Открытый урок. Знакомство с нотоносцем и скрипичным ключом
план-конспект урока по музыке по теме

Открытый урок для учащихся 2 класса, музыка

Знакомство детей с азами музыкальной грамоты: нотными знаками, нотоносцем и скрипичным ключом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou1_znakomstvo_s_notonostsem_i_skripichnym_klyuchom.doc205.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 8 «ЭКОС» г.Долгопрудного

(МБОУ школа №8 «ЭКОС»)

Открытый урок по музыке во 2 классе:

«Знакомство с нотной азбукой»

(Знакомство с нотными знаками, нотоносцем и скрипичным ключом)

Разработала:

учитель музыки

Фолифорова Елена Алексеевна

  Сентябрь 2013 г.

Конспект урока по музыке во 2 классе

ТЕМА УРОКА: Знакомство с нотными знаками, нотоносцем и скрипичным ключом

Цели:   

1. Познакомить учащихся с азами музыкальной грамоты: понятиями - нота, нотоносец, скрипичный ключ.

2. Развить внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение работать в группе, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

3. Расширить кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Образовательные:

  • Ознакомление детей с понятиями нотной грамоты;
  • Развитие умения различать ноты на письме, запомнить их названия;
  • Развить зрительную память;
  • Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Стимулировать творческие инициативы учащихся;
  • Развить коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: 

        активное слушание музыкальных фрагментов, ознакомление с музыкальными понятиями, наглядная презентация, аудиосопровождение, физкультминутка.

Музыкальный материал:

1. Вступления к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Песня «Мы в ладошечки играем»,  Г.Вихорева (песня для логоритмической игры)

3. Песня на разучивание «Есть весёлый край на свете», Г.Струве.

Оборудование (включая мультимедийное): фортепиано, доска, магниты, портрет композитора М.П.Мусоргского, задания на листочках, аудиопроигрыватель (СD MP3), ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, наглядные презентации (в Приложении).

План урока:

1. Распевка – «зарядка» для голоса.

2. Объяснение нового материала.

3. Физкультминутка.

4. Проверка усвоения нового материала

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6. Разучивание песни.

7. Подведение итогов урока, оценки деятельности учащихся.

8. Домашнее задание.

        

Ход урока

1. Распевка

        У. – Перед началом урока нам необходима голосовая зарядка. Давайте ее проведем.

        Распевка на основе мажорного трезвучия.

2. Объяснение нового материала.

        У. - Ребята, нам предстоит необычная встреча с красивой музыкой. Она расскажет нам о необычных странах, познакомит с героями и красавицами. И все это будет нарисовано только удивительной красоты звуками, которые сочинили и придумали для вас самые настоящие волшебники — композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку.

Ребята, обратите внимание: музыка — это очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому, когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем она станет нам рассказывать.

        

        Прослушивание начала вступления к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» .

        У. - Как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира. И для того, чтобы записать свою музыку, композиторы использовали необычные значки, которые называются ноты.

        Посмотрите как выглядят эти ноты. Они записываются на необычной строчке, состоящей из пяти линеек. Правда, эти пять линеек похожи на человеческую ладонь? Посмотрите на свою ладошку. На ней пять пальцев, словно на нотной строчке. Нотки пишутся на линейках, между линейками, под линейками и даже на специальных дополнительных линейках (показывает).

        Для того чтобы научиться читать книжки, нужно знать буквы, а для того чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты. В алфавите тридцать две буквы, а сколько нот в нотной азбуке?

Семь всего лишь нот на свете:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ,

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

Встали ноты по местам,

Где звучат – укажет нам

Нотоносец – нотный стан.

        А вот в самом начале этой нотной строчки нарисован еще один удивительный знак, похожий на веселого червячка, видите? Этот знак называется ключ. Такое слово вы все хорошо знаете — ведь в каждой семье есть свои ключи. Какие вы знаете ключи, что ими можно отпереть?

         

        Дети дают ответы — квартиру, ворота, дачу, машину. Есть гаечный ключ, который помогает нам что-то починить.

— А вообще-то все ключи объединяет одно - они открывают двери, в которые мы могли бы войти. Вот и музыкальный ключ открывает нам особую дверь  - дверь в мир музыки. И у него есть свое название. Он называется — скрипичный ключ. Давайте все вместе повторим хором его название.

        Идет хоровой повтор детьми названия «скрипичный ключ».

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки — знак необычный.        

В музыке его все знают — это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ всеми управляет,

Потому и ноты ключ этот уважают.

У. – Давайте еще раз повторим все вместе название знака – скрипичный ключ. После этого идет вновь прослушивание любой музыкальной пьесы, которая хорошо воспринимается детьми.

3. Физкультминутка.

        

        Проводится логоритмическая игра с иллюстрирующими движениями.

4. Проверка усвоения нового материала. Рефлексия.

        

        У.:

        – Где живут ноты?  (Ответы детей).

        – Сколько линеечек в музыкальном домике?  (Ответы детей). 

        – Сколько нот?  (Ответы детей). 

        – Каким ключиком можно открыть музыкальный домик?  (Ответы детей). 

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

        У. – Дети, подчеркните «спрятанные» в словах названия нот и напишите их на нотоносце.

                ЛИСИЦА

                ХУДОЖНИК

                ЗЕМЛЯНИКА

                АЛФАВИТ

                ОСЬМИНОГ

                СТРЕКОЗА

                СОЛЬФЕДЖИО

                БЕРЕГ

                

6. Разучивание песни.

        Проводится разучивание новой песни «Есть весёлый край на свете», муз Г.Струве: исполнение учителем на фортепиано, проговаривание текста, построчный разбор с обращением внимания на отсутствие слов на первую долю в третьей и четвертой строчках куплета.

7. Подведение итогов урока, оценки деятельности учащихся.

        У. – Дети, мы с вами на уроке познакомились с музыкальными знаками, нотами, узнали их по «именам», увидели где они живут.

        Вы были активны и заинтересованы, спасибо вам за проявленный интерес.

8. Домашнее задание.

        

        Придумайте слова, в состав которых входят названия данных нот (раздаются карточки с материалом домашних заданий)


Приложения. Наглядные презентации

Где живут ноты?

Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.
 
"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут

              
А по другому этот дом называется
"Нотный стан" и живет в нем много жителей,  живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ

Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех  нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Знакомство с текстовым редактором"

Раздел программы: Программное обеспечение информационных технологий. Основы технологии работы с  текстом в редакторе WordТема занятия: Знакомство с текстовым редакторомТип занятия: Урок изу...

Открытый урок на тему: "Работа над скрипичными штрихами в младших классах".

В данной работе приводится план открытого урока по созданию технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся и воспитанию художественно-выразительног...

Презентация "Где живёт скрипичный ключ"

Данная презентация  урока музыки "Где живёт скрипичный ключ" для 1 класса. Умная сова рассказывает детям  в каком домике живут ноты,  как по другому называется скрип...

Сценарий праздника, посвящённого Дню Музыки, "В стране скрипичного ключа"

Сценарий праздника, посвящённого Дню Музыки, «В стране скрипичного ключа» (театрализованное представление с элементами КВН).Цель: учить детей проявлять свои знания и умения в муз...

План-конспект открытого урока «Знакомство с профессией офицера танковых войск»

Методическая цель урока: Сформировать у обучающихся понимание служебной деятельности офицера-танкиста....

Открытый урок "Знакомство с правилами страны игр"

Цели: Формировать знания и представления учащихся о правилах подвижных игр, о правилах безопасного поведения на площадке при занятии физическими упражнениями; развивать быстроты двигательной реакции, ...