Методическая разработка концерта для родителей "Танец и песня в фортепианной музыке"
учебно-методический материал по музыке по теме

Данная работа содержит разработку сценария отчётного концерта для родителей, представленного в форме лекции-беседы на тему использования жанров песни и танца в фортепианной музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_metodicheskaya_razrabotka_tanets_i_pesnya.doc213.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ  ДОД Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

отчетного концерта для родителей

«Танец и песня в фортепианной музыке»

(для педагогов дополнительного образования)

Составитель: Коляда Е.В.

Педагог дополнительного образования

По классу фортепиано

Санкт-Петербург

2013

Информационная карта открытого мероприятия

  1. Ф.И.О.   Коляда Е. В.

  1. Стаж работы: 12 лет

  1. Категория: высшая

  1. Место проведения:  кабинет № 43 (Алтайская, 24)

  1. Дата и время проведения: 26 мая 2012 г., 13. 30 ч

  1. Возраст детей: 7-14 лет

  1. Количество детей: 14 человек

  1. Продолжительность мероприятия: 45 мин

  1. Форма мероприятия: концерт

  1. Название мероприятия:  « Танец и песня в фортепианной музыке»

                 Пояснительная записка

    Идея: Предлагаемый отчетный концерт для родителей проводится в форме музыкальной гостиной, в которой пьесы, подготовленные детьми для демонстрации своих умений и навыков, объединены одной темой – «Танец и песня в фортепианной музыке». Поскольку пьесы этих двух жанров являются обязательной частью детского репертуара, беседа на данную тему является своего рода обобщающим занятием, необходимым для более полного раскрытия и понимания музыкально-художественного образа произведений. Форма концерта выстроена следующим образом:  педагог ведёт лекцию-беседу, а дети иллюстрируют слова педагога исполнением соответствующих пьес. Помимо преследования  обучающих задач такая форма концерта представляет собой познавательно - интересное мероприятие для детей и родителей. Концерт-лекция способствует активному восприятию и пониманию представленной  музыки, формирует эстетическое представление о проведении семейного досуга детей и родителей.

  В концерте принимают участие дети 1-го,  2-го и 3-го года обучения, обучающиеся по программе «В музыку с радостью»

   

   Цель: создание условий для демонстрации музыкально-исполнительских  навыков, раскрытия и понимания музыкально-художественного образа произведений.

        

 Задачи:

 - закрепить полученные воспитанниками знания, умения и навыки                        в условиях концертного выступления

- обобщить и закрепить знания о характерных чертах песенного и танцевального жанров

- развивать у воспитанников  артистизм,  интерес к исполняемой музыке

- воспитывать у детей творческую волю, самообладание, выдержку

- формировать у детей  способность к творческому взаимодействию

    Ведущие принципы при проведении концерта:

Принцип единства эмоционального, эстетического и этического.

 Принцип связи обучения с окружающей жизнью

 Принцип сотрудничества

 Принцип коллегиальности

      Основные методы, используемые на концерте:

         

  • Словесный
  • Практический
  • Метод эмоционального воздействия.
  • Метод побуждения к организации семейного досуга детей и родителей

        Материально-техническое оснащение:

      - кабинет

      - стулья

      - инструмент

      - программки концерта

     

Ожидаемый результат:

Дети:

 - закрепят знания о характерных чертах песенного и танцевального жанров

 - продемонстрируют  полученные в процессе обучения знания, умения, навыки.

-проявят выдержку, самообладание, артистизм

-почувствуют интерес к исполняемой музыке

-покажут способность к  творческому взаимодействию

        

Действующие лица:

       Ведущий – педагог объединения

       Исполнители – воспитанники объединения:

                    1 год обучения

  1. Пепоян  Аня
  2. Пепоян Нерсес
  3. Мелинти Полина

             2 год обучения

  1. Митичев Иван
  2. Гурьева Настя
  3. Павлечук Настя
  4. Горак Аня
  5. Кочаткова Алёна
  6. Смирнова Ева
  7. Стукалова Василиса
  8. Мелькаева Полина
  9. Тулякова Саша

                   3 год обучения

  1. Пущенко  Алексей
  2. Шибаева Оля

Всего: 14 человек

Музыкальный репертуар:

