Урок по теме "Интонация"
план-конспект урока по музыке по теме

Агеева Ирина Ивановна

Урок по теме "Интонация"

Что такое интонация? Зачем она нужна? Какое имеет значение? Скороговорка, интонационная выразительность исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsiya.docx20.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Интонация

Цели: дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения.

Оборудование: грамзапись «Болтунья» С. Прокофьева.

Организация урока: вход под музыку «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», музыкальное приветствие.

Ход урока

  1. Знакомство с новой темой.

- Сегодня будем говорить об интонации. Давайте разберемся, что же это такое.

Учитель читает стихи, например, «У лукоморья дуб зеленый», то, что дети учат на уроках чтения, но читает без выражения.

- А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему? (Не соблюдались знаки препинания, невыразительно прочитано и т.д.)

Учитель читает выразительно.

- А теперь будете хлопать?

Я могу по-разному сказать слово «да».

  1. Утвердительно. Какой знак можно поставить? (Точку.)
  2. Да! (С удивлением.)

- А теперь задание вам: сказать «да» с выражением, какое я укажу.

Да? (Вопросительно)

Да!! (Восхищенно, радостно.)

Да. (Хитро.)

Да (Зло.)

Да. (Ехидно.)

Да. (Мечтательно.)

Да. (Грустно, когда получил двойку.)

Да. (Обиженно.)

Да. (Нагло, не будем это показывать, это не самое лучшее «да».)

Учитель подходит к любому ученику и обращается к нему:

- Ты что, не знаешь, где у тебя руки и ноги? (Все думают, что учитель ругает ученика. Ребенок опускает голову – виноват.)

Говорит то же самое, но с доброй интонацией. Ребенок улыбается и все понимают шутку.

Вывод:

- Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. Или «интонация». Мы говорим все интонационно осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи. (Я читала стихи с разным темпом, громкостью, ускорением, замедлением, с выделением важных слов и т.д.)

-А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? (Паузы, знаки препинания.)

- Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: «Казнить нельзя помиловать». Слуги не могли понять, что же делать? (Спросить у детей.) Видите, как от одной маленькой зависит чья-то жизнь.

Вывод: в письменной речи интонация выражается знаками препинания.

- Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает ее болтуньей. Действительно она такая, или нет?

♪ Слушание стихотворения «Болтунья» (читает учитель).

- Вовка не виноват? Почему? (Обо всем Лида говорит без остановки.) Когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь? (Скороговорка.)

- Что мы скажем о Лиде? (Тараторит, трещит.)

- А если бы мы сочинили песню, какая бы она была? (Быстрая.) Композитор С. Прокофьев написал песню «Болтунья».

♪ Слушание фрагмента песни.

Задание: поднять руку там, где Лида поет скороговоркой.

- Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? (Об интонации.)

- Что такое интонация? (Выразительность.)

- Какие интонации вы знаете? (Удивительная, восхищенная, ласковая и т.д.)

Интонация бывает и в речи, и в музыке. О музыкальной интонации мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка

После физкультминутки – вдох-выдох под длинное арпеджио.

  1. Разучивание песни.

- Какое время года вы любите больше? К нам идет зима с ее веселыми потехами, со снегом, санками, снежками, горками, коньками, а самое главное, зимними праздниками. Какими? (Рождеством, Новым годом, новогодней елкой.) Давайте готовиться к ним.

Разучивание песни Зайца и Волка на карнавале.

  1. Расскажи, Снегурочка, где была,

Расскажи-ка, милая, как дела?

За тобою бегала, Дед Мороз,

Пролила немало я горьких слез.

Припев:       А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!

                     Ну, Дед Мороз, ну, Дед Мороз,

                     Ну, Дед Мороз, погоди!

  1. Ждет моих подарочков ребятня,

И тебе достанется от меня,

Наконец  сбываются все мечты,

Лучший мой подарочек – это ты!

- Какая это музыка, и с каким выражением мы будем петь эту песню? (Музыка веселая, игривая, радостная, живая, праздничная, легкая, бойкая и т.д. У нее новогодний характер.)

Разучивание песни по куплетам.

- Сели ровненько, вспомнили правила пения:

  1. Внимательно слушай музыку;
  2. Во время пения стой или сиди прямо;
  3. Перед началом пения спокойно бери дыхание, не поднимай плечи;
  4. Не прерывай слово дыханием (а в церковном пении – цепное дыхание, можно прерывать, но так поются молитвы);
  5. При пении правильно произноси гласно и четко согласные, чтобы были понятны все слова;
  6. Старайся, чтобы твой голос звучал легко и красиво, тяни звук;
  7. Пой выразительно;
  8. Начинай и кончай песню по знаку учителя.

1 куплет – разучивание.

- Слушаем мелодию, слова, повторяем в медленном темпе, потом четко проговариваем все слова – работают мышцы лица. Исполняем песню без музыки. Показываем рукой движение мелодии. Поем, помогая себе рукой.

Исполняем песню стоя, с выражением, передаем характер песни. Исполняем песню по ролям (1-й ряд – Зайцы, 2-й, 3-й – Волки. Можно с жестами, соответствующей словам мимикой.)

  1. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какую интересную тему мы начали проходить с вами? (Интонация.)

- А что такое интонация? (Выразительность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...