Интерактивный урок. Тема: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».
учебно-методический материал по музыке по теме

Данилина Ирина Вячеславовна

 

Интерактивный урок для учащихся 4 классов цели закрепить понятия: народная и композиторская музыка, продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_klasse_dokument_microsoft_office_word_3.docx18.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школьная № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть – Кинельский г. о. Кинель

Самарская область

Интерактивный урок для учащихся 4 класса

Тема: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Выполнила: учитель музыки ГБОУ СОШ № 2

п. г. т. Усть-Кинельский

г.о. Кинель

Данилина И. В.

Кинель 2011 г.

 Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

 Цели урока:

 • Закрепить понятия: народная и композиторская музыка.

 • Продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей

 Задачи урока:

 1. Обучающие:

 • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки

 • Учить различать на слух музыку народную и композиторскую, звучание русских народных инструментов

 • Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки

 2. Развивающие:

 • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

 • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

 • Развивать творческую инициативу детей.

 • Развивать творческие способности детей

 3. Воспитательные:

 • Прививать любовь к Родине, к русской песне.

 • Обогащать духовный мир детей.

 • Формировать толерантные навыки учащихся 3 класса (так как большинство школ - - многонациональные).

 Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов, самовар.

Ход урока

 У: (музыкальное приветствие с поклоном): Здравствуйте, гостюшки дорогие;

 Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.

 У: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

 Д: Русским народным песням. (СЛАЙД)

 У: Правильно, а также о разных видах, жанрах русских народных песнях. Но урок окажется не совсем обычным, потому, что утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте:

Учитель достаёт из красиво оформленного конверта «письмо и читает ребятам:

«Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!

Я – самовар Тимошка из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились

Посылаю слайды вам, ведь ваш учитель составил их САМ!

 У: Ну, что ж, отправляемся в гости к самовару?

 Д: Да!

 У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка» (СЛАЙД).

 Ребята, а ещё я сказала нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!

 Ну что ж, отправляемся в путь, а поможет нам Тимошино письмо, что же ждет нас впереди:

 «Впереди нас ждет река,

 Широка и глубока.

 Вы по ней плывите, да не утоните» (СЛАЙД).

Учитель поёт фрагмент р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»

 У: Скажите, ребята, эта песня народная или композиторская?

 Д: Народная

 У: А почему, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

 Д: Ответы детей.

 У: Правильно, у русских песен. есть отличительная черта - ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.

 Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?

 Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

 У: Правильно (СЛАЙД),

 А к какому жанру относится эта песня?

 Д: К протяжному!

 У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше:

 «Речку одолели - и вперед смелее,

 На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка»

 Развеселый в ней народ, песни русские поет.

 И вы запевайте, в деревню ту шагайте,

 Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,

 Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки»!

 У: Но прежде чем исполнить эту песню, ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?

 Д: к жанру солдатской народной песни. (СЛАЙД).

 У: Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?

 Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!

 У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились:

 «если хочешь стоя петь, головою не вертеть, встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!»

Дети стоя исполняют солдатскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

 У: Ребята! Обратите внимание на экран (СЛАЙД) – здесь даны варианты окончания последней фразы куплета, подумайте, правильны ли они?

 Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант

 Д: правильный вариант окончания - №2

 У: Молодцы, с трудным заданием справились!

 У: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?

 Д: Песня мажорная.

 У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме:

 Слева, видите, гора,

 Вам идти как раз туда.

 Под этой горой живет волк злой

 Тише идите, Волка не будите (СЛАЙД)

 У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул, я имею в виду жанр песни?

 Д: колыбельную!

 У: А как вы будете петь свою колыбельную, которую приготовили дома?

 Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка……

 У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю хрустальный шарик. Кто попробует спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?

 Поют свои колыбельные.

 У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?

 Д: Мамы поют на ночь, чтобы ребенок скорее уснул!

 У: Правильно, колыбельная песня особенная, у каждой мамы своя такая песня и я тоже, ребята, - мама, и поэтому и я приготовила свою колыбельную, ведь я тоже мама. Но это будет не народная, а композиторская песня, потому что её сочинил детский композитор Шаинский. Слушайте внимательно

Учитель исполняет «Колыбельная Медведицы».