  1. «Бурре», И. С. Бах
  2. «Вальс гномов», Д. Томпсон
  3. «Вальс собачек», А. Артоболевская
  4. «Весёлый гном», И. Бойко
  5. «Ёлочка», М. Красёв
  6. «Из бабушкиных воспоминаний», К. Лоншан-Друшкевичова
  7. «Каватина Людмилы», М. И. Глинка
  8. . «Латышская народная полька», А. Жилинский
  9. «Лунная песня», А. Рыбников
  10. «Мазурка», А. Гречанинов
  11. «Мелодия», Н. Рубинштейн
  12. «Менуэт», В. А. Моцарт
  13. «Менуэт», В. А. Моцарт
  14. «Менуэт для труб», В. Данкамб
  15. «Мишка с куклой», обр. Б. Березняк
  16. «Ночь светла», М. Шишкин
  17. «Песня жаворонка» , М. И. Глинка
  18. « Песенка кота Леопольда», Б. Савельев
  19. «По грибы», Т. Потапенко
  20. «Прощальная песня», Г. Гладков
  21. «Санта Лючия», ит. н. песня
  22. «Старинная французская песенка», П. И. Чайковский
  23. .«Старый автомобиль», Р. Петерсен
  24. «Танец медвежат», Ю. Виноградов
  25. «Танец утят»
  26. «Тень-тень», В. Калинников
  27. «Чарльстон», В. Давидович

План мероприятия

Ход мероприятия

время

1. Вступительное слово ведущей.

4 мин

2. Выступление Митичева Ивана

3 мин

3.Выступление Гурьевой Насти

2 мин

4. Выступление Пепоян Ани и Пепоян Нерсеса

4 мин

5.Выступление Мелинти Полины

3 мин

6.Выступление Павлечук Насти

3 мин

7.Выступление Горак Ани

2 мин

8.Выступление Кочатковой Алёны

2 мин

9.Выступление Смирновой Евы

3 мин

10.Выступление Стукаловой Василисы

3 мин

11.Выступление Мелькаевой Полины

3 мин

12.Выступление Туляковой Саши

2 мин

13. Выступление Пущенко Алексея

2 мин

14. Выступление Митичева Ивана и Мелинти Полины

3 мин

15. Выступление Шибаевой Оли

3 мин

  16..Заключительное слово ведущей

3 мин

Сценарий концерта.

Ведущий – педагог объединения.

Вед: Здравствуйте, дорогие родители и гости! Очень рада вас видеть на нашем очередном отчётном концерте, который мы проводим в форме небольшой беседы  под названием  «Танец и песня в фортепианной музыке». Так как пьесы того или иного жанра есть в репертуаре каждого учащегося, то я решила сегодня поговорить о них подробнее, а ребята проиллюстрируют мои слова музыкальными пьесами.

   Начнём мы разговор с песенного жанра, который является самым популярным видом музыкального искусства. Он нам знаком с раннего детства, широко распространён как в быту, так и в профессиональной музыке. Что такое песня? Это соединение музыки и поэзии, мелодии и слова. Мелодия в песне имеет большое значение, она передаёт настроение, характер, её называют душой песни. «Лучшее, что есть в словах песни, исчезает, если нет к ней мелодии,- говорил великий индийский поэт и музыкант Рабиндранат Тагор, - такая песня теряет движение и краски, становится похожей на бабочку с оторванными крылышками…». В песне может быть аккомпанемент, т.е. сопровождение какого-либо инструмента, который поддерживает, обогащает основную мелодию.  Песенный жанр используется не только в вокальной музыке, когда мелодия со словами исполняется голосом, но и в инструментальной. В этом случае и мелодия и аккомпанемент исполняются на инструменте, в частности на ф-но.

      Многие композиторы использовали мелодии известных песен в своих сочинениях. Например, П. И.  Чайковский много ездил по разным странам, побывал во Франции, Германии, Италии. И везде композитор прислушивался к музыке, которая звучала вокруг него, некоторые мелодии записывал. Так появились в его «Детском альбоме»  ф-ные пьесы: «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка». Использовал он и русские песни.

1. П. И. Чайковский  «Старинная французская песенка»

    (исп. Митичев Иван)

Вед:  А сейчас вы услышите переложение для ф-но песни М. И. Глинки, написанной на известные стихи Н. Кукольника:

Между небом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей,

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий.

