Георгий Васильевич Свиридов- великий композитор земли Русской
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Бондаренко Лилия Васильевна

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской»

Эпиграф: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа» (Г.Свиридов)

6-А класс «Лицей №3» дата проведения 24 февраля 2014

Тип урока: расширение и углубление знаний с элементами интегрирования.

Урок комбинированный

Цель урока: сформировать у учащихся понимание особенностей стиля Г.В. Свиридова на примере программного сочинения «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

Задачи:

- воспитательная – развивать интерес к русской национальной музыке, культуре, эмоциональную отзывчивость, коммуникативность

- развивающая – развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, развитие умения размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушивания музыки

- обучающая  –  научить самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию из представленных источников. Учить видеть особенности музыкального стиля и понимать разновидности музыкальных образов.  Учить различать своеобразие тембрового звучания симфонического оркестра. Познакомить с понятием музыкальной иллюстрации. Совершенствовать хоровое пение.

Методы:

- частично-поисковый,

- наглядно-иллюстративный

- репродуктивный

- метод проблемного диалога

Оборудование

- наглядные пособия: портреты Г.В. Свиридова, А.С. Пушкина, ноты пьес из сюиты

- презентация в программе Power Point

- фонохрестоматия 6 класс

- нотная хрестоматия 6 класс

Техническое оснащение

- фортепиано

- компьютер

- мультимедийный проектор

- музыкальный центр

Место урока: 2-й урок в разделе «Образы симфонической музыки»

Виды деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ музыки, пропевание музыкальных тем из пьес сюиты,  хоровое исполнение русской народной песни «Грянул внезапно гром над Москвою»

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Учащиеся 6-А класса

- владеют навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание мелодий музыкальных сочинений

- умеют определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (народные, классического репертуара, современных авторов) по характерным признакам

- имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений

- различают лирические, драматические и эпические музыкальные образы

- раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства

«В музыке Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов, - говорит В. Минин. – Его музыка для меня – как музыкальная икона. В ней всегда есть ощущение добра и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Д. Шостакович: «Нот мало, а музыки много.»

Этапы урока, время

        Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организационный момент (вступительное слово учителя)

I Подготовка к активному, сознательному усвоению нового материала. Активизация восприятия.

(4 мин)

II Углубление темы. Знакомство с «Вальсом» из сюиты «Музыкальные иллюстрации»      

Г. Свиридова

(15 мин)

III Углубление темы, знакомство с «Маршем»

(6 мин)

IV «Мозговой штурм»

(15 мин)

V Углубление темы, знакомство с «Романсом». Обобщение, рефлексия.

(5 мин)

Звучит «Тройка»

- Какая музыка прозвучала?

- Что значит «музыкальные иллюстрации»?

- Это только описание?

- «Музыкальные иллюстрации» - взгляд нашего современника на пушкинскую эпоху

- Прочитайте фрагмент из повести на странице 122 вашего учебника

- Какую бы вы написали музыку к этому фрагменту?

    Звучит «Вальс»

- Какая музыка сейчас прозвучала?

- Сколько мелодий получает своё развитие?

- Почему композитор не ограничился одной лишь мелодией?

- У вас на столах нотная запись 4-х тем «Вальса», пропойте их и сравните друг с другом

- Какие образы они характеризуют? С помощью каких выразительных средств? В какой форме написан «Вальс»?

- Что их объединяет?

- В повести Пушкина нет сцены бала, в которой мог бы прозвучать вальс. Почему Свиридов в иллюстрациях пишет «Вальс»?

- Бал – неотъемлемая часть дворянского быта, а в провинции тем более. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там зарождались первые чувства симпатии, любви.

- Можно ли «Вальс» представить только как бытовой танец? Какой образ создаёт в нём Свиридов?

- «Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы колено преклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою» - так звучат строки из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

- Какие вы знаете произведения, в которых отражаются события войны 1812 года, воспевается боевая слава русских солдат

- Давайте исполним песню «Грянул внезапно гром над Москвою»

- На странице 128 вашего учебника прочитайте, как описывал события того времени А.С. Пушкин в своей повести

- Какие строчки передают душевное состояние героев?

Звучит «Марш Г. Свиридова»

- Вы услышали «Марш» из «Музыкальных иллюстраций» Г.В. Свиридова

- Какими интонациями насыщена эта музыка?

- Что роднит музыку «Марша» и «Вальса»?

- В «Марше» и «Вальсе» передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Владимир и Бурмин, главные герои повести, были участниками Отечественной войны 1812 года.

-Какими мы их видим?

 

- Согласны ли вы с утверждением: «Г.В. Свиридов – композитор земли Русской»(особенности стиля композитора)?

