Путешествие в деревню "Гармошка"
методическая разработка по музыке по теме

Степанова Ирина Викторовна

 

Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_garmoshka.docx28.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Урок в 4 классе

Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,

Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)  в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок: «Песни разных народов мира. Музыка моего народа».

Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Цели урока:

  1. Закрепить понятия: народная и композиторская музыка.

  1. Продолжать развивать навыки музыкального восприятия и обогащать духовный мир детей

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  1. Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки
  2. Учить различать на слух музыку народную и композиторскую, звучание русских народных инструментов
  3. Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки
  1. Развивающие:
  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  2. Развивать творческую инициативу детей.
  3. Развивать творческие способности детей
  1. Воспитательные:
  1. Прививать любовь к Родине, к русской песне.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Формировать толерантные навыки учащихся 4 класса.

Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация  (приложение №1), магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов, самовар.

Ход урока

У: (музыкальное приветствие  с поклоном): Здравствуйте, гостюшки дорогие;

Далее, учитель поёт фрагмент известной русской народной песни.

 У:  Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Д: Русским народным песням. (СЛАЙД)

У: Правильно, а также о разных видах, жанрах русских народных песнях. Но урок окажется не совсем обычным, потому, что утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте:

Учитель достаёт из красиво оформленного  конверта «письмо и читает ребятам:

«Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки!

Я – самовар Тимошка из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились

Посылаю слайды вам, ведь ваш учитель составил их  САМ!

У: Ну, что ж, отправляемся в гости к самовару?

Д: Да!

У: Но так как наш урок музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным, поэтому назовем наш урок «Путешествие в деревню Гармошка» (СЛАЙД).

Ребята, а ещё я сказала нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке, что вы самый лучший, самый творческий класс, поэтому, я надеюсь, что все у нас получится!

Ну что ж, отправляемся в путь, а поможет нам Тимошино письмо, что же ждет нас впереди:

«Впереди нас ждет река,

Широка и глубока.

Вы по ней плывите, да не утоните» (СЛАЙД).

Учитель поёт фрагмент р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»

У: Скажите, ребята, эта песня народная или композиторская?

Д: Народная

У: А почему, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, у русских песен. есть отличительная черта - ее распевность, нежность, сердечная простота и задушевность.

Перечислите, с какими жанрами  народных песен вы уже знакомы?

Д: Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

У: Правильно (СЛАЙД),

 А к какому жанру относится эта песня?

Д: К протяжному!

У: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше:

«Речку одолели - и вперед смелее,

На пригорке – деревушка под названьем «Веселушка»

Развеселый в ней народ, песни русские поет.

И вы запевайте, в деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку,

Запевайте, дети, дружно песню «Солдатушки»!    

 У:   Но прежде чем исполнить эту песню, ответьте, к какому жанру относится эта р.н.п.?

Д:  к жанру солдатской народной песни. (СЛАЙД).

У:   Скажите, а с каким настроением вы должны исполнять эту песню?

Д: Песня эта твердая, бодрая, звонкая, торжественная и  поэтому мы должны спеть ее стоя, как на параде!

У: Правильно, итак, слушаем музыкальное вступление, приготовились:

«если хочешь стоя петь, головою не вертеть, встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!»

Дети стоя  исполняют солдатскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

У: Ребята! Обратите внимание на экран (СЛАЙД) – здесь    даны  варианты окончания последней фразы куплета, подумайте, правильны ли они?

Дети могут называть разные варианты, но учитель вместе с ними ищет правильный вариант

Д: правильный вариант окончания - №2

У: Молодцы, с трудным заданием справились!

           

У:  В каком ладу написана эта песня? Мажорная или минорная?

Д: Песня мажорная.

У: На мои вопросы отвечали правильно, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме:

Слева, видите, гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой живет волк злой

Тише идите, Волка не будите (СЛАЙД)

У: Ребята, а какую песню мы должны спеть Волку, чтобы он поскорее уснул, я имею в виду жанр песни?

Д: колыбельную!

У: А как вы будете петь свою колыбельную, которую приготовили дома?

Д: Нежно, ласково, мягко, с душой, и как пушинка……

У: Слова-то, какие хорошие. Из этих слов я сделаю хрустальный шарик. Кто попробует спеть свою колыбельку, да так, чтобы не разбить, не уронить этот шарик… Кто желает показать нам свое произведение искусства?

Поют свои колыбельные.

У: А вообще, кто поет колыбельные песни и почему?

