Интегрированный урок литературы и МХК на тему "От классицизма к романтизму"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Старикова Тамара Леонидовна

На уроке обобщается и закрепляется изученный материал о литературных направлениях конца XVIII -  начала XIX веков, подводятся итоги самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ Направления в русской культуре 18 – начала 19 веков

Слайд 2

Нет, ты не будешь забвенно, столетье … мудро… А. Н. Радищев «Осьмнадцатое столетие»

Слайд 3

Заполните таблицу классицизм сентиментализм романтизм время возникновения черты литература живопись архитектура

Слайд 4

А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». 1773 г.

Слайд 5

И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина». А. П. Антропов «Портрет Петра Ⅲ . Эскиз».

Слайд 6

Ф. С. Рокотов «Портрет В. И. Майкова». 1765 г.

Слайд 7

Д. Г. Левицкий «Портрет М. А. Дьяковой». 1778 г. Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской». 1772 г.

Слайд 8

Классицизм в архитектуре Стрелка Васильевского острова Казанский собор

Слайд 9

Классицизм в архитектуре Зимний дворец Екатерининский дворец

Слайд 10

А. Г. Венецианов «Жнецы».

Слайд 11

А. Г. Венецианов «Крестьянка с васильками».

Слайд 12

В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной». 1797 г.

Слайд 13

Карл Брюллов «Светлана».

Слайд 14

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Слайд 15

И. К. Айвазовский «Девятый вал»

Слайд 16

О.А.Кипренский «Портрет Ев. Давыдова». 1809 г.

Слайд 17

О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина». 1827 г.

Слайд 18

Заполните таблицу классицизм сентиментализм романтизм время возникновения черты литература живопись архитектура



Предварительный просмотр:

Старикова Тамара Леонидовна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 39 г. Севастополя

Интегрированный урок литературы и МХК в 9 классе

на тему:

«От классицизма к романтизму.

         Направления в русской культуре XVIII- начала ХIX веков»

Цель: дать целостное представление развитию направлений в русской культуре XVIII- начала ХIX веков.

Задачи:

Актуализация ранее полученных знаний.

Совершенствование навыков исследовательской деятельности (при  подготовке к уроку), навыков работы с текстами разных стилей.

Отработка навыков составления устного высказывания на заданную тему.

Планируемые результаты

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение слышать и слушать друг друга.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, структурировать материал, оценивать результаты своего труда.

Предметные:  владение ключевыми понятиями темы 

Тип урока: интегрированный урок литературы и МХК.

Основной дидактический метод: репродуктивный, аналитический.

Частные методы и приемы: беседа, слово учителя, выступления учащихся, чтение цитат из литературных произведений, заполнение таблицы.

Дидактические средства: электронная презентация.

Оборудование: проектор, компьютер.

Программное обеспечение: универсальное ПО

Предварительная работа учащихся. Выполнение домашнего задания по группам: «художники» собирают материал о картинах, «архитекторы» – о зданиях, «литераторы» подбирают цитаты из произведений поэтов 18- начала 19 веков.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков/ Глав.  Ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2003.
  2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. – Т.12. Искусство. –М.: Просвещение, 1968.
  3. Громов Н.И. Методическое руководство к учебнику «Русская литература» для 8 класса. – М.,1977.
  4. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО»,2002.
  5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. и др. Литература в 9 класса. Урок за уроком. – М.:ООО «Русское слово – учебная книга»,2002.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Слайд 1. Объявление темы урока. Постановка цели

вспомним изученный материал и проследим, как основные черты классицизма, сентиментализма и романтизма проявлялись в живописи и архитектуре.  1 мин.

Слайд 2. Слова А.Н.Радищева из произведения «Осьмнадцатый век»: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье…мудро…».

Слово учителя

         Известный русский писатель А.Н.Радищев был прав, когда назвал 18 столетие мудрым. Вы знаете, что с начала этого века в России происходят огромные изменения и в социальной, и в экономической, и в политической жизни страны. Именно в начале  18 века зарождается светская литература, наблюдается небывалый расцвет культуры. В течение 18 века в искусстве возникают три направления какие?

