Педагогическая партитура
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме

Осипова Татьяна Павловна

Педагогическая партитура-это анализ музыкального содержания урока с разных позиций. Она разрабатывается для определённого музыкального произведения и даёт возможность использования данного музыкального материала в разных уроках музыки для решения образовательныхи воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_partitura.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая партитура

«Детские сцены» Шуберта.

Разработала:

учитель музыки первой квалификационной категории

МКОУ  Бурковская СОШ

Осипова Татьяна Павловна.

Волгоград 2014


Одним из видов деятельности учащихся на уроке искусства является слушание музыки. Воспринимая произведение искусства, человек может испытывать разные чувства, но чудо искусства в катариксе – в преодолении  обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека. Психолог Выгодский писал: « Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью». Поэтому так важно  педагогу в каждом уроке отобрать содержание для раскрытия данной темы, т. е. иметь педагогическую партитуру. Вот так выглядит разработанная мной педагогическая партитура произведения Шумана «Детские сцены» .Её можно использовать в уроке музыки для решения различных образовательных и воспитательных задач.

Составные элементы партитуры

Содержание

элементного состава

Где раскрывается

Название произведения

Шуман «Детские сцены»

Можно использовать в уроке искусства 8 класс Раздел: «Искусство открывает новые грани мира». Тема урока: «Человек в зеркале искусств» (Музыка).

Мировоззрение автора

Роберт Шуман- яркий представитель музыкального романтизма Германии (1810-1856г) Его творчество было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820-40 годов .Его музыка зовёт в мир высокой человечности, воспевает красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм ,капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей -характерные черты музыки Шумана ,отражающей свойства его натуры, связанной с двойственностью.

Шуман «Порыв», « Смелый наездник», фортепьянный цикл «Детские сцены»

Отражаемая действительность

В большинстве своих произведений Шуман обращается к внутреннему миру человека, палитре его эмоций и переживаний. Например, «Детские сцены» (1838-1839г). Непритязательный внешне замысел(сюита характерных пьес, навеянных темой детства), содержит, как это всегда бывает у Шумана, второй план. Вот как он сам объяснял идею сцен Кларе Вик: «Это был словно отзвук на слова, которые ты мне как то написала: Порою я могу показаться тебе ребёнком, -я был поистине окрылён и написал 30 маленьких и забавных вещей .Ты обрадуешься им, но конечно должна будешь забыть о себе  как о виртуозной пианистке. «Детские сцены»- это музыкальное признание в любви Кларе и навеяны её образом, воспоминанием о детстве  и о тех  часах, которые проводил молодой ученик Фридриха Вика ,играя с его детьми Кларой и Альвином в 1830 г.Клара в ответ писала: «Как много заключено в твоих звуках, как понимаю я их! Весь твой мир открывается в этих пьесах».

Шуман «Детские сцены»

Интерпретация

«Детские сцены» - это 12 живых ,ярких картин из жизни детства, отражают чистый и глубокий мир ребёнка. В цикле прослеживаются особенности стиля композитора-целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами.

1. «О чужих странах и людях»- пьеса – размышление, мир детской фантазии и сказки. Ласковая, светлая мелодия в 1 же такте окрашивается характерной для Шумана гармонией, вносящей элемент «Чудесного», романтического и манящего. Пьеса заканчивается как бы незавершённо -  у любой сказки нет конца.

2.«У камина»  - воспоминание взрослого о безмятежном детстве

3. «Почти серьёзно»- передаёт чувства ребёнка от первого робкого, но настоящего волнения сердца. Мелодия звучит текуче и трепетно.

4. «Просьба ребёнка» и «Полное удовольствие» -это микроцикл построенный на контрасте.(как в жизни).

5.Пьеса «Грёзы»-жемчужина шумановского мелодизма- передаёт безмятежный, спокойный ,мечтательный образ.(Каждый мечтает о своём).Полётность мелодии отражает устремлённость мечты. Таким образом эта музыка позволяет раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, даёт нам постоянное балансирование на грани реального и вымысла.

1.Создать ситуацию сопереживания разных эмоциональных состояний человека.

2.Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

3.Содействовать развитию внимательного отношению к окружающему миру. (особенно внутреннему миру человека).

4.Воспитывать потребность в музыкальных переживаниях.

5.Способствовать формированию слушательской  культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства.

Образовательный потенциал произведения искусства (какая польза для детей)

«Детские сцены» - это целая энциклопедия человеческих чувств .Приобщение к этой музыке заставляет детей испытывать глубокие психологические переживания во всём их многообразии ,способствует гармонизации душевного мира ребёнка, формирует его нравственные  ориентиры и устои, развивает их творческое воображение и фантазию, активизирует индивидуально- психологические свойства личности.

Понимают, что внутренний мир маленького человека такой же глубокий и ранимый как и у взрослого, а значит требует бережного отношения, т.е проявляется гуманистическое начало(нельзя обижать и унижать других, потому что каждый человек- личность).Дети , соприкасаясь с такой музыкой, становятся  терпимее, внимательнее и добрее друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За тихой рекою", партитура

Партитура песни "За тихой рекою" будет полезна педагогам дополнительного образования, хормейстерам в качестве репертуара для старшего вокального ансамбля....

Партитура хорового произведения

1. Анализ хоровой партитуры, как начальный этап работы над ней.2. Раскрытие художественного образа с помощью средств  музыкальной выразительности  при изучении хоровой партитуры3. Зада...

Основные знаки речевой партитуры

Строчные ПодстрочныеНадстрочные ∫– минимальная пауза/ –пауза на счет «раз»// –пауза на счет «два»///–пауза на счет «три»< > –вводная интонация“ ” – ирония ____ –наименее важный це...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Партитура симфонии жизни

Урок в 10 классе по теме " Развитие организма и окружающая среда"....

Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.

Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум         Урок прово...