Урок музыки в 3 классе
презентация к уроку по музыке по теме

Родионова Светлана Григорьевна

Урок был проведён по программе «Музыка». Содержание программы включает образное и тематическое единство при интеграции различных видов искусства, что я на уроке и использовала.

 Подход к теме урока через рассказ о возникновении первых мелодий, стихотворения-презентации «О чём нам может рассказать музыка?», поэтические строки о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_3_klasse.doc79.5 КБ
Office presentation icon vesna-eto_poet_khudozhnik_i_kompozitor.ppt2.96 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе

                         Тема: «Весна поэт, художник, композитор» 

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Структура: Традиционная

Цель: Формирование умения выделять общее и особенное между музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: изо, поэзии.

Проследить взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа весны.

Задачи:

Обучающие: 1) Дать представление о разных видах искусства: изо, поэзии и музыки, и их взаимосвязи.

2) Формировать умения слушать, слышать и анализировать  муз.произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

3) Совершенствовать уровень исполнения песен, закрепление навыков правильного звукообразования, свободного  и  ровного пения.

Развивающие:  1) Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

2) Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, муз.память и слух.

3) Отработка вокально-хоровых навыков

4) Развивать творческий потенциал учащихся

Воспитательные: 1) Воспитывать эмоциональное отношение к музыке и к миру в целом.

2) Воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

МЕТОД:  Объяснительно-иллюстративный в сочетании с частично-поисковым, что обеспечило возможность для оптимизации активности учащихся.

Используемые приёмы:  - фронтальная беседа

                                           - проблемные вопросы

                                           - творческие задания

Оборудование: магнитофон, использование компьютерных технологий: презентации в программе  Power Point.

слайд

слайд

СЛУШАНИЕ

П.И.Чайковский

«Апрель» из цикла «Времена года»

слайд

Слайд

Слайд

Слайд

слайд

Слайд

Распевка,  дыхательная  гимнастика

 

слайд

Песня «Весна»

Песня «Птичьи трели»

Картины И.Левитана+музыка

слайд

слайд

Итог

слайд

На наших уроках музыки мы слушаем, исполняем и говорим о музыке.

А о чём нам может рассказать музыка?

Такой урок, как музыка помогает нам знакомиться с  миром музыкальных звуков. Самые первые мелодии люди улавливали в журчании ручейка, пении птиц, шуме ветра, каплях дождя- во всём огромном мире природы.

На нашем экране мы видим замечательные слова о природе:

  • Травка зеленеет, 
    Солнышко блестит; 
    Ласточка с весною 
    В сени к нам летит.

    С нею солнце краше 
    И весна милей... 
    Прощебечь с дороги 
    Нам привет скорей!

    Дам тебе я зерен; 
    А ты песню спой 
    Что из стран далеких 
    Принесла с собой. 


- О каком времени года говорят эти поэтические строки?

( о весне)

- А о чём вы вспоминаете при слове «весна»? Что происходит в природе в это время года?  (ярко светит солнце, тает снег. тепло, бегут ручьи, появляются проталины, распускаются подснежники .)

Тема нашего урока: «Весна: поэт, художник, композитор».

Сегодня у нас необычный урок.

Сегодня на уроке мы проследим чем связаны музыка, поэзия, живопись в создании образа весны. Познакомимся с  муз. произведениями,  картинами художников, посвящёнными весне, повторим песни и прочтем стихи.

Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить весну?  То каждый из них ответит по-своему.

Давайте подарим правильный шарик с соответствующими словами

(поэту- слова, художнику- краски, композитору- музыка)

О красоте весны создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

Наверное, трудно найти на нашей планете местечко, куда весна совсем не заглядывает. Самая красивая и такая разная весна в России.

Сегодня мы послушаем произведение русского композитора П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».

Идея создать цикл «Времена года» очень давно. В Петербурге, где долгое время жил Чайковский издавался музыкальный журнал «Нувеллист»- от слова «новелла» -что значит небольшой рассказ.

Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты муз.пьес  для рояля, сочинённых Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: 12 месяцев году, 12 номеров журнала, 12 муз.пьес: январь, февраль…ит.д. Все они потом были объединены  в альбом или цикл «Времена года».

Пьеса «Апрель» носит название «Подснежник». Послушайте пьесу, определите характер, посмотрите фотоиллюстрации весеннего леса.

Какой показана весна в музыке Чайковского ? (выбрать слова)

  • (унылая, грустная, дождливая, цветущая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, , задорная, журчащая, солнечная, дружная, звонкая)

Чайковский изобразил

весну яркую, красочную, загадочную, дивную, задорную,  журчащую, солнечную, звонкую.

Только что мы познакомились с композитором, а сейчас послушаем какие стихи о весне писали поэты

Послушайте стихотворения поэтов в исполнении детей

ВЕСНА
Аполлон Майков

  • Голубенький, чистый
    Подснежник-цветок!
    А подле сквозистый,
    Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастьи ином
 

ВЕСНА 

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
 

Зима недаром злится

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке весеннем днём?

