Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Глухова Елена Владимировна

Сегодня перед общеобразовательной  школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

                                                     Глухова Елена Владимировна,  учитель музыки.

           «… Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».

                                                                                     Д.Б. Кабалевский

Сегодня перед общеобразовательной  школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

 Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

          Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса  без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как   характеристику любой образовательной технологии,  и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

           Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект. Один из элементов урока – вокализация. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

           Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища». Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии,  на уроках особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию в школьнике оптимистического и

жизнеутверждающего мировоззрения. Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно -

визуальный, ритмический, двигательный. Всю вокально-хоровую деятельность на уроке можно разделить на несколько видов:

1. Хоровое исполнение песен;

2. Пение по группам;

3. Сольное исполнение.

Каждая форма исполнения имеет свои преимущества: 

         Хоровое: развивает  навыки совместного исполнения произведений; воспитывает ответственность за коллективное исполнение, учит правильному унисонному звучанию.

          Пение по группам: постепенно подводит ребят к хоровому многоголосию; развивает интонационный, ритмический слух.

          Сольное исполнение: используется на уроках-концертах, солирующая партия отводится хорошо интонирующему ребенку, с развитым ритмическим слухом.

 Немаловажную роль играют распевки.

Распевание делится на два этапа: 

1. Разминка артикуляционного аппарата, мышц лица и дыхания;

2. Распевание голосового аппарата. 

   При разминке артикуляционного аппарата и мышц лица необходимо ввести элемент игры. Так довольно сложные упражнения будут восприниматься детьми очень легко, с юмором. Создаётся положительная атмосфера с самого начала урока. Дети должны прочувствовать все мышцы лица, задействованные в упражнениях.

Упражнение № 1 «Покатай шарики».

Языком по внутренней части щеки по часовой стрелке проводятся 3 круга, затем против часовой стрелки. Губы при этом крепко сомкнуты.

Упражнение № 2 «Улыбка мартышки».

Высоко поднять дуги бровей, как бы удивляясь. При этом вытянуть вперёд губы сомкнутые в трубочку. Затем широко улыбнуться крепко сомкнутыми губами (очень важно не показывать зубы).

Упражнение № 3 «Оскал».

Поднять верхнюю губу при этом открыть верхние зубы. Нижнюю челюсть отодвинуть внутрь. Затем положение челюстей поменять. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, обнажив зубы, а верхнюю задвинуть и закрыть зубы губой. И так несколько раз. Упражнение сложное, задействовано большое количество лицевых и шейных мышц.

Упражнение № 4 «Молоточки».

Подушечками всех пальцев твёрдо постукивать по лицу. Упражнение выполнять по массажным линиям лица. В конце мягко разгладить лицо ладонями рук. 

Упражнение № 5 «Поговорки».

Произнести с чёткой дикцией поговорку. Скорость проговаривания увеличивать.

Упражнение № 6 «Сосчитай».

Произнести счёт от одного до десяти, изменяя динамику от рр до ff (от шёпота до громкого возгласа). И в обратном порядке от ff до pp. Руками можно изображать раскрывающийся мех гармони, чем шире руки друг от друга, тем громче звук. И наоборот.

            Для того чтобы звучание песен было ровным и крепким необходимо научить учащихся правильно дышать во время исполнения песен. Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет учителю в решении одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом.

            Наряду с основными формами музыкальной работы в школе используются: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия.

            Фольклорная арттерапия. Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.    

            Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

            Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

            Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

             Музыкатерапия. Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко                            “музыкальным” существом. Музыкатерапия  – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

              Восприятие музыки. Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека: музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.   “Болеро” М. Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, апатичными детьми. “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение. Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему. “Лунная соната” Л.В. Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает. Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса. От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии (руководитель – академик С. Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений                   А. Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс). В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф. Листа, “Маленькой ночной серенады” В. Моцарта. Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена. Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х. Глюка. Результаты применения элементов музыкотерапии свидетельствуют о том, что обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал. В.Бехтерев считал, что среди вспомогательных средств общения самым действенным является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям.

                                                                                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».

Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...