Эссе «Моя педагогическая концепция»
статья по музыке по теме

Воронкова Юлия Викторовна

Мир, в котором  мы  живём, наполнен  музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Эссе

     «Моя педагогическая концепция»

Учитель  музыки -  прекрасная  работа!

Ей  отдаюсь  вся  без  остатка я.

Концерты, развлечения, отчёты –

И  это  не  работа – жизнь моя!

            Наш  народ, на  мой  взгляд,  переживает  глубокий  кризис, он  утратил  главное – ориентиры развития.

            В числе  устойчивых  ассоциаций  с  Россией  упоминаются  слова  мороз, шапка – ушанка, балет, Сибирь, Кремль. В политической  сфере – коммунизм, олигархия, коррупция. К позитивным  составляющим  образа  России  причисляются  природные  ресурсы  и  богатое  культурное  наследие.

            Сегодня  Россия  воспринимается  в  мире  как  страна  с  неудовлетворительным  социальным  климатом, со  слабым  развитием  культуры.

            Я полагаю, что современная школа должна воспитывать для России  людей с позитивным мироощущением, людей, готовых воспринимать задачи национального развития, готовых бережно относиться к собственной национальной культуре, к традициям и историческому опыту.

            Мир, в котором  мы  живём, наполнен  музыкой. Она  звучит  на  улице, дома, по  радио  и  телевизору, в  театре  и  кино, в  школе и  в  клубе. Музыка  сопровождает спортивные  соревнования, игры, массовые  гулянья  и  дружеские  встречи. В работе  она  помогает  найти ритм, в  горе  и  радости – излить  чувства,  в  походе – преодолеть  усталость. От  первого  дня и до дня  последнего, от  колыбельной  песни  и  до  траурного  марша – музыка  сопутствует  человеку.

            Искусство  музыки – явление  не  просто  чувственное, а чувственно – духовное, и не просто  приятное, а прекрасное. Очень  точно  определил  смысл  музыки  композитор А.Н. Серов: «Музыка – это  область  чувств и настроений. Это в  звуках выраженная  жизнь  души».

            Вся  моя  жизнь  была  связана  с  музыкой. Ещё в  детстве  волшебный мир  звуков  увлёк меня, с  тех  пор я  не  представляю  свою жизнь  без  неё. А потом  у  меня  появилось  огромное  желание  передать  свои  знания  и  любовь  к  музыке  детям.

            «Учитель музыки  должен  преподавать  этот  предмет  не  как  школьный, а  как  урок   искусства!» Эти  слова Д.Б. Кабалевского  наполнили  ярким  смыслом  мою  педагогическую  деятельность.

             В  искусстве  понимание  и  получение  знаний  должно  идти  через  эмоции: радость, удивление, очарование, которые  выражаются  в  различных  образах.

             Как  показать  красоту  музыки  ребёнку? Хорошо  известно, что  нельзя  заставить  ученика  полюбить  музыку,  можно  ею  заинтересовать. Нужно  быть  причастным  к  музыке: сочинять, исполнять, слушать.

             Урок  искусства, в  основе  которого  лежит  духовное  отношение  к  миру, направлен  на  развитие  личности  ребёнка, на  сотворчество.

             Я  учу  сельских  мальчишек  и  девчонок  понимать  музыку, видеть  её  особенности  возможности  в  отражении  действительности. Сила  музыки  в  её  сходстве  с  интонацией  речи  человека. Интонацией  голоса  человек  придаёт  состояние  своего внутреннего мира, свои  чувства  и  переживания. Даже  не  понимая  слов, мы  по  одной  только  интонации речи, а  так  же  по  её  громкости, темпу  можем  определить то, что  нам  сообщается: событие  радостное  или  печальное, приказ  или  просьба.

              Богатство  живой  человеческой  речи, прежде  всего её  интонационное  богатство, использует  музыка, чтобы  выразить  определённые  чувства, настроения, переживания. Это  основа  особой  образности  музыки.