Д: Мамы поют на ночь, чтобы ребенок скорее уснул!

У: Правильно, колыбельная песня особенная, у каждой мамы своя такая песня и я тоже, ребята, - мама, и поэтому и я приготовила свою колыбельную, ведь я тоже мама. Но это будет не народная, а композиторская песня, потому что её сочинил детский композитор Шаинский. Слушайте внимательно

Учитель исполняет «Колыбельная Медведицы».

У: Ну что ж, Волк  остался спать, благодаря нашим колыбельным!  Ну что ж, полдороги, полпути быстро мы смогли пройти, а сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем!  

Но вначале, внимание на экран (слайд): узнайте жанр народной песни, звучавший во время посева и сбора урожая?

Дети называют правильно – «трудовая» (СЛАЙД)

У: А песня «А мы просо сеяли» относится к трудовой?

Д: Конечно!

У: Попробуем разыграть эту песню, как было в старину, то есть СТЕНКА –НА-СТЕНКУ!!

                

Песня «А мы просо сеяли», исполняем по ролям, с выходом

У: Путешествие к Самовару продолжается:  

Справа медведь, Он любит петь,

Громко поет, Пройти не дает,

По секрету вам скажу: с этим Мишкой я дружу,

Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу! (СЛАЙД)

У: Очень любит Мишка частушку, и народ тоже любит петь их и слушать. А что такое частушка, ответит нам  Иван Проскурин.

Ваня: частушка – это короткая песня с юмором!

У: Вот, молодец, Иван,  а сам ты знаешь  хотя бы одну частушку?

Ответ и исполнение  учащегося и детей

У: А Я тоже знаю! (учитель поёт озорную частушку) (СЛАЙД)

У: Вообще-то  частушки бойкие и веселые, но есть медленные частушки, их называют «страдания», в старину называли частушки вот так: пригудки, говорушки, посиделочные,ихахошки,припевки,страдания,скоморошьи,вертушки,бакулки,скакухи,сби-рушки,матани,сударушки,прибаски, завлекаши, нескладехи,  перепевки и т.д.

А есть еще частушки под язык – это когда один поет, а все остальные подражают голосом. Давайте попробуем и мы:

Учитель начинает: «Не играй, гармонь, довольно, от «страданья» сердцу больно».

Дети также подхватывают «страдальчески»:

 «Ай-ай-ай!»

Учитель продолжает: «От страданья, от лихого нет лекарства никакого». Дети также: «Ай-ай-ай!»

У: А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Дети: Частушки можно исполнять и  с гармошкой, и с баяном, и с балалайкой.        

У:  Дома вместе с родителями  вы тоже создали свои инструменты, посмотрите, что получилось!  (учитель показывает всем выставку детских работ)  

У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты - вот для вас детвора музыкальная игра.

С детьми проводится музыкальная викторина Загадки о музыкальных инструментах

1.У неё есть три струны; их рукой щипать должны. Можно под неё плясать и по-русски приседать! (СЛАЙД)

2. Мы собрали хоровод, пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок дует весело в … (СЛАЙД)

3. А Садко на них играл и душевно напевал. Перебрал он много струн – вышел из моря Нептун. (СЛАЙД)

4. Я весь круглый. Меня ударишь – я бубенцами зазвучу. Меня положишь – я молчу. (СЛАЙД)

5. И щи хлебают, и «барыню» играют. (СЛАЙД)

6. С сороками имеет связь его название. Владеть им может человек, имеющий хоть малое призвание! (СЛАЙД)

У: Ну что ж, наше путешествие  подходит к концу, но прежде подведем итог:

Зачем мы учим р.н.п.? Для чего все это? О чем может рассказать р.н.п.?

Д:  Русские народные песни о многом рассказывают: как жили наши предки, рассказывают о прошлом, к тому же русская народная песня может быть и  поучительной.

У: Совершенно правильно, народная песня – зеркало жизни народа, с ее горестями и радостями. Но надо  помнить, что у каждого народа сущ., как народная, так и композиторская музыка, но это уже совсем другая история, совсем другой урок!  А домашнее задание – разгадать кроссворд. (Учитель раздаёт д/з - приложение)

Всем спасибо за работу, все старались, все просто молодцы! (СЛАЙД)

Сюрпризный момент

Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

«Самовар вас угощает

крепким и душистым чаем.

Чай – с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Он – бальзам от всех болезней

И напитка нет полезней.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить».

Гости и ребята садятся пить чай с пирогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....