Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Пономарева Елена Николаевна

Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о музыке и музыкантах. Урок «Музыка и басни» построен на интересном, знакомом детям материале. Наряду с другими произведениями литературы, басня Крылова «Квартет» помогает ярко раскрыть идею взаимосвязи искусств и показать, какие же потери понесёт один вид искусства, если не будет другого. Подробный разбор басни, «вслушивание» в её текст учит детей читать литературный текст не только глазами, но развивает внутренний слух и внутреннее зрение, что так необходимо для развития творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_basni.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и басни

Урок музыки в 5 классе

Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки

Ход урока.

Урок открывает музыкальное приветствие.

Учитель:

Сегодня на уроке мы вновь поговорим о взаимосвязи музыки и литературы, а помогут нам в этом произведения Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844).

Что вы знаете об этом человеке?

Дети:

Это писатель, известный русский баснописец.

Учитель:

Действительно, прославился Крылов своими баснями. Музыка звучит во многих баснях этого писателя. Наравне с главными героями – зверями, она тоже становится «главным действующим лицом» в его произведениях.

Сегодня мы остановимся на очень интересной и полезной для нас басне И.А.Крылова «Квартет». Знакомая басня? Тогда, может быть, мы попробуем прочитать её по ролям? Давайте решим, кто будет читать за автора, мартышку, козла, осла, мишку и соловья.

(Дети выразительно читают по ролям, соблюдая паузы во время звучания фрагментов «хаотической» музыки, остальные следят по тексту)

Квартет

                                                                                             И.А.Крылов

Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под  липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки («музыка»),

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! -

кричит Мартышка: погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька,

Садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та.

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали  Квартет («музыка»);

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет», -

кричит Осёл: «Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

(«музыка»);

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему,

Чтоб их решить сомненье: «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье

И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей:

«А в, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Учитель:

Молодцы! Итак, мы все стали свидетелями того, какая бессмыслица, какая фальшь, какая чепуха получились у этих горе-музыкантов. Что же мы узнали, прочитав басню? Начнём с названия. Попробуем дать определение квартета?

Дети:

Квартет – это коллектив из 4-х участников.

Учитель:

Правильно, ведь пятое действующее лицо басни, соловей, не принимает участия в музыкальных упражнениях  собравшихся «на лужке под липками». Об этом же нам говорит и само название: латинское слово «кварта» означает «четыре».

Во-вторых, ясно, что эти четверо – музыканты, вернее они воображают себя музыкантами. Значит, квартет – это музыкальный коллектив.

Но это ещё не всё! Давайте-ка вспомним, при помощи каких инструментов собирались незадачливые музыканты «пленять своим искусством свет».

Дети:

«Достали нот, баса, альта, две скрипки…»

Учитель:

Две скрипки – это понятно. Что такое альт?

Дети:

Это такая же скрипка, только чуть больше по размеру.

У альта другой тембр – более матовый.

Учитель:

Молодцы! Остаётся узнать, что такое бас. Ну, тут вы мне должны поверить, что так Крылов называет… виолончель, а вовсе не контрабас, как думают некоторые. Хотя действительно, этот громоздкий, большой инструмент с низким, неповоротливым звуком очень подошёл бы неуклюжему мишке. Но контрабас никогда не входил в состав струнного квартета. Басом же Крылов называет виолончель потому, что в квартете это самый низкий, басовый инструмент.

Итак, что же мы узнали, прочитав только начало басни? На каких инструментах играли горе-музыканты? Скажите одним словом.

Дети:

На струнно-смычковых.

Учитель:

Значит, такой квартет мы назовём… правильно,  струнным. А как вы думаете, квартеты могут быть только струнными?

Дети:

Скорей всего нет, потому что у доски мы часто поём по четыре человека.

Учитель:

Да, такой квартет называют вокальным. Итак, если в квартете все инструменты из одной группы, то такой квартет называют однородным по составу, если из разных, то смешанным. Учитывая новые знания, попробуйте дать более полное определение квартета.

Дети:

Квартет – это музыкальное произведение, которое исполняют 4 любых музыканта.

Учитель:

Не найдём ли мы в басне ещё чего-нибудь интересное?

У нашего квартета никак не получалась музыка. В чём, по мнению зверей, была причина, что «квартет нейдёт на лад»?

Дети:

Они думали, что это зависит от того «кому и как сидеть».

Учитель:

«Стой, братцы, стой, - кричит мартышка, - погодите,

Как музыке идти, ведь вы не так сидите!»

Очевидно, любопытная и пронырливая мартышка слышала краем уха, что рассаживаться надо как-то по-особенному. Что она предложила?