1. М. И. Глинка «Песня жаворонка»

      (исп. Митичев Иван)

Вед:  Следующие две пьесы продолжают представлять песенный жанр в нашем  концерте. Одна из них является типичным романсом без  слов, а другая – это переложение для ф-но  арии Людмилы из оперы М.И. Глинки. «Руслан и Людмила»

1.А.Г.Рубинштейн «Мелодия»

2. М. И. Глинка «Каватина Людмилы»

         (исп.  Гурьева Настя)

   Вед:   Поговорим о другом жанре - о танце. Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. В одних случаях роль их чисто прикладная – они сопровождают танец. Такие произведения, как правило, не очень сложны. Но есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного исполнения. Танцевальные пьесы есть в сюитах И.С. Баха, среди  сочинений  Шуберта,  Шопена, Грига, Брамса и многих других композиторов. Танцев существует большое количество и каждый имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

   Начнём наше описание со всеми любимого вальса. Он произошёл от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера и был распространён в Австрии, Германии и Чехии. А в 19 веке вальс стал популярным во всей Европе, поэтому его стали называть европейским танцем. Музыка танца разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы  радостные и грустные, торжественные и спокойные, мечтательные и задумчиво-печальные. Какие общие черты у всех вальсов? Трёхдольный размер. В вальсах всегда можно услышать аккомпанемент, изложенный типичным образом: на первой доле басовый звук, а на второй и третьей – два аккорда.

1.Д. Томпсон «Вальс гномов»

2. А. Артоболевская «Вальс собачек»

     (исп. Пепоян Анна и Пепоян Нерсес)

 Вед: А сейчас в исполнении ребят вы  услышите небольшие пьески уже песенного жанра. Они сыграют известные мелодии, а я – аккомпанемент.

1. Т. Потапенко «По грибы»

2. В. Калинников «Тень-тень»

    (исп. Пепоян  Анна)

3. М. Красёв «Ёлочка»

    (исп. Пепоян  Нерсес)

           

Вед:  Вернёмся к вальсу:

«Прелестный и забытый танец вальс.

Ты царствовал в начале века,

который смуты, войны порождал,

губя и унижая человека.

А молодежь в безумном умиленье,

забыв достоинство, войти стремится в транс.

Пренебрегая Штрауса твореньем,

танцует танец в стиле «декаданс».

Ушел великий танец. Нет сомненья,

не популярен он. Но будет час,

когда любой захочет испытать движенье,

наполненное музыкой под вальс.

И вновь, расправив спины, плечи,

и выпрямившись в рост, бог даст,

захочет станцевать забытый, вечный,

но вновь воскресший танец вальс» [1]

 

\

1. К. Лоншан-Друшкевичова «Из бабушкиных воспоминаний»

2. Ю. Виноградов «Танец медвежат»

3. Б. Савельев « Песенка кота Леопольда»

      (исп. Мелинти Полина)

Вед: Следующий танец – полька. Это чешский народный танец, который танцуют парами по кругу, весело, непринуждённо, в быстром темпе. Название происходит от чешского слова pulka- половина, так как  танцевали польку мелкими шажками. Размер двухдольный, темп подвижный.

1. А. Жилинский «Латышская народная полька»

2. «Танец утят»

     (исп. Павлечук  Настя)

Вед:  А сей час вы услышите пьесу, в которой как будто  встречается  два жанра- песня и танец полька.

1. «Мишка с куклой»

      (исп. Горак Аня)

     

 Вед:  Ещё один интересный танец- мазурка. Это польский народный танец. Как и в вальсе, размер трёхдольный. Только в вальсе метрическое ударение падает на первую долю такта, а в мазурке смещается на вторую или на третью долю. Также,  по сравнению с плавным, мягким характером вальса, для мазурки характерны частые резкие акценты.

Сейчас вы услышите мазурку, в которой акценты несколько смягчены. Эта пьеса – грустное воспоминание  бабушки  о танце - мазурке, который она танцевала в молодости:

«Помню, помню.

Как, бывало, в юности

В первой паре танцевала я…

Словно во сне плыла,

Словно на крыльях…

Радость беспечная

В сердце жила…»  (М. Лаписова)

1. А. Гречанинов «Мазурка»

2. М. Шишкин «Ночь светла»

      (исп. Кочаткова Алёна)

 Вед: Теперь перенесёмся в эпоху прошлых веков и обратимся к старинным танцам. Менуэт был распространён  в 17-18 веках. Это французский придворный танец умеренного темпа с трёхдольным размером. Название возникло от французского слова menu –маленький, так как танцевали менуэт мелкими шажками. Танцевали его на балу. Давайте представим бальные костюмы того времени – изысканно завитые парики, пышные платья, требующие плавных движений, изящные туфли на каблучках у мужчин и женщин, веера. На балах присутствовал распорядитель, который давал указания своим жезлом: где сделать реверанс, где поменяться местами. Танец менуэт состоял из вежливых поклонов и реверансов.

       

       1. В. А. Моцарт «Менуэт»

       2. А. Рыбников «Лунная песня»

           (исп. Смирнова Ева)

    Вед:      

   «Когда двенадцать бьют часы в полночный час,

   Мы будто оживаем.