- Чтобы ответить на этот вопрос мы разделимся на 4 группы: литераторы, биографы, художники, музыковеды. У каждой группы есть своё задание:

литераторы – сопоставить поэтические строки с «Музыкальными иллюстрациями»

Назвать литературные произведения в которых звучит патриотическая тема Отечественной войны 1812 года

биографы –

Найти интересные факты биографии композитора

К каким музыкальным жанрам обращается композитор в своём творчестве

художники –

Сопоставьте картины из предложенных с «Музыкальными иллюстрациями»

Нарисовать эскиз к одной из пьес иллюстраций

музыковеды 

Какие произведения написаны композитором, основные жанры.

Определить отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов(особенности стиля композитора)

- Г. Свиридов одну из пьес «Музыкальных иллюстраций» называет «Романс»

Звучит «Романс» в исполнении симфонического оркестра под управлением В.Федосеева (в видеоварианте)

- Что подтверждает ваши выводы, которые вы сделали?

- Как вы думаете, почему он называет эту пьесу «Романс»?

- Каких героев «рисует» эта пьеса?

- «Музыка Г. Свиридова – драгоценная часть нашего духовного мира… Не национальный костюм, а народный дух является его сущностью»

Звучит «Зимняя дорога»

- Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова «Тройка»

- События повести композитор как бы описывает звуками музыки

- Здесь передаётся настроение героев, их чувства, мысли

    Учащиеся читают фрагмент «Женщины, русские женщины были тогда бесподобны…»

- Торжественную, радостную, танцевальную или песенную («сочинение сочинённого»)

- Радостная, светлая, торжественная

- Это вальс, бал

- 4 мелодии. Одна из них более нежная, печальная, светлая, похожая на народную.

- На балу много людей, все разные, но у всех радость победы

Учащиеся исполняют темы

- Образы героические и лирические, образы защитников-победителей и женские образы. Характер музыки песенно-танцевальный. Форма трёхчастная. 3 темы исполняют струнно-смычковая группа и медные духовые. Движение мелодии восходящее и нисходящее («взлёты-падения»). Настроение торжественное, праздничное. 4-я тема отличается от предыдущих. Она нежная, хрупкая, её исполняют деревянные духовые (гобой, флейта.) Можно представить образ девушки и картины природы.

- Песенность, певучесть, музыка близка к народной

- Нужно создать атмосферу 19 века. В музыке отражается пушкинская эпоха

- Это не только танец, здесь мы слышим чувства радости и ликования, торжество победы, в Отечественной войне 1812 года, где героями являются главные персонажи повести Владимир и Бурмин

- Опера С. Прокофьева «Война и мир», народные песни «Солдатушки», «Грянул внезапно гром над Москвою»

Хоровое исполнение

- «Между тем война со славою была кончена…»

-«Время незабвенное! Время славы и восторга!»

- Интонации маршевые, танцевально-маршевые, и, в то же время, певучие. Характер победный, праздничный, героический

- У «Марша», как и у «Вальса» 3 части, мелодии легко запоминаются и поются, настроение торжественное, праздничное

- Мужественными, отважными.                 Г. Свиридов помогает понять героический характер героев тех лет. Мы проникаемся атмосферой того времени.

Работа в группах

Подведение итогов работы малых групп, выступление представителей каждой группы

- Композитор в своём творчестве обращается к истокам народного творчества, его музыка выражает «душу человеческую, её печаль и радость». Г.В. Свиридов – великий композитор земли Русской

- Музыка, как и в предыдущих пьесах песенного характера, мелодия протяжная, похожа на народную. Слушая её, представляешь русские пейзажи.

- Музыка похожа на песню с куплетами, каждый куплет исполняют разные инструменты (как будто песня без слов): скрипка и виолончель, гобой и флейта, труба

- Музыка поёт нежно, печально, о любви главных героев. Звучит по-разному, но тема одна

- Симфонический оркестр разнообразный, вдохновляет своей музыкой.

- Мелодия постепенно как бы расцветает, а потом затихает

- «Музыкальные иллюстрации» это картина, которую можно «представить ушами» и «прочувствовать сердцем»

Дети уходят

Эмоциональный настрой, актуализация знаний

Развитие творческих способностей, формирование понимания связи музыки и литературы, актуализация знаний: жанровые особенности вальса, тембровая окраска симфонического оркестра

Духовное развитие личности учащихся, развитие мыслительных операций, формирование познавательных УД, воспитание патриотических чувств

Проблемный вопрос, который выводит учащихся на частично-поисковую деятельность. Ученики анализируют, сопоставляют, раскрывают образный строй музыки, стилистические особенности творчества композитора

Через образы «Музыкальных иллюстраций» раскрывается и углубляется тема «Образы симфонической музыки». Развивается представление о широких связях музыки и литературы. Раскрываются возможности симфонического оркестра, выявляются особенности стиля композитора.

Оценки ученики получают в течение урока

Материалы и задания для работы биографов:

 сформулировать 2-3 важнейших факта из биографии.

Свиридов Георгий Васильевич. Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего. В 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию, занимался у Д. Д.         Шостаковича. С 1956 года жил в Москве.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий мелодизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен им используемые, обогатили мелодику.

