Урок «Три чуда»из оперы Н.А.Римского-Корсакова
план-конспект урока по музыке по теме

Качкина Любовь Евгеньевна

Самоанализ урока музыки + Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkryrogo_uroka_muzyki_v_3_klasse.doc113 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока музыки в 3 классе.

      Урок музыки проходил в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы                      Н. А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» с использованием игры на детских музыкальных шумовых инструментах и арт-терапевтических упражнений.

      Тип урока - урок-сказка.

      Цель данного урока :

- развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

       Эта цель реализуется через решение следующих задач:

- развивать навыки музыкального восприятия произведения;

- обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку.

- развитие образных музыкально-слуховых представлений;

- воспитание интереса к музыке.

    Урок искусства необычный урок и методы от искусства

 - словесные (сравнения и сопереживания);

-  наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;

- метод наблюдения за музыкой;

- метод импровизации;

- метод размышления о музыке;

- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.

       На уроке использовались следующие средства обучения:

- аудио-видео материал;

- репродукции картин русских художников;

- музыкальные шумовые инструменты.

-кроссворд, как средство проверки знаний.

       При проведении урока использовались элементы следующих педагогических технологий:

- информационно-комуникационной;

- здоровьесберегающей;

- личностно-ориентированного подхода;

- проблемного обучения.

Структура урока:

  1. организационный момент был построен так, что учащиеся сразу ощутили себя на уроке музыки.
  2. основная часть урока имела следующие этапы:

- постановка проблемы решалась после прослушивания каждого фрагмента оперы

- мотивация к обучению- желание разгадать замысел композитора.

3. итогом урока стало решение кроссворда.

Организация деятельности детей на уроке была разнообразной:

- слушание музыки;

-игра на детских музыкальных шумовых инструментах;

-арт-терапевтические упражнения;

-музыкально-исполнительская деятельность;

-пластическое интонирование;

-кроссворд.

Я считаю, что задания соответствовали поставленной цели и задачам урока.

( Поскольку цель урока и тема была направлена в основном на слушание музыки и определения образов, то вокально-хоровую работу пришлось сократить до минимума.)

Мой урок был направлен на формирование творческой личности и раскрытие индивидуального подхода.

Темп выбран оптимальный, на протяжении урока у учащихся поддерживался интерес, в том числе и с помощью сменой видов деятельности, применялись приемы арт-терапевтических упражнений, исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Итог урока был проведен приемом рефлексивного обучения (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния)

Домашнее задание дано дифференцировано.

Качкина Любовь Евгеньевна. МОУ СОШ №5 г. Миллерово,Ростовская обл.

Урок музыки в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс.

Приветствие.

Прозвенел звонок, начался урок!

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

(тихо звучит тема царевны-лебедь)

Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.

-Какие образы возникли у вас?

-Легко ли они у вас возникали?

Посмотрите, какие разные у всех образы.

Художник создает образ при помощи кисти и красок.

Поэт с помощью слова.

Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.

Тема нашего урока»Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

  Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.

Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

  Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняет

     Он бежит себе в волнах

 На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

          В царство славного Салтана…

Ребята, давайте отправимся  в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как русские художники изображали море на своих картинах. (Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)

Море спокойное ----море не спокойное-----буря-------море спокойное

Шшшш---шшшш----шшшшш    пластическое интонирование

Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар

Фанфары- сигнал торжественного действия.

-какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? духовые медные инструменты.

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.

Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Чудо первое. Отгадайте какое.

    Ель растет перед дворцом,

       А под ней хрустальный дом;

 Белка там живет ручная,

                                              Да затейница какая!

                                              Белка песенки поет

                                              Да орешки все грызет,

                                              А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

                                              Ядра- чистый изумруд

                                              Слуги белку стерегут.

Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

- Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»

Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.

Разучивание игры на шумовых инструментах.

Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в огороде».

И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!»  второе чудо, .отгадайте какое?

На фоне видеофрагмента:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

 

Слушаем тему богатырей.

- как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей

-какой кит звучит?

-Какой характер мелодии?

-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?

(слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука)

По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как Александр Невский на картине художника Павла Корина (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.)

Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.

Говорят царевна есть,

        Что не можно глаз отвесть.

         Днем свет божий затмевает,

   Ночью землю освещает-

      Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

  Сладку речь то говорит,

  Будто реченька журчит.

Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)

По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам.

Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка». Поем. Вокально-хоровая работа.

Подведем итог урока.

Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке?

Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

С какими чудесами мы познакомились на уроке?

Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?

Проверь себя!

  1. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент.
  2. Большой коллектив музыкантов для совместного исполнения музыкальных произведений, бывает симфонический, бывает народный.
  3. Один из «китов» музыки, с помощью которого Римский-Корсаков изобразил  «богатырей» в опере «Сказка о царе Салтане».
  4. Автор музыкального произведения, например, Н.А.Римский-Корсаков.
  5. Автор сказки «О царе Салтане… ».
  6. Сигнал торжественного действия, который приказывает: «Слушайте! Слушайте!»

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!

        

Продолжите фразу, которую увидите перед собой:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я почувствовал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я вспомнил…

Сегодня на уроке я представил…

Сегодня на уроке я был…

Домашнее задание.

Ребята, нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы. Можно в словесной форме, можно изобразить изобразительными  средствами, т.е  нарисовать рисунки.

Звучит «В гостях у сказки» .На этом наш урок закончен. Спасибо большое, дети. До свидания.

Сказка.

1.Всем известно только в сказках,

Есть чудесная страна

Там волшебной чудо краской

Разрисованы дома

Припев:

Растет цветочек аленькой

Шумит дремучий лес

Откроет всем на свете

Он тысячу чудес

Откроет всем на свете

Он тысячу чудес

2.Перевернута страница,

Что же ждет нас впереди

Как прекрасную Жар-птицу,

Сказку ждем приди-приди!

Припев:

Растет цветочек аленькой

Шумит дремучий лес

Откроет всем на свете

Он тысячу чудес

Откроет всем на свете

Он тысячу чудес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опера Былина "Садко" Римского-Корсакова

Опера-былина «Садко» -  одно из первых значительных произведений композитора. В опере-былине , Садко, предстает перед нами, как  русский Орфей, который своим искусством покоряет природу, пок...

Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова

Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...

Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка"

1.Голоса народного творчества и природы в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».  2. 1. Ознакомить детей с музыкальным произведением Н.А. Римского-Корсакова оп...

Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"

Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"....

Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе....

Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс

Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...