитель читает стихи, а все дети «произносят» текст пальцами и кистью.

    Какими правилами необходимо руководствоваться для организации игровых двигательных переменок в школе?

    • В игровых двигательных переменках участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет.
    • Игровые двигательные переменки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы по  физической культуре.
    • Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети (учителя и родители).
    • Упражнения не требуют большой подготовки и  материальных затрат на подручные средства.
    • Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся. Очень здорово, если в качестве музыкального сопровождения выбирается музыка народов мира и страны, в которой растёт ребёнок.
    • Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку, во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагогических тренингов.                    

    Структура проведения игровой двигательной переменки.

    1. Все виды  игровых двигательных переменок  должны быть построены по типу заданий от «простого к сложному».
    2. В ходе игровой минутки, которую учитель организует с классом, ребята в состоянии понять, выполнить и повторить одно задание, представленное учителем.
    3. На последующих переменках ребята сами могут повторить полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.
    4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.

    Литература
    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,2004г.
    Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г.
    Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
    Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
    Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г.

    ГООАУ санаторная школа – интернат№2

                                                      Ожегова Ирина Владимировна        Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

    Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

    Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

    Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

    Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

    В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

    курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

    Хоровое пение - один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

    «Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

    «Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....