Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа" - "Путешествие в деревню гармошка"
план-конспект урока по музыке на тему

Шендрикова Елена Владимировна

урок в 4 классе в разделе "гори, гори ясно" по теме "Музыка моего народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse_puteshestvie_v_derevnyu_garmoshka.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования Плавский район

«Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка открытого урока

по музыке

«Путешествие в деревню Гармошка»

                                                  Подготовила:

                                            Учитель музыки Шендрикова Елена Владимировна

2014год

Урок музыки в 4-м классе

по теме "Музыкальное путешествие в деревню Гармошка"

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок: « Музыка моего народа».

Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Цели урока:

  • Закрепить понятия: народная и композиторская музыка.
  • Продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей

Задачи урока:

Обучающие:

  • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки
  • Учить различать на слух музыку народную и композиторскую, звучание русских народных инструментов
  • Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки

Развивающие:

  • Активизация познавательного интереса школьников к народной музыке.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать творческую инициативу детей.
  • Развивать творческие способности детей

Воспитательные:

  • Прививать любовь к Родине, к русской песне.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Формировать толерантные навыки учащихся 4 класса (так как большинство школ – многонациональные).

Используемые технологии: групповые, игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование: Урок проходит в музеи школы.

Музыкальный центр, ноутбук, экран, диски с музыкальными записями, презентация к уроку.

Ход урока

Слайд 1

Звучит фрагмент известной русской народной песни («Светит месяц»).

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Дети: Русским народным песням.

Учитель: Правильно, а также о разных видах, жанрах русских народных песнях. Но урок окажется не совсем обычным, потому, что утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте:

Слайд 2

Учитель достаёт из конверта «письмо» и читает ребятам:

Слайд 3

«Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!

 Я – самовар Тимошка из деревни Гармошка.

 В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.

Слайд 4

 Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке.

 Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились

 Посылаю слайды вам, ведь ваш учитель составил их САМ!

Слайд 5

Учитель обращает внимание на карту от самовара Тимошки.

Учитель: Ну, что ж, отправляемся в гости к самовару?

Дети: Да!

Слайд 6

Учитель: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка».

Ну что ж, отправляемся в путь, а поможет нам Тимошино письмо, что же ждет нас впереди:

Слайд 7

Впереди нас ждет река,

 Широка и глубока.

 Вы по ней плывите, да не утоните.

Слайд 8

Звучит фрагмент р.н.п. “Вниз по матушке по Волге”

Слайд 9

Учитель: Скажите, ребята, эта песня народная или композиторская?

Слайд 10

Дети: Народная

Слайд 11

Учитель: Скажите, а почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Дети: Ответы детей.

Слайд 12

Учитель: Правильно, у русских песен есть отличительная черта – ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.

Перечислите, с какими жанрами народных песен вы уже знакомы?

Дети: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки и др.

Слайд 13

Учитель: Правильно, молодцы!

А к какому жанру относится песня «Вниз по матушке по Волге»?

Дети: К протяжному!

Учитель: Как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

Дети: Русская народная песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чём они мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

Слайд 14

Учитель: Молодцы! Спасибо за интересный ответ.

Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше:

Слайд 15

«Речку одолели – и вперед смелее,

 На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка»

 Развесёлый в ней народ, песни русские поет.

 И вы запевайте, в деревню ту шагайте,

 Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,

 Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки»!  - Слайд 16

Слайды 17-18

Учитель: Но прежде чем исполнить эту песню, обратите внимание на экран – здесь даны 3 варианта окончания второй и четвертой фразы, подумайте и назовите верную запись.

Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант

Дети: Правильный вариант окончания 2 фразы – №1, а в 4 фразе – вариант №3.

Учитель: Молодцы, с трудным заданием справились! Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?

Слайд 19

Дети: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!

Учитель: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились: «Если хочешь стоя петь, головою не вертеть, встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!»

Слайд 20

Дети стоя исполняют солдатскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель: Как здорово у нас получилось! Весело, с задором пели песню! А теперь ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?

Дети: К солдатской песне.

Учитель: В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?

Дети: Песня мажорная.

Учитель: А какие старые слова встречаются в ней? Найдите в тексте?

Дети: Востры, пики, держава…

Учитель: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти?

 Об этом мы прочитаем в Тимошином письме:

Слайд 21

Слева, видите, гора,

 Вам идти как раз туда.

 Под этой горой живет волк злой

 Тише идите, Волка не будите.

Учитель: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул?

Дети: нежную, мягкую, колыбельную.

Учитель: А какие слова будем использовать?

Дети: Баю – бай, усни, малыш, моя радость и т.д.

Учитель: Кто желает показать нам свое произведение искусства?

Слайд 22

Дети поют свои колыбельные.

Учитель: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?

Слайд 23

Дети: Колыбельные песни мамы поют на ночь своему ребёнку, чтобы тот уснул.

Слайд 24

У: Правильно, а ещё такие песни в старину называли «баюкашными», от слова «баюкать», т.е. «укачивать».

Ребята, разделите на группы героев реальных и фантастических: Бука, Дрёма, Кот, Сон, Угомон, Серый волк.

