классицизм и романтизм в музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

классицизм и романтизм в музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_7_klass.docx26.48 КБ
Файл klassitsizm_i_romantizm.pptx2.12 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

Классицизм и романтизм  в музыке

Цель урока: продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»

Задачи:

- познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие  музыкальных образов  вальсов Ф.Шопена

-изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкального стиля – классицизм, романтизм.

-развитие музыкального мышления, путём сравнивания музыкальных стилей. Развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности  при прослушивании произведения.

- воспитать и привить интерес к музыке разного стиля.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:

Уже знали

Новое узнали

вопрос

Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением

1

Полифония

Исполнение без музыкального сопровождения

1

2

A capella

Род музыки, сопровождающий строевые движения людей

2

3

Марш

Многоголосие

3

4

Монофония

Вид музыкального образа

4

5

Исторический танец

Менуэт

5

6

Эпический

Одноголосие

6

7

Танец

Светская инструментальная музыка

7

8

Романс

Светская вокальная музыка

8

9

Прелюдия

Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела

9

10

Ноктюрн

Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня

10

11

исполнительское

Светская инструментальная музыка лирического содержания

11

1-3

2-1

3-2

4-6

5-5

6-4

7-9

8-8

9-7

10-11

11-10

Мы знаем  что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…

В конце урока ответите на вопросы:

Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.

Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.

– Что вы можете сказать об услышанной музыке? Сравним его с музыкой И.Баха «Фуга».

Ответы: –  произведение строгое, героическое…..

А второе отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.

Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.

Произведения эти написаны знакомым нам композитором И.Бахоми другим немецким композитором Л.Бетховеном.

2.Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.

А где вы встречались с этим понятием СТИЛЬ?

Ответы: в одежде, например.

– А какие стили одежды вы знаете?

Ответы:– Классический, романтический, спортивный…

– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.

3. Определение понятия «Стиль».

Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.

СТИЛЬ

1.        Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.

2.        Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.

3.        Манера вести себя, говорить, одеваться

События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году.

Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строению произведения?

Ответы:

– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому.

Учитель: Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке.

5. Определение понятия «Классицизм.

Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.

Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.

Все эти черты мы услышали в музыке Бетховена.

                                                           

 Известный  советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 

Послушайте стихотворение английского поэта  Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?

О, как люблю я в ясный летний час

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, - хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз.

   Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.

   «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

    Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

   Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.  

Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства

    Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада.

    Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.

    Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность  для исполнения.

    В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

   Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и,  конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

    Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.  

(звучит «Вальс №7» си-минор)

У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?

     - Каково его построение?

(ответы детей

 У: Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?

Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

                            (Л.Озеров)

У: - Кого можно представить, слушая это произведение?

Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика.

У: - Это мужской или женский образ?

Д: - Скорее, женский.

У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.

 

Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем это произведение, и только после этого приступим к самостоятельной работе.

Словарь эстетических эмоций

Радостно                                              

Мягко

Весело

Звонко

Взволнованно

Ласково

Игриво

Трогательно

Задорно

Ярко

Поэтично

Порывисто

Нежно

Задушевно

Шутливо

Спокойно

Светло

Безмятежно

Таинственно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Чернская СОШ №1» КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ Подготовила: Дзвонковская Л.В. – учитель музыки первой квалификационной категории

Слайд 2

УЖЕ ЗНАЛИ НОВОЕ УЗНАЛИ ВОПРОСЫ

Слайд 3

1 Полифония Исполнение без музыкального сопровождения 1 2 a capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей 2 3 Марш Многоголосие 3 4 Монофония Вид музыкального образа 4 5 Исторический танец Менуэт 5 6 Эпический Одноголосие 6 7 Танец Светская инструментальная музыка 7 8 Романс Светская вокальная музыка 8 9 Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела 9 10 Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня 10 11 исполнительское Светская инструментальная музыка лирического содержания 11

Слайд 4

1 Полифония Исполнение без музыкального сопровождения 1 2 a capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей 2 3 Марш Многоголосие 3 4 Монофония Вид музыкального образа 4 5 Исторический танец Менуэт 5 6 Эпический Одноголосие 6 7 Танец Светская инструментальная музыка 7 8 Романс Светская вокальная музыка 8 9 Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела 9 10 Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня 10 11 исполнительское Светская инструментальная музыка лирического содержания 11

Слайд 5

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН 1770-1827

Слайд 6

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

Слайд 7

ИОГАНН СЕЮАСТЬЯН БАХ 1685-1750

Слайд 8

ИОГАНН СЕЮАСТЬЯН БАХ ФУГА РЕ- МИНОР

Слайд 9

1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы. 2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра. 3. Манера вести себя, говорить, одеваться СТИЛЬ

Слайд 10

настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке. Увертюра «Эгмонт»

Слайд 11

стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства. Классицизм

Слайд 12

Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен

Слайд 13

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» В.Сухомлинский

Слайд 14

Романтизм - художественное направление, сложившиеся в конце XVIII - начале XIX века, выступающее против классицизма. Романтизм стремился к изображению идеальных героев и чувств.

Слайд 15

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни. Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию общества.

Слайд 17

После Бетховена классицизм уступил место романтизму , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке Фредерик Шопен польский композитор (1810-1849)

Слайд 18

МАРИЯ ВОДЗИНЬСКАЯ

Слайд 19

Словарь эстетических эмоций Радостно Мягко Весело Звонко Взволнованно Ласково Игриво Трогательно Задорно Ярко Поэтично Нежно Порывисто Задушевно Шутливо Спокойно Светло Безмятежно Таинственно

Слайд 20

Изучая стили в музыке, мы увидели явления жизни, которые их породили. Вне исторического фона стиль существовать не может. И всегда следует помнить, чем крупнее талант композитора, тем индивидуальнее его собственный стиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по МХК «Романтизм в музыке» 11 класс

тестовые задания по МХК для 11 класса...

КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс

КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс...

Архипова Н. И. 8 кл "Классицизм и романтизм"

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Классицизм и романтизм"...

Интегрированный урок литературы и МХК на тему "От классицизма к романтизму"

На уроке обобщается и закрепляется изученный материал о литературных направлениях конца XVIII -  начала XIX веков, подводятся итоги самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»

Тема урока: « Романтизм в музыке.  Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.  М.И.Глинка»Тип урока: комбинированыйДидактическое обеспечение: мультимедийная презента...

Презентация на тему: Романтизм в музыке 11 класс

Презентация на тему: Романтизм в  музыке 11 класс....

Презентация "Романтизм в музыке"

В презентации рассказывается оромантизме в музыке и композиторах-романтиках...