Главные вкладки

    Рабочий лист по музыке по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"
    план-конспект урока по музыке (7 класс)

    Коробейникова-Макарова Ольга Владимировна

    Урок по музыке в 7 класса по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochiy_list_po_muzyke_7_klass_9_aprelya.docx23.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет   Музыка

    Учитель Макарова О.В.

    Класс: 7

    Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

    Содержание

     О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

    Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

    С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы?

    Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации.

     В каких музыкальных произведениях более подробно, ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?

    В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.

    Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли.

    Но не менее важно проследить и за процессом её развития.

    Так бывает  в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.

    Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия

    Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

    Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.)

    Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению.

    ( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского) - https://yosounds.ru/?song=%D0%9C.+%D0%9F.+%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%E2%80%93+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BAК какому образу в данном произведении обратился композитор?

    Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории.

    « Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность

    -Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

    - «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.

    -К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

    - Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

    +…

    - О чём поет трубадур?

    +..

    -Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

    - В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

    -Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

    -Послушайте стихотворение:

    ***

    - В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

    Я к замкам уходить люблю Средневековым;

    Мне сердце радует их сумрачная тишь,

    Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

    Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

    Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

    Проемы ниш, куда ьезвестная рука

    Святых и воинов врубила на века,

    Капелла с башенкой-подобьем минарета,

    Аркады гулкие с игрой теней и света;

    Мне любы их дворы, поросшие травой,

    Расталкивающей каменья мостовой,

    И аист, что парит в сиянии лазурном,

    Описывая круг над флюгером ажурным,

    И над порталом герб- на нём

    изображен.

    Единорог иль лев, орел или грифон;

    Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

    Крутые лестницы и сводчатые залы,

    Где ветер шелестит и стонет в вышине,

    О битвах и пирах рассказывали мне..

    И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

    Величье рыцарства и блеск

    Средневековья.

    ***

    -Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?

    +…

    -Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

    -Ничто не забыто: не только

    «проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине»

    -Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном.

    Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе

    «Старый замок»

    - Кто же такие трубадуры?

    +…

    - Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов.

    - А вот в музыке все наоборот

    -В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности.

    - В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение;

    - В мелодии лишь что мы можем услышать?

    + Услышать грусть, печаль, тоску.

    -В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

    -В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему.

    - А что нам может показать музыка?

    + Движение

    -Даже изобразить вечность подвластно музыке.

    Итог урока

    Мы говорили о   связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

    Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия?

    Связана

    Найти

     

    Найдите подходящий для Вас курс


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

    Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

    Урок музыки в 3 классе "Музыкальная форма"

    Изучение материала по теме "Музыкальная форма". Виды музыкальных форм....

    Урок музыки в 3 классе "Музыкальная форма"

    Изучение материала по теме "Музыкальная форма". Виды музыкальных форм....

    Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

    Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  музыка...

    конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

    конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...

    Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

    Рабочий лист по музыке для  5 класса  по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...