Дети:

«Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы…»

Учитель:

Мартышка, конечно же, всё перепутала. Настоящий струнный квартет в наше время обычно располагается так:

«прима и втора», то есть 1 и 2 скрипки помещаются рядом,

альт против первой скрипки, а виолончель – рядом с ним.

С2        В

С1                               А

Вполне вероятно, что при «раздорах и спорах» горе-квартета кем-нибудь и был предложен правильный вариант, но Крылов об этом ничего не говорит.

Зато сказано другое, самое существенное. Найдите эти строчки в тексте.

Дети:

«Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье

И уши ваших понежней, -          

Им отвечает Соловей. -

А вы, друзья,  как не садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!»

Учитель:

Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом, и, что особенно для нас важно, больше всего он любил играть в струнном квартете, обычно партию альта.

Как вы думаете, ребята, чём мораль басни?

Дети:

Чтобы стать музыкантом, нужно учиться, много работать, уметь сотрудничать друг с другом.

Учитель:

Только ли «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»?

Дети:

Нет. Чтоб хорошо делать любое дело, нужны знания, умения, старание, согласие.

Учитель:

Вот сколько нового и интересного о музыке мы узнали, прочитав лишь одно литературное произведение – басню И.А.Крылова «Квартет». Я думаю, что вы  к следующему уроку с лёгкостью выполните домашнее задание: найдёте и выпишете в тетрадь те басни Крылова (названия), на страницах которых звучит музыка.

И было бы несправедливо, если б мы так и не услышали звучание настоящего струнного квартета.

(Слушание фрагмента 3-ей части  Второго квартета А.П.Бородина)

Учитель:

Эту прекрасную музыку написал русский композитор А.П.Бородин (1833 – 1887), с творчеством которого мы уже встречались.

Ребята, попытайтесь определить, что же отличает эту чудесную музыку от хаоса, производимого  незадачливыми «музыкантами» из басни Крылова?

Дети:

- Мы услышали красивую, певучую мелодию;

- она была плавной, гибкой, с выразительными интонациями;

- характер музыки был задушевный, спокойный, лирический;

- музыканты бережно передавали её друг другу, тема переходила от одного инструмента к другому.

   

Учитель:

Как музыкальный жанр, квартет появился во 2-ой половине 18 века. Квартеты писали и пишут как зарубежные, так и отечественные композиторы.

(Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Э.Григ, Ф.Шуберт, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев,  Д.Д.Шостакович и другие).

Ну а теперь, поскольку вы уже знаете, что такое квартет (дети дают определение), вы легко догадаетесь, что такое трио, дуэт? (Ответы детей) Существуют также квинтеты, секстеты и другие музыкальные коллективы. По-другому их ещё можно назвать ансамблями.  Ансамбль – от французского ensemble (вместе) – означает совместное исполнение.

А как называют музыкальный коллектив, где число участников больше 12?

Дети:

Хор!

Учитель:

Давайте все вместе, хором споём песню, в которой главный герой также играет на музыкальном инструменте. Это…

Дети:  

Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

(Идёт работа над песней – повторяем сначала сопрановую партию, затем партию альтов; распределяем голоса и исполняем песню).

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, смычок и скрипка на самом деле были волшебными?

Дети:

Нет, они были обычными, но в руках старичка скрипка творила чудеса.

Учитель:

Значит, старичок – волшебник? Если да, то в чём заключалось его волшебство? (Дети дают ответы)

Учитель:

Какое же значение в жизни человека играет музыка? (Дети дают ответы)

Учитель:

Таким образом, искусство имеет необыкновенную силу. Оно также необходимо человеку, как пища и кров.

Давайте подведём итоги! Итак, что мы сегодня делали на уроке?

Дети:

Мы слушали и исполняли музыку, читали басню.

Учитель:

С какой целью?

Дети:

Чтобы дать ответ на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» (тогда бы исчезли все литературные страницы, на которых звучит музыка; было б неинтересно…).

Учитель:

Что нового сегодня вы узнали?

 (Дети дают определения квартета, вспоминают, какие квартеты бывают по составу, какие инструменты входят в струнный квартет, расположение квартета, что такое ансамбль и др.)

Учитель:

А чему мы сегодня научились? (ответы детей)

Самое главное – мы сегодня учились «всматриваться» в литературный текст и из хорошо знакомого литературного произведения добыть массу полезных сведений из мира музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"

конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...

Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"

Тема  урока:  Музыка  в  баснях  И.А.Крылова.Цель  урока:   вместе  с  учащимися  выяснить,  каким  образом  музыка  играет...

5 класс. урок музыки "Басни о музыке. Квартет"

Знакомство с жанром квартета на примерах классической и современной музыки...

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"...