    Задача урока  - формулируют учащиеся самостоятельно

     Слайд 3.  Таблица.

От классицизма к романтизму

классицизм

сентиментализм

романтизм

Время возникновения

Основные черты

Литература

Живопись

Архитектура

     Слово учителя.  У каждого из вас есть лист с основой таблицы, которую вы будете заполнять самостоятельно по ходу урока. Начинаем работу с заполнения первой строки: время возникновения направлений.

  1. Заполнение таблицы. Учитель задает наводящие вопросы, корректирует работу, учащиеся заполняют таблицу одновременно на листах и на интерактивной доске.

         Время возникновения направлений. Классицизм – 30-50 годы 18 века

                                                              Сентиментализм – вторая половина 18 века

                                                                       Романтизм – начало 19 века.

  1. Основные черты каждого направления нам легче вспомнить в сопоставлении.

Классицизм: а) рационализм, превосходство разума над чувствами

                      б) обращение к формам и образам античного искусства как к                классическим образцам

                      в) развитие идей гражданского долга и гуманизма.

Сентиментализм:

                      А) Превосходство чувств над разумом

                      Б) Герои – представители средних и низших классов, люди простые, незнатные

                      В) Изображение внутреннего мира человека.

Романтизм:

                     А) Необычные, исключительные, неожиданные обстоятельства, в которых действуют герои

                     Б) Герои – яркие исключительные личности

                     В) Интерес к истории, тяготение к таинственному, странному, нереальному – как признак неприятия прозаичности реальной жизни. 10 мин.

  1. Слово учителя  Далее в работу вы включаетесь по группам: художники рассказывают о картинах, архитекторы – о зданиях, построенных в 18 веке, литераторы  цитируют отрывки из произведений. Не забудьте далее заполнять таблицу.
  2. Работа с презентацией, доклады учащихся, учитель организует ответы учащихся, проводит  беседу.

     Слайд 4. Антон Павлович Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».

Учитель .Как основные черты классицизма нашли отражение в картине?

Учащийся. На картине изображена сцена из «Илиады» Гомера. Люди нарисованы на фоне античных зданий, что усиливает представление о героическом начале. Гражданское сознание Гектора, его мужество, доблесть побеждают такие личные чувства, как привязанность к семье, страх смерти, на которую он обречен. Полон внутреннего достоинства и образ его жены Андромахи. Законы классицизма проявились в строгости и четкости композиции картины, сильных контрастах света и тени. Автор ставил своей задачей укреплять в сознании зрителей идеалы патриотического служения родине, готовности ради нее к подвигу и самопожертвованию.

Учитель. А.П.Сумароков в «Эпистоле о стихотворстве» призывал следовать традициям античных писателей. Прочитайте, пожалуйста, отрывок.

   

Ученик читает отрывок.

    Взойдем на Геликон, взойдем, увидим тамо

    Творцов, которые достойны славы прямо.

    Там царствует Гомер, там Сафо, Феокрит,

    Ешил, Анакреон, Софокл и Еврипид.

    Последуем таким писателям великим.

Слайд 5. Иван Никитич Никитин. Портрет Г.И.Головкина

                Алексей Петрович Антропов. Портрет молодого царя Петра Ш.

Ученик.   На портретах двух видных исторических деятелей проявляется такая черта классицизма, как развитие идей гражданского долга. Строгость и парадность изображений канцлера Головкина и царя Петра Ш, мундиры, ордена, награды говорят о заслугах перед государством. Не ордена, не эффектный  жест полководца делают лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке.

Слайд 6-7. Классицизм в архитектуре.

Учитель. Архитекторы, вам слово.

Ученик. Основоположником русского классицизма в архитектуре был Матвей Федорович Казаков. По его проектам построены в Москве Петровский дворец, здание Дворянского собрания, здание Московского университета. А мы перенесемся в Санкт-Петербург. Могущество и стройность, величие и гармоничность, строгость пропорций можно  увидеть в таких архитектурных сооружениях, как здание Биржи на Стрелке Васильевского острова, Казанский собор.  Уравновешенность, симметрия, четкость вертикальных и горизонтальных линий, скульптурные элементы из античных сюжетов характерны для Зимнего дворца в Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском селе.