Слайд 25

 Колыбельная песня особенная, у каждой мамы своя такая песня и я тоже, ребята, – мама, и поэтому я приготовила свою колыбельную, но она не народная, а композиторская, потому что её сочинил детский композитор В.Шаинский. Песня называется «Колыбельная Медведицы».

Давайте попробуем  спеть её вместе.

Совместное исполнение песни.

Слайд 26

Учитель: Молодцы! Волк остался спать, благодаря нашим колыбельным! Ну что ж, полдороги, полпути быстро мы смогли пройти, а сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем!

Слайд 27

Проведение «физминутки»

Слайд 28

Учитель: Путешествие к Самовару продолжается:

Справа медведь, Он любит петь,

 Громко поет, Пройти не дает,

 По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,

 Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу!

Слайд 29

Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка?

Дети: частушка – это короткая песня с юмором!

Частушка бойкая и весёлая, поётся в быстром темпе.

Но есть и медленные частушки, их называют «страдания».

Слайд 30

Учитель: Молодцы! Ответ очень подробный.

 В старину называли частушки вот так: пригудки, говорушки, посиделочные, ихахошки, припевки, страдания, скоморошьи, вертушки, бакулки, скакухи, сбирушки, матани, сударушки, прибаски, завлекаши, нескладехи,  перепевки и т.д.

Слайд 31

 А с каким инструментом можно петь частушки, как вы думаете?

Слайд 32

Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой, баяном, балалайкой, а можно без сопровождения, а капелла.

Учитель: Ребята, есть ещё один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он  «под язык» – это когда один поет, а все остальные подражают голосом какому-либо музыкальному инструменту.

О частушках мы много знаем интересного, а спеть мы частушки можем?

Дети: Да!

Учитель: Будем петь весело и бойко. Внимательно, вступление. Первую частушку поют мальчики, второю частушку - девочки, а третью – все вместе. Помните об этом.

Дети исполняют русские народные частушки на слова Викторова.

Учитель: Молодцы!

Вижу все вы музыканты, уникальные таланты.

Вот для вас, детвора, музыкальная игра.

Слад 34

С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент»

Слад 35

1. А Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун.

Слад 36

Гусли.

Слад 37

2. Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

Слайд 38

Балалайка.

Слайд 39

3. Деревянная, круглая, звонкая. Всего три струны, а поёт  на все лады.  

Слайд 40

Домра.

Слайд 41

4. Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется ...

Слайд 42

Свирель.

Слайд 43

5. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

 Дополняет наш кружок пастуший…

Слайд 44

Рожок.

Слайд 45

6. Словно жалуясь кому-то зазвучал  тот инструмент.

Это вам не канарейка, а печальная ……

Слайд 46

Жалейка.

Слайд 47

7. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

 И весёлые старушки под неё поют частушки.

Слайд 48

Гармоника.

Слайд 49

8. У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет и поёт, если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян, голосистый мой …

Слайд 50

Баян.

Слайд 51

9. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы  будем, дайте в руки звонкий …

Слайд 52

Бубен.

Слайд 53

10. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.

Слайд 54

Ложка.

Слайд 55

11. Тараторит, словно тётка. Называется…  

Слайд 56

Трещётка.

Слайд 57

12. Птица-свиристелка, звонкая поделка!

 Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?

Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,

Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего.

Слайд 58

Свистулька.

Слайд 59

Учитель. Наше путешествие заканчивается, надо спешить, а поможет нам письмо.

Слайд 60

А теперь – наискосок

Через тропочку в лесок

Вот, ребята, здесь мой дом

Хорошо, уютно в нем

Хочешь - прыгай, хочешь – стой

Хочешь -  песню даже спой!

Слайд 61-62

Ребята, как тепло у Тимоши! Какой горячий чай на столе. Но мы тоже приготовили ему сюрприз – нашу песню. Подскажите, как она называется?

Слайд 63-64

Дети: «Самовар»

Слайд 65

Дети исполняют песню Д. Львова-Компанейца «Самовар»

Учитель: Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, но прежде подведем итог:

Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?

Дети: Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и поучительной.

Учитель: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо помнить, что у каждого народа существует, как народная, так и композиторская музыка, но это уже совсем другая история, совсем другой урок!

Как вы думаете, вам надо знать и хранить в своей памяти песни русского народа?

Дети: Да.

Учитель:  Справились ли мы с поставленной задачей на уроке? Вам понравился урок?

Дети: Да

Учитель: А домашнее задание – разгадать кроссворд.

Слайды  66 – 67 (Учитель раздаёт д/з – кроссворд)

Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы!

Слайд 68

Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

“Самовар вас угощает

 крепким и душистым чаем.

 Чай – с вареньем и лимоном

 С кренделями и поклоном.

 Он – бальзам от всех болезней

 И напитка нет полезней.

 Рады всех вас пригласить

 Вволю чаем напоить”.

Учитель: А теперь Тимошка приглашает вас на ароматный чай!

Используемая литература:

1.  «Музыка в школе» № 3, 2002. \ из отечественного опыта \ С. А.Лапина.

2.  «Певучая Россия» № 22 – М.: «Советская Россия», 1998.

3.  Бахметьева Т. Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: «Академия развития». 1997.

4.  Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: «Советский композитор», 1959.

5.  Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.

6.  Челышева Т. В. Спутник учителя музыки. – М.: «Просвещение», 1993.