технологическая карта урока
методическая разработка по музыке по теме

Казакова Елена Георгиевна

Как правильно составить технологическую карту урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС

Автор разработки:

Предмет

Музыка

Класс

3 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

по программе Сергеева, Критская, усиленная программой по изучению русского музыкального фольклора

Тема урока

Народные праздники русской зимы

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Цель урока

формировать понятие о жанрах р.н. песни          

Задачи урока:

- Включить учащихся в учебную деятельность.
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

- актуализировать учебное содержание, необходимое и  
  достаточное  для восприятия нового материала.

- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
- зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

- Организовать выполнение самостоятельной работы.

-повторить учебное содержание.

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и написать тему урока

Методы организации учебной деятельности

-метод  идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-словесное рисование;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Используемые технологии

Технология  деятельностного метода

                                                                                    Технологическая карта урока

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа: 

- Включить учащихся в учебную деятельность.
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные  учебные действия

Дети поют песню, входят в класс.

Как вы думаете, почему мы урок начали этой песней?

Вы сегодня вошли в класс с песней, так в старину, в праздник заходили в дом, славили зиму и хозяев.

Как в песне приветствует русский народ приход зимы?      

(показ 1 слайда)

Дети входят под р.н. п. Здравствуй, гостья зима!

Д:-Наступила зима и мы все рады ее приходу.

Д:Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам!

Личностные: 

 - самоопределение

 

 

Коммуникативные: 

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и  
  достаточное  для восприятия нового материала.

А кто скажет дату начала зимы по земледельческому календарю?

4 декабря. Этот день на Руси издавна назывался Введением. Русская православная церковь празднует в этот день Введение во храм Богородицы(показ 2 слайда)

Народ же сохранил в названии дня только первое слово, связывая его с вхождением в свои права зимы.

«Введение пришло – зиму привело» - говаривали на Руси,

«До Введения если снег выпадет, обязательно растает»

«Сердита мамка, да прикрыла деток, до красна дня пуховым одеялом»

Встречали зиму песнями, играми, частушками, ярмарками.

Мы споем песню, которую разучили на прошлом уроке

Сегодня мы попробуем инсценировать эту песню

Кто будет играть роль Вани?

А кто будет играть роль девочек?

Остальные будут озвучивать эти роли

3)зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

А сейчас мы от ребят, которые заранее получили задание, узнаем, как еще встречали зиму.

(показ слайдов «зимние пейзажи»)

Задача этапа:

- Организовать выполнение самостоятельной работы

4)Самостоятельная работа

У: У взрослых торг на ярмарке, а дети чем были заняты?

У: В одну из таких игр мы сейчас поиграем.

У: Понравились вам песни, игры, частушки?

5)Включение в систему знаний и повторение.

У: Какие жанры р. н. п. прозвучали?

У: С каким зимним праздником мы сегодня познакомились?

У: Как встречали этот праздник на Руси?

У: Тема зимы находит свое отражение в музыке композиторов всех времен, (звучит музыка, на экране появляются один за другим портреты композиторов, сопровождаемые музыкальными фрагментами).

Это замечательное время года – зима, наступление которого народ отме6чал. Так весело и красочно, конечно не мог оставить равнодушными композиторов разных стран, но каждый композитор видел зиму по своему.

Показ слайда

 Какой видел зиму итальянский композитор Антонио Вивальди?

Какая зима в музыке Чайковского?

Показ слайда

Сравним эти произведения с романсом советского композитора Георгия Свиридова. Показ слайда

У: А как вы думаете. Что объединяет музыку народную с музыкой композиторов-классиков, что общего вы почувствовали?

У: Современные композиторы-песенники, черпающие свое вдохновение в русском фольклоре, создают песни, которые пользуются особой любовью в народе. Мы споем песню «Кабы не было зимы»

Слайд с песней

6)Рефлексия.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

У: давайте оценим свою работу и работу класса

У: а теперь придумаем название нашему уроку. Возьмите снежинки на столах, напишите тему урока и приклейте снежинку там. Где должна быть тема урока.

