Главные вкладки

    конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
    план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

    Исламутдинова Алина

    конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_muzyke.docx24.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по музыке

    Класс: 7

    Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

    Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке

    Задачи урока:

    Образовательная:

    • Сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусорского, Р. Шумана
    • Научить анализировать музыкальные произведения

    Развивающая:

    • Развивать мыслительные способности учащихся
    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение
    • Развивать музыкальный слух

    Воспитательная:

    • Приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусорского, Р. Шумана
    • Способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке

    Музыкальный материал:

    • «Старый замок»- М.П.Мусорского
    • Пьеса «Порыв»- Р.Шумана
    •  «Весна»- в исполнении Оксаны Разумовской

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, презентация

                                                     

                                                         Ход урока

    Этапы

    урока

    Содержание

    Время

    Используемые УУД,принципы

    1.Мотивация к учебной деятельности

    (музыкальное приветствие на муз. инструменте)

    - Я скажу слова: «Добрый день..» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, ответят в знак приветствия всем одноклассникам и мне.

    -Добрый день всем девочкам! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!..Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем, кто хочет узнать что-то новое на уроке.

    3мин.

    УУД:

    Коммуникативные;

    Регулятивные;

    Принцип психологической комфортности;

    2. Актуализация знаний

    -Урок я хочу начать со слов русской поэтессы Новеллы Матвеевой:

    -Вы объясняли музыку словами.

    Но, видно, ей не надобны слова,

    Не то она, соперничая с вами,

    Словами изъяснялась бы сама.

    И никогда ( для точности в науке)

    Не тратила бы времени на звуки.

    - Как вы понимаете смысл этих строчек?

    +…

    -Ребята, вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях?

    + О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

    6мин

    УУД:

    Коммуникативные;

    Личностные;

    Регулятивные;

    Принцип вариативности;

    3.Постановка проблемного вопроса

    -Сегодня мы с вами будем закреплять материал о связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

    -Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

    -С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы?

    + Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации.

    - Верно!

    2 мин.

    УУД:

    Коммуникативные;

    Личностные;

    Принцип деятельности;

    Принцип целостного представления о мире;

    4.Открытие детьми новых знаний

    - В каких музыкальных произведениях более подробно ,ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?

    + В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.

    -Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. -Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Пытаемся увидеть разницу в изображениях природы.

    (Слайд)

    - Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

    + Первое изображение

    -А что мы видим на втором изображении?

    +Мы видим главную тему картины

    -Река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения

    - Так бывает и в музыке,то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.

    -Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия

    -Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

    -А сейчас ребята, приняли все позу слушателя. Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.)

    -Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению.

    ( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского)

    - К какому образу в данном произведении обратился композитор?

    + Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории.

    -« Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность

    -Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

    - «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.

    -К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

    - Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

    +…

    - О чём поет трубадур?

    +..

    -Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

    - В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

    -Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

    -Послушайте стихотворение:

                      ***

    - В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

    Я к замкам уходить люблю Средневековым;

    Мне сердце радует их сумрачная тишь,

    Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

    Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

    Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

    Проемы ниш, куда ьезвестная рука

    Святых и воинов врубила на века,

    Капелла с башенкой-подобьем минарета,

    Аркады гулкие с игрой теней и света;

    Мне любы их дворы, поросшие травой,

    Расталкивающей каменья мостовой,

    И аист, что парит в сиянии лазурном,

    Описывая круг над флюгером ажурным,

    И над порталом герб- на нём

    изображен.

    Единорог иль лев, орел или грифон;

    Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

    Крутые лестницы и сводчатые залы,

    Где ветер шелестит и стонет в вышине,

    О битвах и пирах рассказывали мне..

    И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

    Величье рыцарства и блеск

    Средневековья.

    ***

    -Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?

    +…

    -Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

    -Ничто не забыто: не только

     «проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине»

    -Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном.

    Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе

     «Старый замок»

    - Кто же такие трубадуры?

    +…

    - Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов.

    - А вот в музыке все наоборот

    -В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности.

    - В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение;

    - В мелодии лишь что мы можем услышать?

    + Услышать грусть, печаль, тоску.

    -В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

    -В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему.

    - А что нам может показать музыка?

    + Движение

    -Даже изобразить вечность подвластно музыке.

    - Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает внимание?

    + На принцип повторности

    -Сегодня на уроке прозвучит также пьеса, противоположная пьесе по образу, по характеру, по настроению «Старый замок»,

    -Название этой пьесы «Порыв» Р.Шумана (1810г.-1856г.)

    -Эта пьеса динамичная, импульсивная. Данная пьеса также построена на принципе повторности.

    ( слушание пьесы « Порыв» р. Шумана)

    -В какой форме построено произведение?

    + В форме рондо.

    - Сколько тем звучит в ней?

    +Две

    -Молодцы ребята! Вы были очень внимательны.

    -Сейчас мы с вами перейдем к вокальной музыке

    -Приняли все позу слушателя.

    Прослушайте песню « Весна»- автором и исполнителем является Оксана Разумовская

    ( слушание муз.произведения)

    -О чём эта песня?

    + О весне

    -Мы с вами сегодня разучим эту песню. Приняли все позу исполнителя.

    -Поём все дружно, весело, с хорошим весенним настроением.

    ( разучивание,  муз. инструмент)

    25мин

    УУД:

    Коммуникативные;

    Личностные;

    Познавательные;

    Принцип деятельности;

    Принцип целостного представления о мире;

    5. Итог урока

    - Ребята, о какой теме мы сегодня говорили на уроке?

    + О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

    -Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия?

    + Связана

    2мин

    УУД:

    Коммуникативные;

    Регулятивные;

    Принцип деятельности;

    Принцип вариативности;

    6. Рефлексия

    -Что вы нового узнали сегодня на уроке?

    -В чём вы затруднялись?

    -Что давалось легко?

    -Мне понравилось как вы сегодня работали.

     Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

    2мин

    УУД:

    Коммуникативные;

    Регулятивные;

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

    План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

    Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

    Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

    Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».

     На уроке применяются современные образовательные технологии:             Технология развивающего обучения (ТРО)....

    Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

    На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

    Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

    Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...

    Рабочий лист по музыке по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"

    Урок по музыке в 7 класса по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"...