«ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКА МУЗЫКИ С ЖИЗНЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
статья по музыке по теме

Шустрова  Светлана  Ивановна

В статье раскрываются функции музыки, как вида искусства. Ее воспитательное воздействие на нравственный облик молодёжи, на  мировоззрение. Говорится о необходимость творческого подхода учителя - не отгараживаться от того, что звучит за окном школы, а (по словам О.А.Апраксиной) «держать всё время руку на пульсе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_1.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                             Шустрова С. И.

                                                                                                                      

ТЕМА: «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКА МУЗЫКИ С ЖИЗНЬЮ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА»

         Д.Б. Кабалевский говорил о важности принципа связи музыки с жизнью. И самой программой по музыке этот принцип выведен в ранг первостепенного. В ранние периоды становления музыкального обучения и воспитания в школе размышления по этому вопросу вел Б.В. Асафьев, позднее -  Н.Л. Гродзенская, О.А.Апраксина и др.

        Б.В.Асафьев писал о столкновении вкусов  молодёжи и старшего поколения. Новое поколение ищет своей «правды в звуках».  Поэтому педагогу надо позаботиться о повышении уровня вкуса учащихся. В излюбленном песенном репертуаре школьников полностью отсутствует элемент художественности, через него уже вырабатываются свои мерки художественной оценки.                

        Трудной задачей, по мнению Б.В.Асафьева, является изобретение способа убеждения в художественной ценности рекомендуемого произведения. «Часто попытка  навязать учащимся музыку серьёзную, но им не понятную, ведёт к отвращению, досаде, связанным со скукой»  Педагогу нужно идти не по пути навязывания, а «по линии постепенного приучивания  и привыкания» (I).

 «Связь музыкального воспитания с жизнью следует понимать с точки зрения того, в какой  мере оно  содействует формированию большой души и возвышенных идеалов. Музыкальные интересы, вкусы, потребности  не являются чем-то обособленным от других качеств личности. Они тесно связаны с моральным обликом, с характером человека, его духовными запросами и стремлениями.» (II)

        Но важно не только выдвинуть принцип,  но и обеспечить его реализацию.

        

Д.Б.Кабалевский не только сформулировал принцип связи музыки с жизнью, но и предложил пути его реализации.

        Но жизнь не стоит на месте. И сегодня мы ищем пути , позволяющие установить более тесные, плодотворные связи музыки с жизнью. В последнее время появилось много новых явлений в музыкальной жизни, появились целые направления в области академической «серьезной»  музыки. Увеличился и поток развлекательной музыки, появились,  как самостоятельное направление: авторская (бардовская) песня, рок-музыка, поп-музыка и т.д.    

Музыка вошла в каждый дом, она    ЗВУЧИТ  по радио, на телевидении, ее слушают и взрослые и дети. Разобраться в  этом потоке очень трудно,  особенно детям.

Все ЭТИ ЯВЛЕНИЯ музыкальной жизни, которые окружают ребёнка, определённым образом  воздействуют на него. Влияние этого фактора всё более проявляется за последнее время в области «лёгкой» музыки.

Связь с жизнью на уроках музыки заключается в том, что учитель должен знать какую музыку учащиеся слушают за пределами школы и чем именно эта музыка их привлекает.

Многогранно отражая жизнь, выражая передовые идеи, высокие благородные чувства, музыка может оказать громадное воспитательное воздействие на нравственный облик молодёжи, на её мировоззрение. Здесь возникает необходимость творческого подхода учителя - не отгараживаться от того, что звучит за окном школы, а (по словам О.А.Апраксиной) «держать всё время руку на пульсе».

Педагог должен  помочь учащимся выбрать лучшее  из потока разнообразных произведений и «нетерпимо отнестись ко всяким проявлениям пошлости.» (II)

Д.Б.Кабалевский писал: «Учителю важно знать, что наиболее активно воздействует на личностное отношение школьников  нравственные качества музыки».                                

Вот почему недооценка музыкального воспитания оборачивается для школы недооценкой  нравственного воспитания.

В своей исследовательской работе мы предприняли усилие по выявлению того, насколько глубоким оказывается воздействие музыкальной среды на школьников. Поставили задачу изучить  среду, какие функции она выполняет, как её структурировать (разбить на сферы), выделить наиболее предпочитаемые «модные» направления  и выявить их влияние на школьников.  

 

                         Литература:

(I)-  Асафьев Б.В. «Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании»- Л. :Музыка,1975.-с.48,112,113,117.        .

(II)-Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе/ музыкальное воспитание в школе, в.10-М. :Музыка,1975.-с.7,8.

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 7 классе на тему «Музыка-это сама жизнь»

Урок музыки- это урок искусства. Музыка  определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. И драм...

Обзор уроков музыки. Тема: "Взаимосвязь, взаимопроникновение искусств"

Обзор уроков музыки по программе Д.Б. Кабалевского. Тема: "Взаимосвязь, взаимопроникновение искусств". Анализ учебного процесса по программе "Музыка", разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского,...

Статья "Урок музыки в жизни ребенка"

Необходимость ребенка в занятиях музыкой....

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"

Урок в музыки в пятом классе на  тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре"....