Слайд 8. А.Г.Венецианов Жнецы.

         Учитель.   К какому направлению вы могли бы отнести эту картину? Почему? Какими словами известного русского писателя 18 века ее можно озаглавить?

           К произведениям сентиментализма можно отнести картину Венецианова «Крестьянка с васильками» и портрет М.И.Лопухиной, выполненный В.Л.Боровиковским.

Слайд 11. А.Г.Венецианов. «Крестьянка с васильками».

Слайд 12. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.

Ученик. На портрете М.И.Лопухиной мечтательная поза, уединение героини

И окружающий ее пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья, и садовые цветы. Это не конкретный уголок природы, а обобщенный ее образ, как и легкая грусть девушки – не печаль по какому-то определенному поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в природе убежище от условностей светской жизни.

Слово учителя.  Рассматривая работы художников, мы замечаем, что сентиментализм  в сравнении с классицизмом меняет систему ценностей, предпочитаемых качеств, жизненных идеалов. Вместо строгости – живость и свобода позы, пейзаж, вместо ярких и определенных цветов – нежные переливы красок, вместо пышности одежд – их легкость и воздушность. Изменяется и слог поэтических произведений. Особенно это заметно в стихотворении Н.М.Карамзина «Осень»

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Странник, стоящий на холме,

 Взором унылым

 Смотрит на бледную осень,

 Томно вздыхая.

 Странник печальный, утешься!

 Вянет природа

 Только на малое время;

 Все оживится,

 Все обновится весною;

 С гордой улыбкой

 Снова природа восстанет

 В брачной одежде.

Слайд 13. К.Брюллов. «Светлана»

Слово учителя. Первым  «Светлану» создал поэт В.А.Жуковский. К какому направлению принадлежит баллада? Какие строки из этого произведения вы написали бы под картиной?

Ученик читает отрывок из баллады «Светлана».

Вот красавица одна;

   К зеркалу садится;

С тайной робостью она

   В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

   Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

   Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

   Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

   Вестник полуночи.

Вставить материал о «Мцыри»  как романтическом герое.

Слайд 15. И. К.Айвазовский «Девятый вал»

Ученик. И.К.Айвазовский – самый яркий представитель романтического направления в русской живописи. Отчетливо черты романтизма воплотились в картине «Девятый вал», воспевающей мужество и стойкость человека. Герои полотна показаны в исключительной ситуации. Пережив крушение корабля, они продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. «Своенравные порывы» моря проверяют волю людей, их любовь к жизни. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них, самая мощная, девятый вал, словно стремится похоронить терпящих бедствие людей в пучине моря. Но страшная ночь уже позади, восходит солнце. Оно вступает в союз с волей человека, преодолевающего мощь разбушевавшейся стихии. Солнечные лучи раскрасили тяжелые волны всеми цветами радуги: желтым, оранжевым, розовым. Мажорная красочная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на их спасение.

Слайд 17. О.А.Кипренский Портрет А.С.Пушкина.

Ученик. Одним из лучших портретов А.С.Пушкина считается портрет работы Кипренского. Скрещенные на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи – все это признаки романтического героя, отрешенного от окружающего мира и погруженного в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу. Пушкин выразил свое восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому, где есть такие строки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».  

  1. Выводы по теме урока.

Слово учителя.  На этом мы заканчиваем разговор о трех направлениях русской культуры 18-начала 19 веков. У вас остались незаполненными в таблице графы об архитектуре сентиментализма и романтизма. Как вы думаете, почему?

Учащиеся предполагают, что  в отличие от эпохи классицизма, черты этих направлений в архитектуре отчетливо не проявляются.

  1. Итоговый контроль. Проверка заполнения таблицы. Самооценка.

9.  Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)

Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....