             Я  объясняю  детям, что  музыкальная  речь  возникает  в  результате  сложной переработки  звуков  природных  и  человеческих. Мои  ученики знают,  что  сочинить  музыкальное  произведение, хорошо  петь  или  играть  на  инструментах – дело  сложное, настоящее  искусство, где  помимо  владения  музыкальной  грамотой, важно  умение  человека  выразить  и  передать  мир  своих  чувств и  мыслей. Только  тогда  исполненное произведение, будь  то  песня  или  танец, вызовет  ответный  отклик, западет  в  душу другого  человека. На  своих  уроках  я  показываю, в чём сила  и  преимущество музыки. Оказывается, она  способна  передать  неисчерпаемый  мир  человеческих  чувств, их  тончайших  оттенков: восторг и отчаяние, тихую  радость  и  бурное  ликование, торжество  и  разочарование, тревогу  и  надежду. Музыка  способна  передать  и  конкретные  явления: шелест  листвы, пение  птиц, удар  волн  о  берег, горное  эхо.

            В  замечательном  цикле  великого  русского  композитора  М.П. Мусоргского  «Картинки  с  выставки»  зримо  оживают  богатырские  и  фантастические  образы  русских  сказок, легенды  средневековья. Слушая  эту  музыку, дети  зримо  представляют  хромающую  походку, причудливо  угловатые  движения  гнома («Гном»), и  беготню  и  игры  детей («Тюильри»), и тяжёлое  движение  телеги («Быдло»), и  трепыханье  и  писк  птенцов  («Балет  невылупившихся  птенцов»), и  шумный, с  треском  и  посвистом «полёт» бабы – яги («Баба – яга»).

            Выразительные  средства  музыки – это  мелодия, лад, ритм, тембр, регистр, гармония. Азы  музыкального  народного  творчества  постигают  мои  замечательные ложкари, учащиеся  кадетского  класса.

         

            В  своей  работе  я  чаще  обращаюсь  к  вокальному  жанру. С песни, как правило,  начинается  знакомство  человека  с  музыкой.

            Трудно сказать, когда  впервые  вошла песня в  хижину  древнего  человека. С  бедой  или  удачей  пришла  она – кто  знает! Может, она  родилась  из  плача по  навсегда  ушедшему  любимому? Может  быть, явилась в  минуту  великой  радости, когда  был,  низвергнут  побеждённый  враг. История  не  сохранила  для  нас  дня  рождения  песни. Но   день  этот  был, и с тех  пор  песня  стала  вечным  спутником  человека. Песня – это  живой  голос  народа. Это  своеобразная  звучащая  летопись  всей  его  жизни – его  истории, его  трудов, печалей, радостей.

              Я  счастлива,  потому что  в  нашей  школе  зазвучали  песни. С  великой  радостью  открываю  таланты  среди  своих  учеников. Учу их: главное  в  песне – мысль, которая  выступает в  форме  музыкальной  интонации, сложной, многокрасочной, богатой нюансами. Именно  это делает  песню  и  её  исполнение  запоминающимися, неповторимыми, долговечными. Мои  воспитанники  поют  песни, посвященные  таким  высоким  понятиям и чувствам, как  долг, товарищество, дружба, любовь.

             Хорошо  сказал  поэт Л.Мартынов: «Человечеству  хочется  песен …» От себя  могу  добавить: «А я их  дарю  моим  ученикам, коллегам, односельчанам».

               Я считаю  себя  состоявшимся  педагогом, потому что  вижу  свет  и  красоту  музыки  в  душе  моих  детей.

              Не  важно, будет ли профессия  моих  учеников  связана с  музыкой, я  знаю, что  музыкальное  искусство  навсегда  останется  с  ними.

МКОУ СОШ №9                                                                                      Воронкова Ю.В.

с.Воздвиженское                                                                                       «Учитель года 2014»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая концепция"

Данный ресурс был представлен в рамках конкурса "Учитель года"....

Эссе "Моя педагогическая концепция"

В эссе  выявляются ценностные ориентации и направленность классного руководителя, его мотивация и основные содержательные цели в работе....

Эссе "Моя педагогическая концепция"

                                      «Природа будет действовать на нас своей силой тогда,...

Моя педагогическая концепция (эссе)

Эссе отображает личный взгляд на педагогическую деятельность....

ЭССЕ на тему "Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи"

Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Она характеризуется здоровьем общества и уровнем развития физических способностей человека. Физическое воспитание яв...


 

Комментарии

Кабилова Светлана Фаизовна

Большая умничка!