Урок-путешествие "Многоголосие" 2 класс
план-конспект урока по музыке

Ланг Жанна Юрьевна

У учащихся формируются знания возникновения музы­ки. Рождение музыки как естественное проявление человечес­кого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и характера человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-put._mnogolosie.zip835.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

«Многоголосие» 2 класс

Учитель музыки: Ланг Жанна Юрьевна

Пояснительная записка

Урок комбинированный.

Цель: в процессе последовательно развернутого материала познакомить с термином «многоголосие».

Задачи: научить различать «на слух» русские народные песни и церковные песнопения; закрепить отличие с помощью анализа нотных примеров.

Музыкальный материал: р.н.п. «Посею лебеду на берегу» (в исп. Руслановой), «Пыль седую взвило» (плясовая «Кумовья»), «Хмелюшко» (хороводная «девчата»), отрывок хорала.

Изобразительный ряд: иллюстрации к русским народным праздникам, хоровод, плясовая, архитектурные сооружения.

Дополнительный материал: цветные ленточки, листы с нотами р.н.п. и отрывка церковного песнопения.

Урок направлен на приобщение учащихся 2 класса к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному музыкальному творчеству, воспитание патриотических чувств, активизации творческого мышления, продуктивного воображения, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развивается способность оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

У учащихся формируются знания возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Литература: М. Волошин «В соборе».


Урок-путешествие «Многоголосие»

Ход урока

(Звучит русская народная песня.)

— Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по реке времени. Поплывём мы с вами назад, в те времена, когда ещё не было ни магнитофонов, ни телевизоров, а самым быстрым транспортом была скаковая лошадь.

Как вы думаете, в то время были мультфильмы? А компьютерные игры? А сказки? (Да, сказки были.)

— А как же их люди передавали друг другу?

(Взрослые рассказывали их своим детям.)

— Правильно. Зимними вечерами собирались ребятишки около бабушки, и заводила она сказку. Часто сказки рассказывали нараспев, а у многих героев сказок были и свои песенки.

Давайте вспомним, что припевал Колобок, когда катился по дорожке? («Я Колобок, Колобок, у меня румяный бок…»)

— Какая у Колобка была песенка, озорная или грустная?       (Озорная.)

— Правильно. Теперь вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Как пела Коза, чтобы детки впустили её в избу?

(«Козлятушки, ребятушка, отворите, отоприте...»)

— Молодцы! Скажите, Коза просит или требует?            (Просит.)

— Прислушайтесь, в песенке всё время повторяется одна и та же музыкальная фигура, мелодия как будто покачивается на одном месте, помогает словам. «уговаривает».

— Подумайте, где ещё, кроме сказок, нам встречаются песни? (На праздниках.)

— Верно. В далёкие времена песни звучали везде: на праздниках, на посиделках, во время работы.

А так как собиралось много людей, то и песни пели все вместе, И звучало сразу много голосов. В русских народных песнях бывает три, четыре, пять куплетов, а иногда и больше. И петь их одинаково неинтересно, поэтому стали мелодию «украшать».

(Звучит фрагмент многоголосия.)

— Посмотрите на эти разноцветные ленточки. Вот эта, красная — наша основная мелодия. К ней мы прибавим синюю, жёлтую, потом ещё несколько. Получилось много ленточек, но все они заплетены в одну красивую косу. Так и в песне, из множества голосов складывается одна красивая мелодия. Такое исполнение называется многоголосие. На какие два слова можно разделить это название? (Много голосов.)

— Абсолютно верно. Как вы думаете, можно ли сейчас, в классе, изобразить многоголосие? (Можно.)

— Почему? (Потому что нас много.)

— Ну что же, давайте попробуем.

Игра «Щи да каша — пища наша»

Класс делится пополам, одна группа проговаривает слова в неторопливом темпе, а вторая — в два раза быстрее. Повторить 2—3 раза подряд. Дети должны услышать своеобразную перекличку двух групп.

— Молодцы! Как вы думаете, сколько голосов может быть в многоголосии? (Четыре, восемь, три.)

— А два? (Тоже, может.)

— Правильно. Давайте вернёмся к песне, которая звучала в самом начале урока. Сколько голосов её исполняли?     (Начинал один, потом много.)

— Какой характер у этой песни? Что хочется делать под эту музыку — попрыгать или спокойно походить?     (Попрыгать.)

— Правильно. Посмотрите, как изображена пляска на этой картине. Обратите внимание, как много людей, у всех красивые, яркие наряды и хорошее настроение. (Беседа о разных костюмах.)

       

                     рис 1                                                  рис. 2

Рис. 3

— Отвлечёмся от народного гуляния. Была ещё очень важная часть многоголосия, которая никогда не звучала на улицах. И услышать эту музыку можно было только в одном месте – в церкви. Давайте перенесёмся с деревенской площади в храм и постараемся осмотреться вокруг.

Службы проходили в сопровождении специальных песнопений, которые исполнялись без всякого инструментального сопровождения.

(Звучит музыкальный фрагмент.)

— Отличается ли эта музыка от народных песен? (Да.)

— Послушайте внимательно, все голоса звучат вместе, стройно и неторопливо. У этой музыки совсем другие задачи — она призывает подумать, прислушаться к себе и оценить свои поступки.

В руководстве по исполнению этих песнопений можно встретить такие строки: «Исполнять, подобно пению ангелов, дабы не смущать души верующих делами земными».

У хора в церкви было специальное место. Оттуда не было видно поющих, но голоса разносились по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания.

(Беседа об особенностях архитектуры, в частности о строении купола и его влиянии на акустику.)      

     

                   Рис. 4                                                                    рис. 5

   

                                 Рис. 6                                                            рис. 7

         Гаснет день. В соборе всё поблекло.

Дымный камень лиловат и сер.

И цветами отцветают стёкла

В глубине готических пещер...

В них горит вечерний океан,

В них призыв далёкого набата,

В них глухой, торжественный орган,

В них душа стоцветная распята.

Так видел внутреннее убранство церкви поэт начала ХХ-го века М. Волошин. Теперь вернёмся к особенностям звучания музыки под сводами храма.

Послушайте отрывок ещё раз и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучат.

— Действительно, сосчитать трудно, потому что в таких произведениях может звучать от 4 до 12-ти голосов, и у каждого будет своя партия.

Теперь посмотрите на эти нотные листы. На одном записана русская народная песня, а на другом — отрывок церковного песнопения. Попробуйте разобраться и объясните, почему вы так думаете.

(Разделить детей на 2 группы, одни будут объяснять написание р.н.п., другие — церковного гимна. Обратить внимание детей на разницу в рисунке нотной записи: вьющаяся линия нот в р.н.п. и «стройные ряды» в церковной музыке. Показать, что в нотной записи очень отчётливо видно многоголосие, ещё раз повторить значение термина.)

Заключение.

— Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Какие мелодии понравились? Я надеюсь, что вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка звучала тогда.

Дома: выучить на выбор одну из песен: р.н.п. «Посею лебеду» или пасхальный гимн.

Пасхальный гимн

Подошла весна к порогу

Слава Богу, слава Богу.

На кустах грачей орава

Богу слава, Богу слава.


Посею лебеду на берегу

(русская народная песня)

Погорела лебеда без дождя – 2 р.

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зелёная.

Пошлю казака по воду — 2 р.

Ни воды нет, ни казаченьки,

Ни воды нет, ни молоденького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....