Форма в музыке. Трехчастная форма построения музыкальных произведений.
презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме

Решетникова Светлана Георгиевна

Материал создан в помощь учителю, для ознакомления учащихся 7 классов с очередной темой раздела "Формы в музыке". Раскрывается вопрос, что же такое форма в музыке. Данный материал знакомит с трехчастной музыкальной формой построения  произведений.

Форма - это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к последовательности звучания(проведения) в нем музыкального материала.

В чем заключается главная задача музыкальных произведений? 

Трехчастная форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль(в первой части), развить мысль(во 2 части), а затем вернуться к главной мысли и утвердить ее(в 3 части). 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трехчастная форма п остроения музыкальных произведений 7 класс Автор презентации учитель музыки и МХК Решетникова С.Г. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 2

Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. В музыке, как и в речи (и в любом другом виде искусства) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 3

Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 4

трехчастная форма (ABA) , состоящая из трех периодов, где А — представляет собой изложение музыкальной темы; В — развитие темы А или новый контрастный материал; А — реприза, точное или измененное повторение части А . Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 5

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях Д.Б.Кабалевкого , С.В.Рахманинова , П.И.Чайковского и многих других композиторов. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 6

Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе). Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 7

Д.Б.Кабалевский Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны» музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез , то на соль-бекар (второе предложение): Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 8

Allegro В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается: они теперь «закручены в другую сторону » Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 9

А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 10

Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 11

С.В.Рахманинов До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но бывает и безрепризная . Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. В такой форме написана "Итальянская полька" Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода - три разных малюсеньких полечки . Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 12

Тема первого периода Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 13

Тема второго периода Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 14

Тема третьего периода Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 15

Отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному . Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 16

П.И.Чайковский Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни, которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец. Так начинается первый период Неаполитанской песенки: Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 17

. Тихо Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 18

Затем идёт ещё один период: В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 19

А после этого появляется ещё один период: здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте Решетникова Светлана Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...

В музыку с любовью. Разбор музыкального произведения.

Пгружение в мир музыки посредством радостного восприятия звучащих на занятиях фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с основами музыкальной грамоты и простыми музыкальными формами. Разб...

Рабочий лист по музыке по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"

Урок по музыке в 7 класса по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"...

Доклад "Исполнение как форма существования музыкального произведения"

Кто же он, исполнитель? Творец, соавтор или воспроизводитель? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев две противоположные точки зрения на отношение исполнителя к продукту авторского творчества....