У: На этом наш урок закончен. Спасибо всем!

 

Затрудняются ответить

Дети поют, идет работа над песней

Играют и поют

Исполняется еще раз песня с инсценированием  «Как на тоненький ледок»

Настя: С начала зимы русский народ жил ожиданием праздников, которыми богат декабрь. И поэтому всегда стремились узнать, какая погода выпадет на праздничное время. «Во Введение морозы – все праздники морозы, тепло- теплые». А самом декабре поговаривали  так: «Декабрь и замостит, загвоздит, и саням ход даст». «Декабрь стужайло – на всю зиму землю студит». «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет».

Лена: «Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля-это к урожаю»

«Коли  в декабре снег привалит вплотную к заборам,  плохое лето будет»,

Показ слайда «Забор»

На Введение делались пробные выезды на санях.

Слайд «Одиночные сани в лесу»

Сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными лентами, дорожками

Слайд « Сани с лентами»

Яша : На Введение самым любимым развлечением было катание с гор.

Слайд  Кустодиев «Катание с гор»

По накатанному лотку втаскивали веревками высокие сани с бархатными скамейками – дилижансами.

Катильщики, статные молодцы, стоя на коньках сзади дилижанса, вели сани с гор. Мелькают елки, разноцветные  стеклянные шары на проводках, белые ленты снега. Катильщик тормозит коньками, летит снеговая пыль. Право первым прокатиться на санях предоставляли тем, кто отгадает загадку, самым бойким и смекалистым.

Яша загадывает загадки, раздает жетоны

Два волка бегут, оба  в небо глядят.

(полозья)

Побегушки бегут, поползушки ползут.

(лошадь,  сани)

Жили три брата, один любит зиму, другой – лето, а третьему все равно

(сани, телега, мужик)

-Ваня  выиграл, если бы это было тогда, Ваня был бы лучшим санщиком.

Кирилл: А кто с загадками справлялся. То и частушки пел.

И так Ваня поет частушки, кто хочет помочь Ване.

(исполняются частушки)

Кирилл: На  Введение открывались Введенские ярмарки, торги. Традиционно на ярмарке устраивали продажу саней. Ярмарочная площадь заполнялась огромным количеством всевозможных саней: одиночные, парные, троичные, обыкновенные, будничные, праздничные, расписные, украшенные затейливой резьбой.

Слайды с санями

Продавец-санник расхваливал свой товар. А как это было нам поможет представить репродукция Бориса Кустодиева и Марина с Ильей

Вот они сани-самокаты, разукрашены, богаты.

Разукрашены, зазолочены, сафьяном оторочены.

Пошло-поехало, ходом, бродом,

В труски-скачки, вдогонку-перегонку.

А кто успел, первый сорт поддел.

Кирилл: Всяк на ярмарке свой товар нахваливал и непросто товар. А труд всего года.

Д:Играли

Кирилл: Чичары, чичары, собирайтесь гончары. По кусту по насту. По лебедю горазду.

-Почем горшок?

-По денежке.

-А он не с трещенкой?

-Попробуй.

-Крепкий? Давай сговор!

Д: да

Д: Песня, песня-игра, частушка.

Д: Введение

Д: Проводили ярмарки, катание с гор, игры, гуляния.

Спасибо ребятам за интересный рассказ игру.

Исполнение песни

Дети на отведенных специально листочках оценивают себя и класс

Дети приклеивают снежинки с ответами

Познавательные: 

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

 

Коммуникативные: 

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

- Организовать выполнение самостоятельной работы.

Познавательные: 

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные: 

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: 

-Планирование сотрудничества со сверстниками

Познавательные: 

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

- зафиксировать изученное учебное

повторить учебное содержание

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения .

Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

-Почему вы не можете ответить?

( Потому что мы не знаем и  не изучали  на уроке.)

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.

 Задача этапа: 

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит  развитие,  и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

Какую цель мы должны поставить?

Значит какая тема нашего урока?

Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)

Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна

Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.

Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда  Грига.

 Познакомьтесь, композитор  Э. Григ.

Слайд    . (портрет + И.Ф. и годы жизни.)

