Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет.
методическая разработка (музыка) по теме

Сихарулидзе Тамара Владимировна

Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sikharulidze_t.docx19.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование элементов логоритмики при обучении пению

 детей 5 – 7 лет.

Сихарулидзе Т.В.

ГБОУ СОШ №2054

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Проводя набор в дошкольные группы по обучению эстрадному пению, мы заметили, что с каждым годом возрастает количество детей с логопедическими проблемами. Дети не могут контролировать свое дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. Все это влияет на восприятие и исполнение песни.

Поэтому актуальной проблемой было найти методику, которая бы в комплексе могла помочь устранять эти проблемы.

Так как основная форма занятий в студии -  групповая, а  ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,  была выбрана комплексная методика – логопедическая ритмика или логоритмика.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Система ритмического воспитания зародилась в странах Европы в начале 20 века. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз, который используя специально подобранные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Логоритмические упражнения делятся на две большие группы:

1. Упражнения, развивающие неречевые процессы.

2. Речевые упражнения.

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Двигательные задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка.

Логоритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, носит здоровьесберегающий аспект.

Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

-артикуляционная гимнастика;

-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

-развивающие игры с голосом;

-речевые зарядки;

-речевые игры и упражнения;

-ритмодекламация.

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

-«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

-обострить интонационный слух;

-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;

-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

1.Артикуляционная гимнастика помогает:

- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

- развить мимику, артикуляционную моторику;

Артикуляционная гимнастика проходит в форме сказки «Путешествие язычка».

2.Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, рассчитано не на один слог, а на несколько слов. От качества дыхания зависит характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий. Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности – к понижению.

Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.

Игры на развитие певческого дыхания: «Поиграем животиками», «Бегущие утята», «Дуем, дуем, задуваем!»,  «Собачка» и т.д.

3.Развивающие игры с голосом.

Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), «голосам» неживой природы (тикать, капать и т.д.). Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и  звуконаправленности.

4. Речевые ритмо – интонационные игры и упражнения.

Проводятся в различных голосовых регистрах. Различными тембрами и различной силой звука.

5.Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

6.Речевая зарядка.

В содержании речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация.

Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и т.д.)

Анализ исследованной литературы и педагогической практики позволяет сделать выводы о важности логоритмики в развитии вокальных навыков детей 5-7 лет.

 Предложенные игры и упражнения являются частью занятия по обучению детей пению. Они используются в 1 части занятия для «разогрева» всех мышц и подготовки голоса к исполнению песенных произведений.

Учет возрастных особенностей старшего дошкольного возраста требует проведение занятий в игровой форме. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию выполняются с интересом и имеют больший эффект, когда содержат сюжет, образ, игру. Нежели скучное «вдох – выдох» или однообразное проговаривание каких-либо звуков и исполнение распевок. При этом существенно повышается продуктивность занятий с детьми, начинающими вокальную деятельность. Интерес  во время занятий  становится более длительным, дети меньше утомляются.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмическими упражнениями  способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Это очень важные факторы при подготовке ребенка к школе.

Данную методику можно применять на  занятиях в театральной студии, литературном кружке. Чувство ритма, ориентировка в пространстве, умение управлять своим телом важны при занятии танцами. Многие двигательные упражнения можно использовать при занятиях физической культурой.

Логоритмика является благодатной почвой для творчества педагога дополнительного образования.

Опыт  применения элементов  логоритмики показывает, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого  интереса детей к обучению  в эстрадной студии, повышает результативность.  Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы и это дет свои положительные результаты.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями

Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...

Процесс обучения пению детей с ОВЗ

Процесс обучения пению детей с ОВЗ.Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формиру...