   Настроен клавесин. Под менуэт сейчас

   Давайте помечтаем.

               Я вижу снова в блеске зал,

               Улыбки дам, как яркий свет.

               Оркестр пленительно играл

               Красивый модный менуэт.  

   Гавот и ригодон, бурре и полонез

   Во Франции ценили,

   Но при дворе один имел лишь танец вес,

   Его всегда любили.

               Движения просты – два шага и присесть,

               Изящно повернитесь.

               Танцуйте менуэт. Ведь, если захотеть,

               Вы в прошлое умчитесь» [2]

        1. В. А. Моцарт «Менуэт»

             (исп. Стукалова Василиса)

        1. В. Данкамб «Менуэт для труб»

        2. Ит. н.  п. «Санта Лючия»

               (исп. Мелькаева Полина)

Вед: Вы послушали,  как звучит галантный, неторопливый менуэт. А теперь вы услышите тоже старинный, но совершенно противоположный по характеру танец. Во-первых, он народный, хороводный,  а во-вторых, он подвижный и энергичный. Это старинный французский народный танец бурре. Название произошло от французского слова bourrer- делать неожиданные скачки. Характерен чёткий ритм, затакт в одну тактовую долю.

         1. И. С. Бах «Бурре»

            (исп. Тулякова Саша)

Вед:  Перенесёмся  в другое время, в  конец 19- начало 20 века. В это время,  в результате соединения африканской и европейской культур,  возникла особая форма музыкального искусства - джаз. Джазовая музыка очень многообразна.  Отдельную  группу составляет джазовая танцевальная музыка, одним из представителей которой является танец чарльстон.  Название связывают с названием города Чарльстона в Южной Каролине. Танец получил широкое распространение по всей Америке, а затем и в Европе. Чарльстон считали лёгким в обучении, нужно было всего лишь научиться совершать характерные,  энергичные движения руками и ногами под быструю музыку. Чтобы танец получался зажигательным, его надо было исполнять с позитивным настроением и легко. Чарльстон имеет синкопированный ритм, размер 4-хдольный.

        1. В. Давидович «Чарльстон»

             (исп. Пущенко Алексей)

 

Вед:  О джазе можно говорить много. Назову две черты, характерные для музыкального языка джаза. В-первых, это синкопирование, т. е. смещение ритмического акцента с сильной доли на слабую. Во-вторых - свингирование. Свинг, в переводе с английского, означает покачивание. Это особый приём исполнения ритма, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается. Сейчас прозвучат две пьесы танцевального склада, в которых отчётливо слышны и свинг, и синкопирование.

 

       1. И. Бойко «Весёлый гном»

               (исп. Митичев Иван)

       2. Р. Петерсен  «Старый автомобиль»

               (исп. Митичев Иван и Мелинти Полина)

Вед:  В заключении концерта мы вновь обратимся к песенному жанру. Прозвучит переложение для ф-но  известной песни из телефильма «Обыкновенное чудо»:

        1. Г. Гладков  «Прощальная песня»

                 (исп. Шибаева Ольга)

     Наш  концерт подошёл к концу. Надеюсь, что ребята уяснили себе основные черты песенного и танцевального жанра,  и они  легко будут узнавать эти жанры в своих произведениях.  Желаю, чтобы всё хорошее, что случилось в этом году, осталось с вами, а всё плохое - ушло и забылось.   Благодарю ребят за исполнение, а наших дорогих слушателей - за внимание. Приходите на наши следующие концерты, всегда рады вас видеть. До новых встреч.

Список использованных источников.

1. «Прелестный и забытый танец вальс»

 http://www.samopal.net/stixi/7701

2.  «Когда двенадцать бьют часы в полночный час,

   Мы будто оживаем…»  http://www.karaoke.ru/song/4647.htm

3.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» , Москва «Советский композитор» 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные особенности трактовки фортепианной музыки импрессионистов.

Наиболее ярким представителем импрессионизма в  музыке  принято считать К.Дебюсси. Художник - первооткрыватель – он выявил в музыке новые возможности для передачи предельно утонченных о...

Концерт фортепианного отделения "Вечер фортепианной музыки"

Концерт учащихся фортепианного отделения.Материал может быть полезен преподавателям ДШИ!...

Сценарий лекции - концерта фортепианной музыки "Души прекрасные порывы..."

Лекция - концерт рассчитана на школьную аудиторию. В концерте представлены известные фортепианные произведения, разные по жанрам, стилям....

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...