 У: Ну что ж, Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным! Ну что ж, полдороги, полпути быстро мы смогли пройти, а сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем!

 Но вначале, внимание на экран (слайд): узнайте жанр народной песни, звучавший во время посева и сбора урожая?

 Дети называют правильно – «трудовая» (СЛАЙД)

 У: А песня «А мы просо сеяли» относится к трудовой?

 Д: Конечно!

 У: Попробуем разыграть эту песню, как было в старину, то есть СТЕНКА –НА-СТЕНКУ!!

Песня «А мы просо сеяли», исполняем по ролям, с выходом

 У: Путешествие к Самовару продолжается:

 Справа медведь, Он любит петь,

 Громко поет, Пройти не дает,

 По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,

 Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу! (СЛАЙД)

 У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка, ответит нам Иван Проскурин.

 Ваня: частушка – это короткая песня с юмором!

 У: Вот, молодец, Иван, а сам ты знаешь хотя бы одну частушку?

 Ответ и исполнение учащегося и детей

 У: А Я тоже знаю! (учитель поёт озорную частушку) (СЛАЙД)

 У: Вообще-то частушки бойкие и веселые, но есть медленные частушки, их называют «страдания», в старину называли частушки вот так: пригудки, говорушки, посиделочные,ихахошки,припевки,страдания,скоморошьи,вертушки,бакулки,скакухи,сби-рушки,матани,сударушки,прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д.

 А есть еще частушки под язык – это когда один поет, а все остальные подражают голосом. Давайте попробуем и мы:

Учитель начинает: «Не играй, гармонь, довольно, от «страданья» сердцу больно».

Дети также подхватывают «страдальчески»:

«Ай-ай-ай!»

Учитель продолжает: «От страданья, от лихого нет лекарства никакого». Дети также: «Ай-ай-ай!»

 У: А с какими инструментами можно исполнять частушки?

 Дети: Частушки можно исполнять и с гармошкой, и с баяном, и с балалайкой.

 У: Дома вместе с родителями вы тоже создали свои инструменты, посмотрите, что получилось! (учитель показывает всем выставку детских работ)

 У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты - вот для вас детвора музыкальная игра.

С детьми проводится музыкальная викторина Загадки о музыкальных инструментах

 1.У неё есть три струны; их рукой щипать должны. Можно под неё плясать и по-русски приседать! (СЛАЙД)

 2. Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в … (СЛАЙД)

 3. А Садко на них играл и душевно напевал. Перебрал он много струн – вышел из моря Нептун. (СЛАЙД)

 4. Я весь круглый. Меня ударишь – я бубенцами зазвучу. Меня положишь – я молчу. (СЛАЙД)

 5. И щи хлебают, и «барыню» играют. (СЛАЙД)

 6. С сороками имеет связь его название. Владеть им может человек, имеющий хоть малое призвание! (СЛАЙД)

 У: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог:

 Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?

 Д: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.

 У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа сущ., как народная, так и композиторская музыка, но это уже совсем другая история, совсем другой урок! А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з - приложение)

 Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (СЛАЙД)

Сюрпризный момент

Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

 «Самовар вас угощает

 крепким и душистым чаем.

 Чай – с вареньем и лимоном

 С кренделями и поклоном.

 Он – бальзам от всех болезней

 И напитка нет полезней.

 Рады всех вас пригласить

 Вволю чаем напоить».

 Гости и ребята садятся пить чай с пирогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Урок в 4 классеУрок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)  в соответствии с основными положениями художественно- педагогичес...

Путешествие в деревню "Гармошка"

Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)...

Музыкальное занятие по логоритмике "Путешествие в деревню»

•         Развивать внимание, память, мышление, закреплять представление об окружающем мире•         Развивать двигатель...

Музыкальное занятие по логоритмике "Путешествие в деревню»

•         Развивать внимание, память, мышление, закреплять представление об окружающем мире•         Развивать двигатель...

Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа" - "Путешествие в деревню гармошка"

урок в 4 классе в разделе "гори, гори ясно" по теме "Музыка моего народа"...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...