Давайте представим, что мы с вами пришли в весенний лес

Сделаем глубокий вдох через нос свежего весеннего воздуха (3 раза)

Наша руки немного озябли, надо их погреть( вдох через нос- выдох через рот на руки 3 раза)

А теперь давайте распоёмся и вспомним как же звучал этот весенний день:

- Шелестела листва   ш-ш-ш

- Пролетела муха  ж-ж-ж

- А за ней маленький комарик   з-з-з

- И опять муха  ж-ж-ж

- Тут подул лёгкий ветерок   в-в-в

- Который завывал всё сильнее   у-у-у

- И принёс нам издалека звук выстрелов охотников   кх-кх-кх

- Мы немного испугались    а-а-а

- Но тут кто-то запел песенку и мы весело вышли из леса  «Я пою- песенку свою»

На стихи поэтов композиторы писали музыку и получались песни.

Мы с вами исполним все вместе песню «Весна».

1.Я сегодня увидала,

Что на улице весна.

Мы ее так долго ждали,

А она уже пришла.

Пр.   Легкий   ветер заиграл в волосах

        Ситец платьем закружил по двору

       И на солнышке жуки усачи

       Дружно песенку поют про весну.

      По асфальту вновь стучат каблучки

       Отвечает им в догонку капель.

       Я сегодня увидала весну

      На окошке распустилась сирень.

2. Стихли вьюги и метели ,

Позабыты холода.

Словно в старой доброй сказке

В гости к нам пришла весна

Рома, Аня, Наташа исполнят песню «Весенняя капель»

1.Что за музыка на улице слышна 
Это снова на дворе поет весна 
Птичьи трели засвистели 
И капели зазвенели 
Светлой музыкой вся улица полна. 

ПР. Открывайте шире двери 
Просыпайтесь птицы, звери 
Отступила злая зимушка зима 
Позабыли мы про стужу 
Стали нам совсем не нужны 
Холод и немая тишина 
Зимний холод и немая тишина. 

2.Что за музыку я слышу за окном 
Все растаяло что было зимним сном 
И весенним водопадом звон сосулек громко капал 
Засмеялось, зазвучало все кругом. 

3.Эта музыка как вешняя вода 
С нею нам не будет скучно никогда 
Та мелодия повсюду 
Вместе с нею петь я буду 
Эту музыку запомню навсегда.

Ребята, а для кого из вас весна –любимое время года?

Вот так и для одного   художника весна была любимым  временем года, которому он посвятил множество своих картин. И о нём я хочу рассказать вам  сказку.

Началась эта истории в 1860г, когда в одной бедной семье появился на свет очень талантливый мальчик, который любил рисовать. Но вскоре его родители умерли и он остался один-одинёшенек.  Он мечтал стать художником, а на художника нужно было учиться ох как долго и дорого.

У художника не было ни родных, ни близких, ни друзей, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой рваной одежде, а тёплой одежды вообще не имел.

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего угла, поэтому, став учеником художественного училища он часто оставался ночевать в его стенах. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож.

Трудно пришлось  художнику, но всё же он стал настоящим мастером! Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.

Все картины, которые вы видите – это работы этого художника. Его имя- Исаак Левитан.

Очень часто саму весну называют весной-красой.  Почему?

-Какие произведения искусства о весне создают поэты, художники, композиторы?

(стихи, картины, музыку)

 Сегодня  мы с вами проследили чем связаны музыка, поэзия, живопись в создании образа весны.

-Какое муз. произведение слушали?

-Какие песни исполняли?

- С работами какого художника знакомились?

Оцените свою работу на уроке ( погладить себя по голове)

Сегодня на уроке вы были просто молодцы!

Легонько похлопайте по плечу своего соседа по парте и поздравьте с отличным уроком. Каким должно быть прикосновение? ( положительным и доброжелательным)

Д/ З    спеть песни дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна: поэт, художник и Композитор Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить весну? То каждый из них ответит по-своему.

Слайд 2

поэт художник композитор слова краски музыка

Слайд 3

П.И.Чайковский

Слайд 4

ВЕСНА Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок... Последние слезы О горе былом, И первые грезы О счастье ином. Аполлон Майков

Слайд 5

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.. Федор Тютчев

Слайд 9

Какой показана весна в музыке Чайковского ? (выбрать слова) (унылая, грустная, дождливая, цветущая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, загадочная, золотая, задорная, журчащая, солнечная, дружная, звонкая)

Слайд 10

ВЕСНА Теплая Яркая Веселая Солнечная Задорная Звонкая Журчащая

Слайд 11

ВЕСНА Аполлон Майков Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок... Последние слезы О горе былом, И первые грезы О счастьи ином.

Слайд 12

«Весна» А.Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Слайд 13

Зима недаром злится Ф. Тютчев Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Слайд 14

Исаак Левитан

Слайд 15

Грачи прилетели

Слайд 16

Ранняя весна.

Слайд 17

Весна

Слайд 18

МАРТ

Слайд 19

Последний снег

Слайд 20

Большая вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...