       

Э. Григ родился и жил  на севере, в Норвегии. Эта страна находится  у Северного моря. В ней много морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

                         Слайды о Норвегии. №.

      Э. Григ сочил музыку к  драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно.

Музыка  рассказывает историю о юноше, который покинул родной  дом и  отправился путешествовать в дальние страны в поисках  счастья.

Звали его - Пер, фамилия  - Гюнт.

Было ему тогда всего лишь 20 лет.

       Во время путешествия он попадал в разные страны:

Слайд     : В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

- Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

 -У гномов такая музыка может быть? Вспомните  м/ф «Белоснежка».

- А у нас музыка добрая?

- А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет.

Правильно, Пер попал в пещеру горного короля,  к злым существам, в подземное царство троллей.

 Музыка так и называется «В пещере горного короля».

                                   Слайд   .

Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.

                      Слайд №.   ДИНАМИКА

- Что такое динамика?

То есть звуки могут звучать громко или тихо.

Какая динамика была в этом произведении?

- Если изменяется динамика, что происходит?

Посмотрите на экран, прочитайте глазками.

                 Слайд №    (динамическое развитие).

Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении?    Как он изменялся?

- А если изменяется темп, то происходит развитие.

- как называется такое развитие?

      Посмотрите на экран. Прочитай, пожалуйста.

                           Слайд №   (темповое развитие).

А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке?

О чём рассказывает композитор?

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

- Как музыка звучала?  

Тролли стали постепенно подкрадываться к Перу

-Как в музыке это показано?  

 Когда тролли подкрались к Перу, то  увидели что это человек и обрадовались.

Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете.

 

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный).

  - Как изменилась  музыка?  

     

Вот видите, как много нам музыка рассказала.

-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

- Какое?

 Обратите внимание на экран, прочитайте про себя: (динамическое  развитие и темповое).

Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки.

Развитие музыки.

Слушают

Нет  (гномы веселые, добрые).

Злая.

Пер попал в пещеру горного короля.

ДИНАМИКА

Сила звука.

Ответы.

(динамическое развитие).

Ответы изменился темп (в начале медленный, а потом постепенно ускоряется и становится быстрым)

(темповое развитие). 

(настороженно, тихо,   таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

(музыка стала звучать быстрее и громче.)

 

Веселимся, танцуем.

(если вначале настороженная, то далее…?)

           (стала очень громкая и быстрая)

развитие (динамическое  развитие и темповое).

Познавательные: 

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные: 

 -осознание ответственности за общее дело.

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

 

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

Задачи этапа: - зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.

Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

И все  время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

      Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали?

                                    Слушание музыки.

- Какое настроение у Сольвейг было?      Всегда такое? Музыка менялась?

- Какая стала?

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

 - Что изменилось в музыке?

- Когда грустила, темп был…?    

- А  когда думала о хорошем…?                

- Какое еще развитие  в музыке было?  Что изменялось?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?

Слушание музыки.

( Грустное)

Грустное, потом весёлое.

Темп

медленный.

быстрый.  

динамика  

Динамическое, темповое.

       

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.

Задача этапа:

- Организовать выполнение самостоятельной работы.

Танец «Три хлопка над головой»

Какие изменения были в музыке?  

Значит,  какое развитие?  

Темп

Темповое

Познавательные:

-доказательство

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа:

 -повторить учебное содержание.

Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню «Если с другом вышел в путь»

-Какой характер?

-Давайте, в характере исполним  песню.

Весело, радостно

исполняют

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Задача этапа:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

Какая цель нашего урока?  

Какая тема нашего урока?          

– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)

– Чему мы сегодня научились?

– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось?

– Какие виды развития?

-Спасибо за урок.  Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

-Что вам больше всего понравилось на

уроке?

-Какое у вас настроение после нашего урока?  

Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.

Оценки за урок.

Узнать с помощью чего развивается музыка?

Развитие музыки

Изменение

(Определять виды развития)

(“В пещере горного короля”)

(динамическое, темповое)

Ответы детей (всё понравилось)

Хорошее

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...