Свиридов существенно обновил, а частично и преобразовал традиционные вокальные и вокально-симфонические жанры - ораторию, кантату, романс, хоровую песню. Он создал и собственные жанровые разновидности вокальной музыки. Умер в 1998 году.

Произведения:

 «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)

«Курские песни» (слова народные, 1964)

кантаты:

«Деревянная Русь» (слова Есенина, 1964)

«Снег идёт» (слова Пастернака, 1965)

«Весенняя кантата» (сл. Некрасова, 1972)

для оркестра:

Три танца (1951)

сюита «Время, вперёд!» (1965)

Маленький триптих (1966)

«Метель» (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974)

Музыка для камерного оркестра (1964)

концерт для фортепиано с орк.(1936);

сочинения для хора, голоса с фортепиано, романсы и песни

Задание для группы экспертов

Назовите, какие произведения написаны композитором, основные жанры

Определите отличия музыки Свиридова от музыки других русских композиторов (особенности стиля композитора)

Наши современники о композиторе

 Дирижёр Владимир Федосеев: «Можно назвать имена только трёх больших композиторов, музыку которых играли на улицах ещё при их жизни. Это – Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа»

Дирижёр Владимир Минин: «В музыке Г. Свиридова есть своя интонация. Она узнаваема с первых тактов… В ней всегда есть ощущение добра, и ещё – гигантская эмоциональная сила. Как говорил о нём Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много»

Георгий Свиридов: «Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа»

Материалы и задания для работы литераторов

Выбрать строки, наиболее точно отражающие музыкальный образ:

Н.В. Гоголь. Поэма в прозе «Мертвые души»

11 глава

 …Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вот уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…

Александр Сергеевич Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон, 
Последним счастьем упоенный, 
Москвы коленопреклоненной 
С ключами старого Кремля. 
Нет, не пошла Москва моя 
К нему с повинной головою. 


Задание для работы художников.

Сделать рисунок – иллюстрацию к музыке

Выбрать рисунок, соответствующий более всего музыке, объяснить, в чем оно соответствует музыке (в форме экспертизы «Мы провели экспертизу и заключили, что в 1 картине рассказывается о …

Во второй картине рассказывается…

Больше всего соответствует…, потому, что….»)

  1.  В. Верещагин «Конец Бородинского сражения»
  2.  Н. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»
  3.  Е. Зверев «Половодье»
  4.  Е. Зверев «Золотая осень»
  5.  В. Брагинский «Иллюстрация»
  6.  Н. Кузьмин «Пушкин в Болдино»


10 Список литературы.

Список научно-методического обеспечения.

        Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на  основе  Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).

  • «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М., Просвещение, 2004г.
  • Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
  • Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
  • Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 2011г.

Список научно-методической литературы.

  1. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  2. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  3. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  4. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  5. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  6. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  7. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука,    1998г.
  8. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  9. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  10. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  11. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  14. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  15. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  16. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  18. Детская музыкальная энциклопедия "Музыка", М., Астрель АСТ, 2003 г.
  19. Детская музыкальная энциклопедия , М., Астрель АСТ, 2002 г.
  20. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  21. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  22. Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке", М., Детская литература, 1972 г.
  23. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  24. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  25. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  26. Левашова Г.Я. "Музыка и музыканты", Ленинград, Детская литература, 1969 г.
  27. Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский композитор, 1984 г.
  28. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  29. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
  30. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  31. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  32. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  33. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  34. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  35. Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-Петербург, 2004 г.
  36. Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009
  37. Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
  38. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  39. Ткачева Е.Е. "Его величество театр" (Учебно-методический комплект),  Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
  40. Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
  41. Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
  42. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  43. Улашенко Н.Б.. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.
  44. Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
  45. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  46. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  47. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  48. Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003 г.
  49. Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
  2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
  7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
  8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
  9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
  10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164     
  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -  http://fcior.edu.ru/
  13. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  14. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  15. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
  16. Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.
  17. Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.
  18. Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.
  19. EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
  20. Авторские материалы (презентации, видео материалы) учителя музыки Яблонской Л.В.

Список компьютерного программного обеспечения

  1. Операционная система Windows 7
  2. Офисный пакет программ Microsoft Office
  3. Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader
  4. Нотный редактор Finale 2006
  5. Видеоредактор Windows Movie Maker/ Windows Life


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.

Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....

Климов Фёдор Васильевич – один из героев земли Меленковской!

Фёдор Васильевич родился 21 апреля 1913 года в деревне Коровино Меленковского района. Окончил 3 класса начальной школы в 1924 году, 2 ноября 1934 года женился. В мирное, довоенное время крестьянин-кол...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

Великий композитор Покровской земли (А.Г. Шнитке)

Великий композитор Покровской земли (А.Г. Шнитке)...

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, внеклассное мекроприятие

в рамках проекта «Утраченные святыни: судьба Александро-Невского кафедрального  собора г. Саратова»Цель:1. формирование у обучающихся духовно-ценностных ориентаций на примере жиз...

Программа по краеведению "Великие люди земли русской"

Программа по краеведению "Великие люди земли русской"...